на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. театр, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного искусства. Его возникновение связано с расцветом рус. культуры во 2-й пол. 18 в., с появлением и развитием проф. театра.
Труппа начала формироваться в 1776, когда моск. меценат князь П. В. Урусов и антрепренёр М. Медокс получили правительственную привилегию на развитие театр. дела. Спектакли давались в доме Р. И. Воронцова на Знаменке. В 1780 Медокс построил в Москве на углу ул. Петровки театр. здание, которое стало именоваться Петровским театром. Здесь шли драматич., оперные и балетные спектакли. Это был первый постоянный проф. театр в Москве. Его балетная труппа вскоре пополнилась воспитанниками балетной школы моск. Воспитательного дома (существовала с 1773), а затем крепостными актёрами труппы Е. А. Головкиной. Первый балетный спектакль - "Волшебная лавка" (1780, балетм. Л. Парадиз). За ним последовали: "Торжество приятностей женского пола", "Притворная смерть Арлекина, или Обманутый Панталон", "Глухая хозяйка" и "Притворная злость любви" - все пост. балетм. Ф. Морелли (1782); "Деревенские утренние увеселения при пробуждении солнца" (1796) и "Мельник" (1797) - балетм. П. Пинюччи; "Медея и Язон" (1800, по Ж. Новеру), "Туалет Венеры" (1802) и "Мщение за смерть Агамемнона" (1805) - балетм. Д. Соломони, и др. Эти спектакли были основаны на принципах классицизма, в комич. балетах ("Обманутый мельник", 1793; "Купидоновы обманы", 1795) начали проявляться черты сентиментализма. Из танцовщиков труппы выделялись Г. И. Райков, А. М. Собакина и др.
В 1805 здание Петровского театра сгорело. В 1806 труппа перешла в ведение Дирекции имп. театров, играла в разл. помещениях. Её состав пополнился, были пост. новые балеты: "Гишпанские вечера" (1809), "Школа Пьеро", "Алжирцы, или Побеждённые морские разбойники", "Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным" (все - 1812), "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (на муз. С. И. Давыдова, 1815) - все пост. И. М. Аблецом; "Новая героиня, или Женщина-казак" (1811), "Праздник в стане союзных армий на Монмартре" (1814) - оба на муз. Кавоса, балетм. И. И. Вальберх; "Гулянье на Воробьёвых горах" (1815), "Торжество россиян, или Бивак под Красным" (1816) - оба на муз. Давыдова, балетм. А. П. Глушковский; "Казаки на Рейне" (1817), "Невское гулянье" (1818), "Старинные игрища, или Святочный вечер" (1823) - все на муз. Шольца, балетм. тот же; "Русские качели на берегах Рейна" (1818), "Цыганский табор" (1819), "Гулянье в Петровском" (1824) - все балетм. И. К. Лобанов, и др. Большинство этих спектаклей представляло собой дивертисменты с широким использованием нар. обрядов и характерного танца. Особенно важное значение имели спектакли, посв. событиям Отечественной войны 1812, - первые в истории моск. сцены балеты на совр. тему. В 1821 Глушковский создал первый балет по произведению А. С. Пушкина ("Руслан и Людмила" на муз. Шольца).
В 1825 прологом "Торжество муз", поставленным Ф. Гюллень-Сор, начались спектакли в новом здании Б. т. (арх. О. И. Бове). Ею же были пост. балеты "Фенелла" на муз. одноимённой оперы Обера (1836), "Мальчик-с-пальчик" ("Хитрый мальчик и людоед") Варламова и Гурьянова (1837) и др. В балетной труппе этого времени выделялись Т. Н. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, Т. С. Карпакова, К. Ф. Богданов и др. В 1840-е гг. на балет Б. т. определяющее влияние оказывали принципы романтизма (деятельность Ф. Тальони и Ж. Перро в Петербурге, гастроли М. Тальони, Ф. Эльслер и др.). Выдающиеся танцовщики этого направления - Е. А. Санковская, И. Н. Никитин.
Большое значение для формирования реалистич. принципов сценич. искусства имели постановки в Б. т. опер "Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846) Глинки, содержавшие развёрнутые хореографич. сцены, которые играли важную драматургич. роль. Эти идейно-художеств. принципы были продолжены в "Русалке" Даргомыжского (1859, 1865), "Юдифи" Серова (1865), а затем в постановках опер П. И. Чайковского и композиторов "Могучей кучки". В большинстве случаев танцы в операх ставил Ф. Н. Манохин.
В 1853 пожар уничтожил все внутр. помещения Б. т. Здание восстановлено в 1856 арх. А. К. Кавосом.
Во 2-й пол. 19 в. балет Б. т. значительно уступал петербургскому (здесь не было ни такого талантливого руководителя, как М. И. Петипа, ни таких же благоприятных материальных условий для развития). Огромным успехом пользовался "Конёк-Горбунок" Пуньи, пост. А. Сен-Леоном в Петербурге и перенесённый в Б. т. в 1866; в этом проявилось давнее тяготение моск. балета к жанровости, комедийности, бытовой и нац. характерности. Но оригинальных спектаклей создавалось мало. Ряд постановок К. Блазиса ("Пигмалион", "Два дня в Венеции") и С. П. Соколова ("Папоротник, или Ночь под Ивана Купала", 1867) свидетельствовали о некотором спаде творческих принципов театра. Значит. событием стал лишь спектакль "Дон Кихот" (1869), поставленный на моск. сцене М. И. Петипа. Углубление кризиса было связано с деятельностью приглашённых из-за границы балетмейстеров В. Рейзингера ("Волшебный башмачок", 1871; "Кащей", 1873; "Стелла", 1875) и Й. Хансена ("Дева ада", 1879). Неудачной оказалась и постановка "Лебединого озера" Рейзингером (1877) и Хансеном (1880), которые не сумели понять новаторскую сущность музыки Чайковского. В этот период в труппе были сильные исполнители: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, А. И. Собещанская, П. М. Карпакова, С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, позднее - Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, А. А. Джури, А. Н. Богданов, В. Е. Поливанов, И. Н. Хлюстин и др.; работали талантливые мимич. Актёры - Ф. А. Рейсгаузен и В. Ваннер, из поколения в поколение передавались лучшие традиции в семьях Манохиных, Домашовых, Ермоловых. Проведённая в 1882 Дирекцией имп. театров реформа привела к сокращению балетной труппы и усугубила кризис (особенно проявился в эклектичных постановках приглашённого из-за границы балетм. Х. Мендеса - "Индия", 1890; "Даита", 1896, и др.).
Застой и рутина были преодолены лишь с приходом балетм. А. А. Горского, деятельность которого (1899-1924) ознаменовала в развитии балета Б. т. целую эпоху. Горский стремился освободить балет от дурной условности и штампов. Обогащая балет достижениями совр. драматич. театра и изобразит. искусства, он осуществил новые пост. "Дон Кихота" (1900), "Лебединого озера" (1901, 1912) и др. балетов Петипа, создал мимодраму "Дочь Гудулы" Симона (по "Собору Парижской богоматери" В. Гюго, 1902), балет "Саламбо" Арендса (по одноимённому роману Г. Флобера, 1910) и др. В стремлении к драматич. полноценности балетного спектакля Горский иногда преувеличивал роль сценария и пантомимы, порой недооценивал музыку и действенный симфонич. танец. Вместе с тем Горский явился одним из первых постановщиков балетов на симфонич. музыку, не предназначенную для танца: "Любовь быстра!" на муз. Грига, "Шубертиана" на муз. Шуберта, дивертисмент "Карнавал" на музыку разл. Композиторов - все 1913, "Пятая симфония" (1916) и "Стенька Разин" (1918) на муз. Глазунова. В спектаклях Горского наиболее полно раскрылось дарование Е. В. Гельцер, С. В. Фёдоровой, А. М. Балашовой, В. А. Коралли, М. Р. Рейзен, В. В. Кригер, В. Д. Тихомирова, М. М. Мордкина, В. А. Рябцева, А. Е. Волинина, Л. А. Жукова, И. Е. Сидорова и др.
В конце 19 - нач. 20 вв. балетными спектаклями Б. т. дирижировали И. К. Альтани, В. И. Сук, А. Ф. Арендс, Э. А. Купер, в оформлении спектаклей участвовали театр. декоратор К. Ф. Вальц, художники К. А. Коровин, А. Я. Головин и др.
Великая Окт. социалистич. революция открыла перед Б. т. новые пути и определила его расцвет как ведущего оперно-балетного коллектива в художеств. жизни страны. В годы Гражданской войны труппа театра, благодаря вниманию Сов. государства, была сохранена. В 1919 Б. т. вошёл в группу академич. театров. В 1921-22 спектакли Б. т. давались также в помещении Нового театра. В 1924 открылся филиал Б. т. (работал до 1959).
Перед балетной труппой с первых лет Сов. власти встала одна из важнейших творч. задач - сохранить классич. наследие, донести его до нового зрителя. В 1919 впервые в Москве был пост. "Щелкунчик" (балетм. Горский), затем - новые пост. "Лебединого озера" (Горский, при участии В. И. Немировича-Данченко, 1920), "Жизели" (Горский, 1922), "Эсмеральды" (В. Д. Тихомиров, 1926), "Спящей красавицы" (А. М. Мессерер и А. И. Чекрыгин, 1936) и др. Наряду с этим Б. т. стремился к созданию новых балетов - ставились одноактные произведения на симфонич. музыку ("Испанское каприччио" и "Шехеразада", балетм. Л. А. Жуков, 1923, и др.), делались первые эксперименты по воплощению совр. темы (детский балет-феерия "Вечно живые цветы" на муз. Асафьева и др., балетм. Горский, 1922; аллегорич. балет "Смерч" Бера, балетм. К. Я. Голейзовский, 1927), развитию хореографич. языка ("Иосиф Прекрасный" Василенко, балетм. Голейзовский, 1925; "Футболист" Оранского, балетм. Л. А. Лащилин и И. А. Моисеев, 1930, и др.). Этапное значение приобрёл спектакль "Красный мак" (балетм. Тихомиров и Л. А. Лащилин, 1927), в котором реалистич. раскрытие совр. темы было основано на претворении и обновлении классич. традиций. Творческие поиски театра были неотделимы от деятельности артистов - Е. В. Гельцер, М. П. Кандауровой, В. В. Кригер, М. Р. Рейзен, А. И. Абрамовой, В. В. Кудрявцевой, Н. Б. Подгорецкой, Л. М. Банк, Е. М. Ильюшенко, В. Д. Тихомирова, В. А. Рябцева, В. В. Смольцова, Н. И. Тарасова, В. И. Цаплина, Л. А. Жукова и др.
1930-е гг. в развитии балета Б. т. ознаменовались крупными успехами в воплощении историко-революц. темы ("Пламя Парижа", балетм. В. И. Вайнонен, 1933) и образов лит. классики ("Бахчисарайский фонтан", балетм. Р. В. Захаров, 1936). В балете восторжествовало направление, приближающее его к литературе и драматич. театру. Повысилось значение режиссуры и актёрского мастерства. Спектакли отличались драматургич. целостностью развития действия, психологич. разработкой характеров. В 1936-39 балетную труппу возглавлял Р. В. Захаров, работавший в Б. т. в качестве балетмейстера и оперного режиссёра до 1956. Были созданы спектакли на совр. тему - "Аистёнок" (1937) и "Светлана" (1939) Клебанова (оба - балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко и Л. А. Поспехин), а также "Кавказский пленник" Асафьева (по А. С. Пушкину, 1938) и "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (по Н. В. Гоголю, 1941, оба - балетм. Захаров), "Три толстяка" Оранского (по Ю. К. Олеше, 1935, балетм. И. А. Моисеев) и др. В эти годы в Б. т. расцвело искусство М. Т. Семёновой, О. В. Лепешинской, А. Н. Ермолаева, М. М. Габовича, А. М. Мессерера, началась деятельность С. Н. Головкиной, М. С. Боголюбской, И. В. Тихомирновой, В. А. Преображенского, Ю. Г. Кондратова, С. Г. Кореня и др. В оформлении балетных спектаклей участвовали художники В. В. Дмитриев, П. В. Вильямс, высокого дирижёрского мастерства достиг в балете Ю. Ф. Файер.
Во время Великой Отечеств. войны Б. т. был эвакуирован в Куйбышев, но часть труппы, оставшаяся в Москве (возглавлялась М. М. Габовичем), вскоре возобновила спектакли в филиале театра. Наряду с показом старого репертуара был создан новый спектакль "Алые паруса" Юровского (балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин), пост. в 1942 в Куйбышеве, в 1943 перенесённый на сцену Б. т. Бригады артистов неоднократно выезжали на фронт.
В 1944-64 (с перерывами) балетную труппу возглавлял Л. М. Лавровский. Были пост. (в скобках фамилии балетмейстеров): "Золушка" (Р. В. Захаров, 1945), "Ромео и Джульетта" (Л. М. Лавровский, 1946), "Мирандолина" (В. И. Вайнонен, 1949), "Медный всадник" (Захаров, 1949), "Красный мак" (Лавровский, 1949), "Шурале" (Л. В. Якобсон, 1955), "Лауренсия" (В. М. Чабукиани, 1956) и др. Неоднократно обращался Б. т. и к возобновлениям классики - "Жизель" (1944) и "Раймонда" (1945) в пост. Лавровского, и др. В послевоен. годы гордостью сцены Б. т. стало искусство Г. С. Улановой, танцевальные образы которой покоряли своей лирико-психологич. выразительностью. Выросло новое поколение артистов; среди них М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Л. И. Богомолова, Р. К. Карельская, Н. В. Тимофеева, Ю. Т. Жданов, Г. К. Фарманянц, В. А. Левашов, Н. Б. Фадеечев, Я. Д. Сех и др.
В сер. 1950-х гг. в постановках Б. т. стали ощутимы отрицательные последствия увлечения балетмейстеров односторонней драматизацией балетного спектакля (бытовизм, преобладание пантомимы, недооценка роли действенного танца), что особенно сказалось в спектаклях "Сказ о каменном цветке" Прокофьева (Лавровский, 1954), "Гаянэ" (Вайнонен, 1957), "Спартак" (И. А. Моисеев, 1958).
Новый период начался с кон. 50-х гг. В репертуар были включены этапные для сов. балета спектакли Ю. Н. Григоровича - "Каменный цветок" (1959) и "Легенда о любви" (1965). В пост. Б. т. расширился круг образов и идейно-нравств. проблем, возросла роль танцевального начала, более разнообразными стали формы драматургии, обогатилась хореографич. лексика, стали проводиться интересные поиски в воплощении совр. темы. Это проявилось в постановках балетмейстеров: Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва - "Ванина Ванини" (1962) и "Геологи" ("Героическая поэма", 1964) Каретникова; О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури - "Подпоручик Киже" на муз. Прокофьева (1963); К. Я. Голейзовского - "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1964); Лавровского - "Паганини" на муз. Рахманинова (1960) и "Ночной город" на муз. "Чудесного мандарина" Бартока (1961).
В 1961 Б. т. получил новую сценич. Площадку - Кремлёвский Дворец съездов, что способствовало более широкой деятельности балетной труппы. Наряду со зрелыми мастерами - Плисецкой, Стручковой, Тимофеевой, