на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ЯКОБСОН Леонид Вениаминович [2(15).1.1904, Петербург, - 17.10.1975, Москва, похоронен в Ленинграде], советский артист и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. училища (педагог В. И. Пономарёв), в 1926-33 артист, в 1942-50 и 1956-75 - балетмейстер Театра им. Кирова. В 1933-42 артист и балетмейстер Большого театра. Исполнял классич. и гротесковые партии (Гость в костюме летучей мыши - "Щелкунчик", балетм. Ф. В. Лопухов; Кот в сапогах - "Спящая красавица"; Акробат - "Красный мак", и др.). Балетмейстерскую деятельность начал ещё в ученические годы (ставил концертные номера). Первая крупная работа - пост. 2-го акта балета "Золотой век" Шостаковича (1930, Ленингр. театр оперы и балета). Продолжатель и последователь М. М. Фокина, Я. всегда шёл "против течения". В молодости он отрицал классич. танец, в зрелости стал инициатором возвращения в балетный театр танцевальной пластики, раздвинув её выразительные возможности и применяя в разных жанрах. Утверждал драматический балет, используя при этом специфически хореографич. способы решения сюжета. Всегда искал новые выразительные средства и формы, переносил в балет образы и приёмы смежных искусств. Сквозной темой его творчества стало осмеяние и осуждение разных форм зла и социальных пороков. Ведущая форма балетмейстерского творчества Я. - хореографическая миниатюра. Лучшие из уже созданных и новые миниатюры были объединены в спектакль "Хореографические миниатюры" (1959, Театр им. Кирова). В их числе: "Охотник и птица" на муз. Грига, "Размышление" на муз. Чайковского, "Слепая" на муз. Понса - Хейфица, "Венский вальс" на муз. Р. Штрауса, "Тройка" на муз. Стравинского, "Кумушки" Аранова, "Подхалим" Цитовича, "Триптих на темы Родена" на муз. Дебюсси ("Вечная весна", "Поцелуй", "Вечный идол").
Пост. балеты: "Чавдарчо" ("Пионерия") Волошинова и Чулаки (Ленингр. хореографич. училище, 1932), "Тиль Эйленшпигель" Р. Штрауса (там же, 1933), "Утраченные иллюзии" Асафьева (1936, Свердловский театр), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (Ленингр. хореографич. училище, 1944), "Испанское каприччио" (там же, 1944; 1952, Ленингр. Малый театр), "Каменный гость" (1946, Ленингр. хореографич. училище), "Шурале" ("Али-Батыр", 1950, Театр им. Кирова; Гос. пр. СССР, 1951; 1955, Большой театр), "Сольвейг" на муз. Грига (1952, Ленингр. Малый театр), "Спартак" (1956, Театр им. Кирова; 1962, Большой театр), "Клоп" Отказова и Фиртича (1962), "Новеллы любви" на муз. Равеля (1963), "Двенадцать" Тищенко (1964), "Страна чудес" Шварца (1967) - все в Театре им. Кирова. Я. был худ. руководителем ленингр. ансамбля Хореографические миниатюры, где пост.: "Па-де-де" и "Полёт Тальони" на муз. Моцарта, "Па-де-труа" на муз. Россини, "Па-де-катр" на муз. Беллини, "Средневековый танец с поцелуями" на муз. Прокофьева, "Паоло и Франческа" и "Минотавр и Нимфа" (оба на муз. Берга), "Бродячий цирк", "Контрасты" и "Негритянский концерт" на муз. Стравинского, "Экзерсис XX" на муз. Баха, "Симфония бессмертия" на муз. Тищенко, "Город" на муз. Веберна, "Блестящий дивертисмент" Глинки, "Моцартиана", "Сюрприз" на муз. Гайдна, Шесть па-де-де; "Клоп" и "Свадебный кортеж" на муз. Шостаковича, и др.
Соч.: Ассоциация нового балета, "ЖИ", 1928. No 43; За балетмейстерскую смену, "Р и Т", 1929, No 39; Пути советской хореографии, там же, 1931, No 26; Тайна власти художника, в кн.: Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЯК..

ШЕКСПИР

ШИКАНЯН

ШИЛЛИНГ

ШИРОКОВ

ШЛЯМОВА

ШЛЯПИНА

ШМЫРОВА

ШНЕЙДЕР

ЩЁГОЛЕВ

ЭЛЬСЛЕР

ЭПИЗОДЫ

ЭСТОНИЯ

ЭЧЕВЕРИ

ЮЛТЫЕВА

ЮРИСАЛУ

ЮСУПОВА

ЮШКЕВИЧ

ЯГ-МОРТ

ЯГМИНАС

ЯРОЦКИЙ

ЯРУЛЛИН

ЯРЫГИНА

Купить билет на балет

загрузка...

© Энциклопедия балета 2009-2011.