на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ЧАЙКОВСКИЙ Пётр Ильич [25.4(7.5).1840, Воткинск, - 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. В 1865 окончил Петерб. консерваторию (ученик А. Г. Рубинштейна). Был профессором Моск. консерватории (1866-1878).
Творчество Ч. принадлежит к вершинам мировой муз. культуры. Он написал 11 опер, 6 симфоний, симфонич. поэмы, камерные ансамбли, концерты для скрипки и для фортепьяно, произв. для хора, голоса, фортепьяно и др. Музыка Ч. отличается глубиной идей и образов, богатством переживаний и захватывающей эмоциональностью, искренностью и правдивостью выражения, ярким мелодизмом и сложными формами симфонич. развития. Ч. осуществил реформу балетной музыки, углубил её идейно-образные концепции и поднял до уровня совр. ему оперы и симфонии.
Балеты Ч. начал писать, будучи зрелым композитором, хотя склонность к сочинению танцевальной музыки проявилась у него с первых шагов творчества. Танцевальные ритмы и жанры, коренящиеся в бытовой музыке, использовались Ч. не только в небольших инструментальных пьесах, но и в оперных и симфонич. произв. До Ч. музыка в балетном спектакле имела преим. прикладное значение: давая ритмическую основу танцу, она, однако, не содержала глубоких идей и образных характеристик. В ней господствовали рутина и штампы, однотипные танцевальные формы приспосабливались для воплощения самых разл. сюжетов. Реформа Ч. была подготовлена опытом претворения танцевальных жанров и форм в мировой классич. оперной и симфонич. музыке, в т. ч. в его собств. творчестве, развитыми танц. сценами в операх М. И. Глинки и др. рус. композиторов, стремлением передовых балетмейстеров к повышению значения музыки в балетном спектакле. Суть реформы Ч. - коренное изменение роли музыки в балете. Из подсобного элемента она превратилась в определяющий, обогащая сюжет и давая содержание хореографии. Балетная музыка Ч. "дансантна", т. е. создана с учётом её танцевального предназначения, претворяет все достижения, накопленные в этой области; она театральна, поскольку содержит характеристику осн. образов, ситуаций и событий действия, определяя и выражая его развитие. В то же время по своей драматургии, принципам и стилевым особенностям балеты Ч. близки симфонич. и оперной музыке, поднимаются на один уровень с вершинами мирового муз. искусства. Не отвергая традиций, не разрушая исторически сложившихся жанров и форм балетной музыки, Ч. вместе с тем наполнил их новым содержанием и смыслом. Его балеты сохраняют номерное строение, но каждый номер представляет собой крупную муз. форму, подчинённую законам симфонич. развития и дающую широкий простор для танца. Большое значение у Ч. имеют лирико-драматич. эпизоды, воплощающие узловые моменты развития действия (adagio, pas d'action и т. п.), вальсы, создающие лирич. атмосферу действия, сюиты нац. характерных танцев, действенно-пантомимные сцены, рисующие ход событий и тончайшие изменения эмоциональных состояний действующих лиц. Балетная музыка Ч. пронизана единой линией динамич. развития в пределах отдельного номера, сцены, акта, всего спектакля в целом.
