на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


АВСТРИЙСКИЙ БАЛЕТ. Балетное искусство в Австрии зародилось в 16 в., когда устраивались придворные представления с танцами. Первыми танцмейстерами при венском дворе были итальянцы Ф. Леньяно и Ч. Негри (кон. 16 в.), а также К. Беккариа, С. и Д. Вентура (17 в.). Ставились конные балеты, маскарады, танцы включались в драматич. и оперные спектакли. Одновременно бродячие труппы развивали традиции нар. танца. С сер. 17 в. музыку ко многим танц. представлениям писал комп. Й. Шмельцер. В 1670-х гг. в венской придворной труппе, которую возглавлял комп. А. Драги, появились проф. танцовщики. В 1-й четв. 18 в. известность получили танцмейстеры К. Аппельсхофер и С. П. Левастори делла Мотта. Первой австр. проф. танцовщицей была А. Сцио (с 1724), жена танцмейстера А. Филибуа. В сер. 18 в. в Вене действовали публичные "Кернтнертортеатр" и "Бургтеатр", где выступали проф. танцовщики. В 40-60-х гг. в этих театрах работал балетм. Ф. Хильфердинг, заложивший основы австр. нац. балета. Он использовал сюжеты классицистских трагедий ("Британник" по Ж. Расину), ставил мифологич. ("Орфей и Эвридика") и бытовые балеты, нередко включая в спектакли нар. сценки комедийного и гротескового характера ("Дивертисмент садовников", "Прядильщица, или Голландский трактир" и др.). Хильфердинг один из первых выдвинул идеи действенного балета и сюжетного спектакля, где широко использовалась пантомима. Впоследствии эта сценич. форма получила широкое развитие в творчестве Г. Анджолини и Ж. Ж. Новера, которые также работали в Вене. При них А.б. достиг высокого уровня. В 1758-66 Анджолини поставил в Вене балеты "Дон Жуан" и "Семирамида" Глюка и ряд комич. спектаклей, в 1767-75 там же Новер поставил "Дон Кихот" и "Горации и Куриации" Старцера, "Аппелес и Кампаспа" и "Ифигения в Тавриде" Аспельмайра и др. В спектаклях выступали танцовщики Г. Вестрис, Ш. Ле Пик и др. Большое значение для развития балетного искусства имела полемика между Анджолини и Новером о путях развития действенного танца: "Письма к Новеру о пантомимных балетах древних" (1765), предисловия Анджолини к либретто ряда поставленных им в Вене балетов, венское издание "Писем о танце и балетах" Новера (1767). В 1776 после реорганизации "Бургтеатра" (новое назв. - Придворный и нац. театр) балетная труппа была распущена. Интерес к балету в Вене уменьшился. Некоторое оживление наступило в 1791 с приходом в Придворный театр (работавший в помещении "Кернтнертортеатра") балетм. А. Мудзарелли. Новый подъём А.б. связан с деятельностью С. Вигано (1793-95 и 1799-1803), поставившего балеты "Тщетная предосторожность" (1794); "Ричард Львиное Сердце" Вейгля (1795), "Творения Прометея" (1801). До 1812 в Вене работали балетм. Ф. Клерико, Г. Джоя, С. Галле, К. Тальони, Дж. Вигано, П. Анджолини, Л. Анри, а с 1812 - Л. Дюпор. В 1813 балетные спектакли ставили также в "Театр ан дер Вин", где имели успех балеты-сказки в пост. Ф. Хоршельта и выступления его детской труппы (1815-17). Тогда же в "Леопольдштадттеатре" шли балеты и пантомимы балетм. П. Райнольди. В 1814-20 балетмейстером в Придворном театре был Ж. Омер. В 20-х гг. здесь работали сёстры Т. и Ф. Эльслер. Ф. Эльслер выступала в Вене до 1832, затем стала одной из самых знаменитых романтич. танцовщиц (гастролировала в европ. странах и США). В 20-х гг. в Вене много ставил балетм. Ф. Тальони, в 1822 дебютировала его дочь, выдающаяся романтич. танцовщица М. Тальони. В 1836-59 труппу Придворного театра возглавлял Дж. Голинелли. Репертуар составляли романтич. балеты Ф. Тальони ("Сильфида", "Дева Дуная"; "Гитана" Шмидта и Обера), Ж. Коралли ("Пери"), Коралли и Ж. Перро ("Жизель"), Перро ("Эсмеральда" и "Катарина, дочь разбойника" Пуньи). Выступали М. Тальони, К. Гризи, Перро, Ф. Черрито. В 1840-50 в романтич. балетах известностью пользовалась австр. танцовщица К. Ланнер. В 60-х гг. постановки осуществляли приезжие балетмейстеры: П. Тальони ("Сатанелла" Гертеля), А. Сен-Леон ("Скрипка дьявола" Пуньи), А. Бурнонвиль ("Неаполь").
