на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


БХАРАТ НАТЬЯ (дасиатам), одна из основных школ (стилей) индийского классического танца. Возникла в Юж. Индии во 2 в. до н. э. на основе нар. танц. искусства. Различные варианты Б. н. существуют в Андхре, Майсуре, Мадрасе и др. местностях. Каждый из них имеет свои особенности, наиболее чистой формой считается мадрасская. На родине Б. н., в районе Танджура, сохранились семьи потомств. знатоков танца и музыки Б. н., учителя-постановщики танц. представлений. Наиболее известна семья танцовщиков Пиллаи, искусство которых следует канонам, разработанным в "Натьяшастре" (первые века н. э.). В Б. н. танцовщик жестом, мимикой и танцем раскрывает содержание песни, которую исполняет певец. Б. н. использует три вида танца. Нритта - танец, лишённый содержания. Он состоит из сложных ритмических комбинаций движений головы, рук, ног, шеи, глаз, бровей и др. Нритья - сюжетный танец сочетает нритту и абхинаю (актёрскую выразительность). Натья - танцевальная драма, в которую входит нритта и нритья, дополненные элементами драмы. Б. н. характеризуют контрастные темпы исполнения. Существуют две формы представления: первая наиболее распространённая форма садир нач - соло лирич. характера (иногда две танцовщицы танцуют синхронно). Осн. участницы садир нача - храмовые танцовщицы - деводоси. Танц. представление длится неск. часов, имеет определённую программу, которая состоит из 6 самост. номеров: аларипу, джатисварам, шабдам, варнам, падам и тхиллана. Аларипу - своеобразное вступление, технически сложное. Начинается с грациозных движений головы, глаз, бровей, затем рук, ног, как бы демонстрирует изысканность убранства и изящество танцовщицы. Комбинация из быстрых движений завершает танец. Джатисварам строится на чередовании быстрых и медленных движений. Его характерная особенность - более сложная координация движений шеи, головы, рук и ног. Шабдам исполняется в сопровождении песни, посвящённой богу Кришне. Содержание песни раскрывается приёмами нритья. Варнам - гл. и наиболее трудная часть. Здесь нритта и абхиная, чередуясь, органич. сочетаются. Падам - лирическая часть программы, также использующая приём нритья. В основе лежит песня о любви Парвати к богу Шиве. Заключитительная часть требует высокой техники исполнения. Темп возрастает, усложняется ритмич. рисунок. Особое значение придаётся движениям глаз, бровей, шеи.
В репертуар Б. н. входят также различные танцы, посвященные любви Радхи и Кришны, танцы Шивы, Ганеши и др. В Юж. Индии наиболее распространены танцы Шивы. Вторая форма представления Б. н. бхакавата мела натака - танц. драма, представляющая собой часть религиозного ритуала. Исполняется в дни праздников. Осн. участники бхагаваты - брамины, которые разыгрывают разл. эпизоды из "Рамаяны", "Махабхараты" и "Бхагаваты Пураны". В отличие от садир нач, состоящей из сольных номеров, здесь участвует большое количество исполнителей; в садир нач актёры изображают характеры, а в бхагавата мела натака каждое действующее лицо создаёт определ. типаж; в женских ролях выступают мужчины. Танц. драма отличается мужественностью, энергичным ритмом.
В кон. 19 - нач. 20 вв. в период англ. господства школа Б. н. пришла в упадок. В 1933, после состоявшейся в Мадрасе дискуссии о значении этого вида искусства, школа Б. н. возродилась. Среди исполнителей Б. н.: Баласарасвати, Рукмини Деви, Рам Гопал, которые внесли большой вклад в возрождение и популяризацию этого древнего искусства. Наиболее известны в нач. 70-х гг. Индрани Рахман, Джамини Кришнамурти.
В совр. Индии уделяется большое внимание развитию нац. искусства танца. Кроме осн. центра по изучению Б. н. Калакшетры (близ Мадраса), организованного Рукмини Деви, в Индии существует много гос. и частных школ, изучающих Б. н.
Лит. : Синявер Л. С., Музыка Индии, М., 1958; Pow L., "Nritta Manjar", Indian Society of Oriental art, Calcutta, 1948; Banerji P., Dance of India, 5 rev. ed., Allahabad, 1956; Anand M. R., The dancing foot, Delhi, [1957]; Cri Krsna Dac, Hamari natya parampara, Allahabad, 1957.
Жесты в бхарат натья:
1-й и 2-й ряды: 1. Брахма. 1а. Брахма. 2. Вишну. 3. Шива. 4-4а Саруя. 5. Гималаи.
3-й и 4-й ряды: 1. Дерево. 2. Женщина. 3. Мир (Вселенная). 4. Птица. 5. Павлин. 6. Звезда

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
БХ..

ХАССЕЛЬКВИСТ

ХУДАЙБЕРДИНА

ЦАРЬ КАНДАВЛ

ШЛЕЗИНГЕРОВА

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.