на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ (англ. ballroom dances; нем. Gesellschaftstanze; франц. danses du salon; итал. ballo; исп. baile), совр. обозначение танцев, которые служат для массового развлечения и исполняются парой или бульшим количеством участников на танц. вечерах (балах). Б.т. часто называют также бытовым танцем. Процесс разделения фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный храмовый, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно с развитием общества и его социальным расслоением. Нар. истоки Б.т. обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократич. жанров и форм бытового танца у разл. народов. Б.т. возник в 15 в. в Италии, затем распространился во Франции, которая в 16-17 вв. стала его законодательницей.
Первоначально Б.т. не имел чётко установленной формы. Преобладали т.н. низкие танцы (бас-дансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали нар. танцы, соответственно приспособленные к чопорности и этикету двора. Обычно танцы объединялись: напр., эстампа или бас-данс - с сальтареллой, павана - с гальярдой, курантой или канари. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались бранль, а также вольта (14-16 вв.). В 17 в. Б.т. получил распространение во всей Европе. В каждой из стран он приобретал разл. оттенки, нац. стилистику, обогащался и непременно видоизменялся. Популярными Б.т. стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт. В 1661 в Париже была основана Королевская академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Б.т. (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определённого порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Б.т. учились у спец. учителей или в школах танца. В 18 в. распространились новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. Если в 17 в. балы устраивались только в аристократич. обществе, то с нач. 18 в. всё большее значение приобретали публичные платные балы. Первый такой бал состоялся в Париже в 1715, а в 1797 их было устроено уже 684. В 1768 в Париже открылось первое спец. помещение для балов, названное англ. словом воксал (Vauxhall), обозначавшим место обществ. увеселений. После Великой франц. революции Б.т. стал утрачивать аристократически-величественный характер. Социально-обществ. изменения, внесённые Великой франц. революцией, способствовали развитию многих массовых Б.т. 19 в., ритмически живых и естественных: тамкет, матредур, разл. франц. кадрили и др. Повсеместное распространение получили танцы лансье, лендлер, галоп, канкан и полька, мазурка, полонез. С сер. 19 в. самым популярным Б.т. стал вальс (с его многочисл. вариантами), вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских комп. - И. Ланнера, И. Штрауса-отца, И. Штрауса-сына. В кон. 19-нач. 20 вв. значительное влияние на развитие Б.т. стали оказывать страны Сев. и Юж. Америки. Появились танцы: вальс-бостон, тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квик-степ, чарлстон и др. В 20 в. распространились бостон, танго, а после 1-й мировой войны - румба, самба. Для совр. Б.т. характерна импровизация, танцующие свободно варьируют танц. па. Со 2-й пол. 20 в. интерес к импровизац. танцам значительно возрос. Большинство Б.т. 60-70-х гг. - танцы свободной композиции (липси, твист и др.).
Б.т. делятся на парные и массовые. В отличие от парного (блюз, чардаш, шейк), массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию (летка-енка, сиртаки и др.).
Для развития Б.т. в России большое значение имели учреждённые по повелению Петра I ассамблеи (1718), которые принято считать первыми рус. балами. С сер. 18 в. Б.т. входил как обязательный предмет в программы многих рус. учебных заведений. Расцвет рус. балета оказал большое влияние на бытовой танец в России, особенно в кон. 19-нач. 20 вв. В свою очередь, бытовой танец всегда обогащал балетный театр. Многие Б.т., созданные в эти годы артистами рус. балета, несли в себе элементы и стилистич. особенности классич. и народно-сценич. танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), па-де-труа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), падеспань (А. Царман) и др.
Среди совр. сов. Б. т. сохраняются лучшие танцы старой рус. бальной школы, а также вальс, мазурка, полька, краковяк. Распространены также фокстрот, танго, медленный вальс, зарубежные танцы (твист, сиртаки, лимбо, шейк и др.). Время от времени Б.т. пополняются новыми.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
БА..

ПЕНЕСКУ-ЛИЧИУ

ПЕСНЬ СОЛОВЬЯ

ПЕЧСКИЙ БАЛЕТ

ПРИНЦ И НИЩИЙ

РОЛАН-МАНЮЭЛЬ

РУССКИЙ БАЛЕТ

ФЕРДА МУРАВЕЙ

ФИНСКИЙ БАЛЕТ

ФЛОРА И ЗЕФИР

ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.