В 1869 была открыта Венская придв. опера. До 1890 балетмейстером и руководителем школы при театре был К. Телле, поставивший балеты (некоторые совм. с П. Тальони и Дж. Рота): "Коппелия" (1876), "Сильвия" (1877) и др. В 1870-90 известность получили танцовщицы Б. Линда, К. Абель, Л. Черале, танцовщики А. Биркмайер, Й. Хасрайтер, который в 1891-1920 был гл. балетмейстером труппы и полностью обновил её репертуар. В спектаклях Хасрайтера нашли отражение нац. особенности австр. танц. культуры. Он ставил балеты на музыку венских композиторов, широко использовал формы бытового танца, в т. ч. венский вальс. Среди 48 его постановок - сказки (на сюжеты бр. Гримм и Х. К. Андерсена) и лирико-комедийные балеты. Наиболее известны - "Фея кукол" (1888) и "Солнце и земля" (1889) Байера, "Сезоны любви" на муз. Шуберта (1911), мн. годы остававшиеся в репертуаре. В 1900-1910-х гг. в числе известных танцовщиков - И. Сирони, С. Черри, в нач. 20-х гг. танцовщица - Э. Штролендорф.
В нач. 20 в. в Австрии распространился ритмопластический танец, который приобрёл здесь свои нац. формы, в частности в искусстве сестёр Г., Э. и Б. Визенталь, исполнявших вальсы. В числе представителей этого направления также Г. Боденвизер, Р. Хладек (была педагогом и балетмейстером до 70-х гг.). В 20-30-х гг. в Венской гос. опере работали балетмейстеры: Г. Крёллер ("Взбитые сливки" Р. Штрауса, "Дон Жуан"), М. Вальман, поставившая популярный балет "Австрийская крестьянская свадьба" (музыка народная, в обр. Зальмхофера, 1934). В. Френцль, возобновлявший традиц. венские балеты ("Фея кукол" и др.). Наиболее известные артисты 20-30-х гг.: Г. Пихлер, Х. Пфундмайр, М. Бухингер, Р. Раб, А. Краузенекер, представители семейств Френцль и Биркмайер.
В 1942-58 балетмейстером Венской гос. оперы была Э. Ханка. Под её руководством труппа пережила трудности военных лет (в 1944 театр был закрыт, в 1945 сгорел, отстроен лишь в 1955). Она сформировала репертуар первого послевоенного десятилетия, куда вошли главным образом её постановки (св. 60 балетов многие с музыкой австр. и нем. композиторов): "Жоан из Цариссы" Эгка (1942), "Венецианский мавр" Блахера (1955), "Отель "Захер"" Хельмесбергера в обр. Шёнхерра и "Медуза" фон Эйнема (оба - 1957). Воспитанная в традициях нем. экспрессионистич. школы, Ханка в своих балетах сочетала классич. и ритмопластич. танцы. В 40-50-х гг. ведущими были танцовщицы Ю. Драпаль, Л. Темплер, Э. Брекснер, Л. Бройер, М. Бауэр, танцовщик Р. Новотни. Труппу Венской гос. оперы возглавляли Д. Парлич (1958-61), А. Миллош (1963-66 и 1971-74) и В. Орликовский (1966-71). Миллош поставил мн. спектаклей на классич. музыку, а также балеты И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, С. С. Прокофьева в собственной редакции; Орликовский - "Спящую красавицу", "Золушку", "Принца Пагод". В репертуаре сохраняются старинные балеты, в т. ч. "Фея кукол", отдельные работы Ханки, включаются постановки балетов классич. наследия: "Лебединое озеро", "Щелкунчик" (1973, балетм. Ю. Н. Григорович), спектакли Дж. Баланчина, Х. ван Манена, Дж. Ноймайера, Т. Шиллинга, Т. Болендера и др. С приходом к руководству труппой и балетной школой Г. Бруннера (с 1976) репертуар стал быстро обогащаться. В 60-е-70-е гг. ведущими артистами были: танцовщицы Д. Клемиш, К. Циммерль, Э. Цлоха, У. Вюрер, С. Кирнбауэр, Л. Мар, Л. Шоерман, Г. Чех, Ю. Гербер; танцовщики В. Диртль, К. Музиль, П. Вондрак, Л. М. Музиль, М. Биркмайер, Ф. Вильхельм.
В Вене балеты ставятся и в театре "Фолькс-опер" (в 1955-72 гл. балетм. Д. Лука) и в "Театр ан дер Вин" (в 1967-74 балетм. А. Миттерхубер). Балетные труппы работают также в городах Грац, Линц, Клагенфурт, Зальцбург и др. Осн. балетная школа функционирует при Венской гос. опере (с 1760-х гг.). Свою школу имела также Лука. В Лаксенбурге под рук. Р. Хладек действует филиал танц. школы Э. Жака-Далькроза.
В числе исследователей балета - Ф. Дерра де Морода, автор книг и учебников о танце (в 1952-67 имела свою школу); среди критиков Г. Бруннер, Л. Г. Шюллер, А. Оберхаузер.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
АВ..

МАРГАРИТА И АРМАН

МАРУСЯ БОГУСЛАВКА

МАТРОСЫ НА БЕРЕГУ

МОНГОЛЬСКИЙ ТАНЕЦ

МОРСКОЙ РАЗБОЙНИК

ОТСЕЧЁННАЯ ГОЛОВА

ОХРИДСКАЯ ЛЕГЕНДА

ПАРИЖСКОЕ ВЕСЕЛЬЕ

ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ

ПОЛЬСКАЯ ОПЕРА ИМ

ПРАЗДНИК В ДЕЛФТЕ

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

ФРАНЦУЗСКИЙ БАЛЕТ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХВОСТЕНКО-ХВОСТОВ

ХУДОЖНИК В БАЛЕТЕ

ЧУДЕСНЫЙ МАНДАРИН

ШВЕЙЦАРСКИЙ БАЛЕТ

ШЛЫКОВА-ГРАНАТОВА

ЮГОСЛАВСКИЙ БАЛЕТ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.