на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


АРМЯНСКИЙ БАЛЕТ. Армянская хореография унаследовала многовековые народные танцевальные традиции. Сохранилось большое количество плясовых песен (парэрэр) и плясок (парэр или хагэр), сопровождавшихся игрой на муз. инструментах. Обрядовые пляски (тцисайин), связанные с циклом годовых праздников, устраивались вокруг костра, на масленницу их исполняли в масках. Пляски входили в свадебные и похоронные обряды. Были также танцы дорожные, ритуальные, военные. Мн. танцев связано с с.-х. работами. Особое место занимали пляски канатных плясунов и борцов.
Проф. балетное искусство получило развитие после установления Сов. власти. В 1923-26 в Ленинакане работал музыкально-драматич. коллектив, в составе которого была балетная группа (в т. ч. артисты И. И. Арбатов, И. Сергеев, Т. М. Чабукиани). В 1923 в Ереване В. А. Аристакесян основал хореографич. студию, где преподавались танцы классич. и бальные, а также арм. и др. народов Кавказа. В 1924 С. С. Лисициан открыла студию ритмопластики. В 1927 А. А. Дуринян и А. А. Сирунян создали новую студию при Наркомпросе. На базе этих студий в 1930 был организован Техникум ритма, пластики и физкультуры, которым руководила Лисициан, прививавшая ученикам проф. навыки. В 1931 начал работать проф. хореографич. техникум (с 1937 - Ереванское хореографич. училище). В Театре оперы и балета, открытом в Ереване в 1933, В. И. Пресняков сформировал балетную труппу. Первое её выступление состоялось в том же году в опере "Алмаст" Спендиарова. Были пост.: "Лебединое озеро" (1934) и "Тщетная предосторожность" (1936). Первый нац. балет - "Счастье" Хачатуряна пост. в 1939 И. И. Арбатовым (руководитель труппы с 1938). В спектакле широко использовались нар. мелодии, что позволило балетмейстеру синтезировать классич. хореографию с элементами арм. танца. Этот опыт Арбатов продолжил в пост.: "Хандут" на муз. Спендиарова (1945), "Севан" Егиазаряна (1956), "Мармар" Оганесяна (1957). Традиции, созданные Арбатовым, продолжили балетмейстеры: Е. Я. Чанга ("Спартак", 1961; хореографич. поэма "Три пальмы" на муз. Спендиарова; "Голубой ноктюрн" Оганесяна и "Героическая баллада" Бабаджаняна, 1964), М. С. Мартиросян ("Озеро грёз" Егиазаряна, 1968; "Антуни" Оганесяна, 1969; "Гаянэ", 1971), А. Т. Гарибян ("Сона" Арамяна, 1957, "Сако Лорийский", "Ивушка" и "Ахтамар" Ахиняна, 1966, на тексты О. Туманяна), М. Мнацаканян ("Вечный идол" Оганесяна, 1966), В. Ш. Галстян ("Гаянэ", 1974; "Давид Сасунский" Оганесяна, 1976) и др. Балетная труппа театра объединяла лучших исполнителей, многие из которых получили образование в Моск. и Ленингр. хореографич. училищах, а некоторые там же прошли курс усовершенствования. В театре ставились классич. и сов. балеты: "Конёк-Горбунок" (1941), "Кавказский пленник" (1942), "Раймонда" (1945), "Медный всадник" (1949), "Жизель" (1960), "Спартак" (1961), "Золушка" (1963) и др. В разное время здесь осуществляли пост. балетм.: Л. М. Лавровский, М. Ф. Моисеев, В. А. Варковицкий, Н. А. Анисимова, С. Н. Сергеев, В. П. Бурмейстер, В. К. Литвиненко, О. М. Виноградов, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев; работали дирижёры - нар. арт. Арм. ССР К. С. Сараджев, засл. деят. искусств Арм. ССР Р. Г. Степанян, Д. А. Шиканян, А. Г. Катанян, Я. М. Восканян.
Вопросами истории нац. балета занимается Г. Г. Тигранов, статьи и рецензии о балете печатаются в республ. газетах и в журнале "Советикан орвест" ("Советское искусство", с 1932).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
АР..

ПИК-МАНДЖАГАЛЛИ

ПОДПОРУЧИК КИЖЕ

ПРАВО ГОСПОДИНА

РУМЫНСКИЙ БАЛЕТ

УЗБЕКСКИЙ БАЛЕТ

ФРАНКИ И ДЖОННИ

ХАЛЬБЕРГ-РАСТАС

ХИТРЫЕ СТУДЕНТЫ

ЧИЛИЙСКИЙ БАЛЕТ

ЧУДЕСНЫЙ ЛЕКАРЬ

ЭСТОНСКИЙ БАЛЕТ

ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ

ЯЖИНУВНА-СОБЧАК

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.