на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


БЕНУА (Benoist) Франсуа (10.9.1795, Нант, - 3.5.1878, Париж), французский композитор и органист. Профессор Парижской консерватории (1819-72), хормейстер парижской Оперы (с 1840). Автор балетов (все пост. в парижской Опере): "Цыганка" (совм. с А. Тома и Марлиани, 1839), "Влюблённый бес" (совм. с Ребером, 1839/40) - оба балетм. Ж. Мазилье; "Низида, или Амазонки Азорских островов" (1848, балетм. Делиньи и А. Мабиль), "Пакеретта" (1851, балетм. А. Сен-Леон).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

БЕНУА Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург, - 9.5.1960, Париж], русский живописец, график, театральный художник, историк искусства. Инициатор и идеолог объединения "Мир искусства" и журнала того же названия. Как критик много сделал для возрождения интереса к рус. культуре 18-19 вв. Один из организаторов Русских сезонов в Париже, принёсших мировую славу рус. муз. театру. С 1901 (эскизы к "Сильвии", неосуществлённая пост.) и до конца жизни работал для балетного театра как художник и сценарист. Много сотрудничал с балетм. М. М. Фокиным. Крупнейшим созданием Б. был балет "Петрушка" (1911, балетм. Фокин, Русские сезоны), в котором он как соавтор сценария и художник проявил глубокое знание быта николаевской эпохи и одновременно рус. фольклора, сказки, нар. лубка. Замысел художника и хореографа органично слились в этом спектакле с музыкой Стравинского. С 1919 Б. был режиссёром и художником Большого драматич. театра в Петрограде. Своим творчеством внёс значит. вклад в развитие сов. театрального искусства. С 1926 жил в Париже. В кон. 20-х гг. много работал для антрепризы И. Рубинштейн (в сотрудничестве с балетм. Б. Ф. Нижинской; все на сцене парижской Оперы): "Свадьба Психеи и Амура" на муз. И. С. Баха - Онеггера (1928), "Поцелуй феи" (1928); "Давид" Соге (1928), "Ноктюрн", "Возлюбленная" на музыку Шуберта и Листа, "Царевна-Лебедь" на музыку Римского-Корсакова, "Чары Альцины" Орика (все постановки в сезон 1928-29). Затем оформлял спектакли в театрах Милана, Лондона, Нью-Йорка. Среди др. пост. : "Шопениана" ("Сильфиды", 1909, Русские сезоны, балетм. Фокин), "Болеро" (1928, труппа И. Рубинштейн, балетм. Нижинская), "Семирамида" Онеггера (1934, парижская Опера, балетм. Фокин), "Диана де Пуатье" Ибера (1934, там же, балетм. Фокин), "Психея" на муз. Франка (1935, Париж, "Опера комик", балетм. Фокин), "Щелкунчик" (1938, театр "Ла Скала", Милан, балетм. М. П. Фроман), "Лебединое озеро" (1945, "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин), "Раймонда" (1946, там же, балетм. Баланчин и А. Д. Данилова), "Зачарованная мельница" на муз. Шуберта (1949, труппа "Гран балле дю марки де Куэвас", Париж, балетм. Д. Лишин).
Соч.: Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-2, Нью-Йорк. 1955; Александр Бенуа размышляет… [Статьи, письма, высказывания], М., [1968]; Воспоминания о балете, в кн.: Мои воспоминания, в 5 кн., М., 1980, т. 2, кн. 4-5, с. 503-51.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

БЕНУА Николай Александрович (р. 2.5.1901, Петербург), театральный художник. Сын А. Н. Бенуа. Свою деятельность начинал в Петербурге под рук. художника О. К. Аллегри. В 1924 оформил в Ленингр. театре балет "Времена года". Тогда же уехал в Париж. Работал в парижской Опере, театре Н. Ф. Балиева "Летучая мышь". С сезона 1926-27 художник, с сер. 30-х гг. директор постановочной части театра "Ла Скала" в Милане, где оформил много спектаклей. Одновременно сотрудничал в оперных театрах Рима, Берлина, Дрездена, Буэнос-Айреса и др. городов. Среди его работ в "Ла Скала": "Белькис" Респиги (1932, балетм. Л. Ф. Мясин), "Любовь к трём апельсинам" Сондзоньо (1936, балетм. М. М. Фокин); "Видения" на муз. Шопена в аранжировке Пик-Манджагалли (1943), "Треуголка" (1946) и "Заклинания" (1947) - все три балетм. А. Миллош; "Хрустальный дворец" (1959, балетм. Дж. Баланчин), "Выпускной бал" на муз. И. Штрауса (1961, балетм. Д. Лишин). В др. театрах: "Жар-птица" (1928, Гор. опера, Берлин, балетм. Л. Маудрик); "Коппелия" (1939), "Петрушка" (1940), "Весна священная" (1941) - все в римской Опере (балетм. Миллош); "Петя и волк" (1947, театр "Колон", Буэнос-Айрес, балетм. М. Вальман), "Лебединое озеро" (1947, там же), "Третья сюита Чайковского" (1970, Нью-Йорк сити балле", балетм. Баланчин), "Принцесса Кагуя" Мееровича (1978, труппа Токио-балет, балетм. А. А. Варламов).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
БЕ..

АЛЛАН

АЛЛАР

АМАЙЯ

АМАТИ

АНАИТ

АРАЙС

АСЕЛЬ

АШТОН

БАЙЕР

БАКСТ

БАКТИ

БАЛЕТ

БАЛОГ

БАНИС

БАПОВ

БАУЭР

БЕЖАР

БЕЛОВ

БЕНЕШ

БЕРАР

БЕРОН

БЕССИ

БИБЕР

БИТОВ

БИТОН

БИШОФ

БЛИСС

БОЗЛЬ

БОЛЬМ

БОНФУ

БОРДИ

БОРИС

БОШАН

БРАВО

БРАДА

БРАМС

БРЕНО

БРИАН

БРУНИ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.