на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


БЕЖАР (Bejart) Морис (настоящая фамилия - Берже, Berger) (р. 1. 1. 1927, по др. данным, 1924, Марсель), французский артист, балетмейстер, режиссёр, педагог. Классич. танцу обучался с 1941, в 1944 дебютировал в труппе марсельской Оперы, с 1945 совершенствовался у Л. Статса, Л. Н. Егоровой, мадам Рузан (в Париже) и у В. Волковой (в Лондоне). Выступал с Р. Пти и Ж. Шарра (1948), работал в "Инглсби интернэшонал балле" (Лондон, 1949) и Королевском шведском балете (1950-52). В Швеции дебютировал как хореограф (пост. для кинофильма фрагменты "Жар-птицы"). В 1953 совм. с Ж. Лораном основал в Париже труппу "Балле де л'Этуаль" (существовала до 1957), где ставил балеты и одновременно выступал в гл. ролях: "Сон в зимнюю ночь" на муз. Шопена (1953), "Укрощение строптивой" на муз. Скарлатти (1954), "Красавица в боа" на муз. Россини, "Путешествие к сердцу ребёнка" и "Таинство", оба - Анри (все -1955), "Танит, или Сумерки богов" (1956) и "Прометей", оба - Оана (2-я ред., 1963). Пост. в др. труппах: "Высокое напряжение" Констана и Анри, "Тектона" Маллигана и Пуэнте и др. Наиболее значит. пост. этого периода - "Симфония для одного человека" Шеффера и Анри (1955) и "Соната для троих" на муз. Бартока (по пьесе Ж. П. Сартра "За закрытой дверью", 1957). В 1957-60 возглавлял труппу "Балле-театр де Пари", где пост.: "Чужой" Вила Лобоса, "Пульчинелла" и "Концерт" на муз. Мийо (все - 1957); "Круг" на муз. Баха и Анри, "Орфей" Анри (оба - 1958); "Равновесие" Брилла, "Море" Бинерта, "Знаки" Анри, "Весна священная" (при участии трупп "Театра де ла Монне" и "Уэстерн тиэтр балле"; все - 1959) и др.
С 1960 возглавляет труппу Балет XX века (Брюссель), для которой осуществил мн. постановок, выступая и как художник. Всё бульшее место занимают среди них синтетические спектакли, где танец, пантомима, пение (или слово) почти равноправны. Среди них: "Болеро" (1960); "Семь смертных грехов мещанина" Вейля (текст Б. Брехта), "Сюита в чёрном и белом" на муз. Бартока, "Венская сюита" ("Трилогия" на муз. Шёнберга, Веберна и Берга), все - 1961; "Свадебка" (1962); "Девятая симфония" на муз. Бетховена (1964), "В честь Вагнера" на муз. композитора, "Искусство станка" на муз. Баха (оба - 1965), "Эротика" Бэрда, "Лебедь" (по поэме Р. Тагора, на традиц. инд. муз.), "Вариации для двери и вздоха" Анри, "Кантаты" и "Па-де-де" на муз. Веберна, "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза, все - 1966; "Месса по нашему времени" на муз. Анри и др. (1967); "Бодлер" на муз. Вагнера и Дебюсси, "Бакти" на традиц. инд. муз., "Ни цветов, ни венков" на муз. Чайковского, все - 1968; "Концерт танцев; любовное письмо" на муз. Монтеверди, "Победители" на муз. Вагнера, "Actus tragicus" на муз. Баха и Ширрена (все - 1969); "Быть может, это Смерть?" на муз. Р. Штрауса (1970); "Песни странствующего подмастерья" на муз. Малера, "Цветы зла" на муз. Дебюсси, "Нижинский, клоун божий" на муз. Чайковского и Анри (все - 1971); "Ах! Скажу ли Вам, мама" на муз. Моцарта, "Настроение" на музыку Штокхаузена (оба - 1972); "Молоток без Мастера" на музыку Булеза, "Гулистан, или Сад роз" (по поэме Саади, на традиц. иранскую муз.), оба - 1973; "Триумфы" Берио (по произв. Петрарки), "Шаг за шагом" на муз. Булеза, "То, что сказала мне Любовь" на муз. Малера (все - 1974); "Наш Фауст" на муз. Баха и аргент. танго (1975), "Гелиогабал" на сб. муз., "Айседора" на сб. муз. (с участием М. М. Плисецкой), оба - 1976; "В. как..." (спектакль в честь Верди, на муз. композитора), "Петрушка" (с участием В. В. Васильева), оба - 1977; "Видение розы" на муз. Вебера, "Парижское веселье" Розенталя (на темы Оффенбаха), оба - 1978; "Любовь поэта" на муз. Шумана и Рота (1979) и др.
Пост. также "Гала" на муз. Скарлатти (1961, театр "Фениче", Венеция); синтетич. спектакли - "Четверо сыновей Эймона" (совм. с Э. Клоссоном, и Шарра) на муз. композиторов 15-16 вв. (1961, Брюссель), "Путешествие" Анри (1962, Кёльн), "В поисках Дон Жуана" на исп. муз. 16 в. и фламенко (1962, "Театр де ла Монне", Брюссель), "Зелёная королева" на муз. Анри (1963, театр "Эберто", Париж), "Осуждение Фауста" - драматич. легенду на муз. Берлиоза (1964, парижская Опера); "Байка про Лису..." (там же), "Птицы" (совм. с Ф. Дануа) по комедии Аристофана ("Театр де ла Монне", Брюссель), оба - 1965; "Искушение святого Антония" по Флоберу (1967, театр "Одеон", Париж), "Мнимый Мольер" с муз. Н. Рота (1976, "Комеди Франсез" при участии Балета XX века).
Б. - одна из сложных и противоречивых фигур в совр. хореографич. искусстве. В теоретич. высказываниях он настаивает на возвращении танцу его первонач. ритуального характера и значения, утверждает примат этич. стороны над собственно художественно-эстетич. экспериментами, необходимость раскрытия неких универсальных первооснов танц. искусства всех рас и народов. Ему свойствен неизменный интерес к хореографич. культурам Востока, Африки. Танец должен, по мнению Б., выражать всю сложность духовной жизни нашего времени. Б. тяготеет к искусству, насыщенному мыслью, воздействующему на массового зрителя (одна из заслуг Б. - привлечение молодёжной аудитории в балетный театр). Стремясь сделать искусство демократическим и общепонятным, Б., тем не менее, испытал влияние идей и художеств. тенденций модернизма. Нередко он создаёт балеты "эзотерические", полные зашифрованных намёков. Проблематика некоторых его ранних балетов была близка экзистенциализму; постановки Б. часто насыщены эротикой, фрейдистской символикой. В качестве муз. основы он нередко избирает парадоксальные коллажи, охотно сотрудничает с авторами "конкретной" музыки (Анри, Шеффером). Его попытки обновить язык танца имеют большое значение для совр. хореографич. искусства. Б. разнообразно использует пластич. возможности тела танцовщика; значит. внимание уделяет развитию мужского танца (вводя в некоторые постановки исключительно мужской кордебалет). Принципиально новое решение ритмич. и пространственно-временных задач, привнесение элементов драматич. игры обусловливают действенность и динамизм его синтетического театра.
С 1970 Б. руководит созданной им школой-студией "Мудра" (в Брюсселе). Награждён пр. Театра Наций (1960, 1962) и Фестиваля танца (Париж, 1965) и др. Гастролировал в СССР с труппой Балет XX века (1978).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
БЕ..

АБЛЕЦ

АДАМС

АЛИАЙ

АЛЛАН

АЛЛАР

АМАЙЯ

АМАТИ

АНАИТ

АРАЙС

АСЕЛЬ

АШТОН

БАЙЕР

БАКСТ

БАКТИ

БАЛЕТ

БАЛОГ

БАНИС

БАПОВ

БАУЭР

БЕЛОВ

БЕНЕШ

БЕНУА

БЕРАР

БЕРОН

БЕССИ

БИБЕР

БИТОВ

БИТОН

БИШОФ

БЛИСС

БОЗЛЬ

БОЛЬМ

БОНФУ

БОРДИ

БОРИС

БОШАН

БРАВО

БРАДА

БРАМС

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.