Первый балет Ч. "Лебединое озеро" (соч. 1876) повествует о борьбе за любовь и счастье против сил, сковывающих развитие жизни, о любви как высшем проявлении человечности. Эта тема, проходящая через всё творчество Ч., разрабатывается и во всех его балетах. В музыке "Лебединого озера" преобладают мягкая, задушевная лирика и эпизоды, полные взволнованного драматизма. Драматургия основана на сопоставлении отдельных лирич. сцен, кульминационных моментов в развитии внутреннего мира героев. Главная героиня - девушка-лебедь Одетта имеет муз. лейтмотив, который проводится через всё произведение, многообразно трансформируясь: он звучит то как задушевный рассказ о печальной судьбе, то как взволнованно страстный порыв, то как патетич. гимн победившей любви. Муз. характеристика сил зла напоминает темы рока в симфониях Ч. Первоначально Ч. задумал трагич. финал с гибелью главных героев, который, однако, не был реализован в последующих постановках. В первой постановке "Лебединого озера" (1877, Моск. Большой театр, балетм. В. Рейзингер) новаторство музыки осталось нераскрытым. Заложенное в ней сочетание симфонизма и действенности получило воплощение лишь в постановке Л. И. Иванова и М. И. Петипа (1895, Мариинский театр), где впервые были найдены пластич. лейтмотив темы лебедей ("плывущий арабеск"), контрастное противопоставление фантастики и быта, созданы симфонич. танцы лебедей, решена национально-характерная сюита и др. Эта постановка стала основой всех последующих версий "Лебединого озера".
В 1889 Ч. закончил балет "Спящая красавица" (1890, Мариинский театр, балетм. Петипа). Его муз. драматургия соответствует стилю зрелых опер и симфоний Ч. Она отличается цельностью развития и структуры, психологич. разработкой образов, возросшей ролью характерных и изобразительных элементов. Осн. драматургич. конфликт воплощён в резко контрастных развёрнутых темах феи Карабос и феи Сирени, олицетворяющих зло и добро. В музыке преобладают светлые, жизнеутверждающие образы. Во мн. эпизодах она отличается пышностью изложения, изобретательностью деталей. Кульминацией каждого акта являются празднично приподнятые, мажорно-патетические адажио с лирическо-кантиленными мелодиями. Большое значение имеют вальсы, а также жанрово-характерные и пейзажные эпизоды ("Панорама", "Сон"). Заключительный апофеоз выражает мечту о светлом и прекрасном мире. "Спящая красавица" стала вершиной творчества Петипа, достигшего здесь необычайного богатства действенно-танцевальных образных характеристик, симфонич. и ансамблевого танца.
Последний балет Ч. - "Щелкунчик" (соч. 1891; пост. в 1892, Мариинский театр, балетм. Иванов). Типичная для Ч. тема преодоления зла победоносной силой любви и человечности претворяется здесь через детские образы. Радостям детского праздника, мечте героини о любви и прекрасном мире противостоят образы мышиного царства, олицетворяющие зло. Эти начала музыкально воплощаются в развёрнутых симфонич. сценах (использующих, в частности, приёмы секвенционного и волнообразного развития, столь типичные для симфоний Ч.). Глубокий лиризм и драматизм сочетаются в музыке с изобразительной конкретностью в обрисовке характерных персонажей (куклы, мыши, нац. танцы). Выразительные средства Ч. в этом балете отличаются особым лаконизмом, изяществом, меткостью образных характеристик. В инструментовке применены новые краски (челеста, детский хор и др.).
Реформа балетной музыки, осуществлённая Ч., оказала глубокое влияние на последующее развитие балетного искусства. Композиторы А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, Б. В. Асафьев, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, К. Караев и др. по-новому использовали и развили достижения, завоёванные Ч. Исполнение гл. партий в балетах Ч. явилось стимулом развития и стало этапным в творчестве выдающихся танцовщиц и танцовщиков: М. Т. Семёновой, Г. С. Улановой, Н. М. Дудинской, М. М. Плисецкой, И. А. Колпаковой, Н. В. Тимофеевой, Е. С. Максимовой, Н. И. Бессмертновой, М. В. Кондратьевой, Р. С. Стручковой, Н. В. Павловой, К. М. Сергеева, М. М. Габовича, Ю. Г. Кондратова, Ю. В. Соловьёва, В. В. Васильева, М. Л. Лавровского, В. М. Гордеева и др.
Родство балетной музыки Ч. с его симфонич. и оперным творчеством сделало закономерными многочисл. опыты его хореографич. претворения. По произв. Ч. были поставлены балеты: на муз. 5-й симфонии - "Предзнаменования" (1933, Монте-Карло, балетм. Л. Ф. Мясин); на муз. 6-й симфонии - "Медуза" (1924, Нью-Йорк, М. М. Фокин), "Любовь и её судьба" (1956, Вена, С. Лифарь и Д. Парлич), "Идиот" (1980, Ленинградский ансамбль балета, Б. Я. Эйфман); на муз. симфонич. поэмы "Франческа да Римини" - одноимённые балеты Фокина (1915, Петроград), Д. Лишина (1937, Лондон), К. Ф. Боярского (1959, Ленинградский Малый театр), А. В. Чичинадзе (1960, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) и др.; на муз. увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" - одноим. балеты Б. Бартолина (1937, Париж), Д. Харангозо (1938, Будапешт), Лифаря (1942, Париж), Л. В. Якобсона (1944, Ленингр. хореографич. училище, на сцене Театра им. Кирова) и др.; на муз. увертюры-фантазии "Гамлет" (1942, Лондон, Р. Хелпмен) - "Размышления" (1970, Ленингр. Малый театр, Н. А. Долгушин) и др.; на муз. 1-го фортепьянного концерта - "Древняя Русь" (1942, Нью-Йорк, Б. Ф. Нижинская); на муз. 2-го фортепьянного концерта - "Балле эмпериаль" (1941, Нью-Йорк, Дж. Баланчин); на муз. 1-й части 3-го фортепьянного концерта - "Блестящее аллегро" (1956, Нью-Йорк, Баланчин); на муз. Скрипичного концерта - "Кончерто" (1958, Нью-Йорк, Г. Росс); на муз. Серенады для струнного оркестра - "Эрос" (без последней части - 1915, Петроград, Фокин; полностью - 1959, Ленингр. Малый театр, Боярский), "Серенада" (1934, Нью-Йорк, Баланчин); на муз. "Итальянского каприччио" - одноим. балеты О. Г. Иордан (1945, Ленинград) и Э. Борованского (1955, Сидней); на муз. 1-й сюиты - "Зеркальные тени" (1963, Штутгарт, П. Райт); на муз. 3-й сюиты - "В белом" (1918, Москва, А. А. Горский), "Тема с вариациями" (1947, Нью-Йорк, Баланчин; 1948, Париж, Ж. Шарра; 1952, Лондон, У. Гор; 1961, Ленингр. Малый театр, Р. И. Гербек); на муз. фортепьянного трио ля-минор - "Алеко" (1942, Нью-Йорк, Мясин), на муз. 2-й части этого трио - "Узоры струн" (1948, Нью-Йорк, Дж. Тарас); на муз. фортепьянного цикла "Времена года" - одноим. балет (1909, Петербург, Фокин) и "Баллада о любви" (1959, Ленингр. Малый театр, Ф. В. Лопухов); на муз. к "Снегурочке" А. Н. Островского - "Весенняя сказка" (1947, Театр им. Кирова, Лопухов) и "Снегурочка" (1946, Большой театр, В. А. Варковицкий; 1961, "Лондон фестивал балле", В. П. Бурмейстер; 1963, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, тот же) и др.; на муз. разл. произв. Ч. - балеты "Онегин" (аранжировка К. Х. Штольце, 1965, Штутгартский балет, пост. Дж. Кранко), "Пиковая дама" (1960, Монте-Карло, Лифарь; 1978, Марсельский балет, Р. Пти); на муз. сюиты из "Щелкунчика" - "Веселящиеся боги" (1923, Нью-Йорк, Фокин); на муз. разных инструментальных произв. - "Романс фа-минор" (1915, Петроград, Фокин), "Вальс-скерцо" (1958, Нью-Йорк, Баланчин), "Размышление" (1938, Ленинград, Якобсон), "Сентиментальный вальс" (1947, там же, Якобсон) и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЧА..

ОСТРОВСКИЙ

ПА-ДЕ-КАТР

ПАПОРОТНИК

ПЕРКОВСКИЙ

ПОКРЫШКИНА

ПОЛУПАЛЬЦЫ

ПРИСЕДАНИЕ

РАНИ КАРНА

РАУХВЕРГЕР

РАХМАНИНОВ

РИТЕНБЕРГС

РОСЛАВЛЕВА

РУБИНШТЕЙН

УПРАЖНЕНИЕ

УРОК ТАНЦА

УСЛОВНОСТЬ

ФРИДЕРИЧИА

ХОРЕАРТИУМ

ХРОМОЙ БЕС

ЧЕРМЕНСКАЯ

ШЕХЕРАЗАДА

ШИМАНЬСКИЙ

ШМОЛЬЦУВНА

ШОСТАКОВИЧ

ШПАРЕМБЛЕК

ШПРЛАК-ПУК

ШТЕФАНЕСКУ

ШТРАУСИАНА

ШУБЕРТИАНА

ЭЛИНГЕРОВА

ЭСМЕРАЛЬДА

ЯНКУ ЖИАНУ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.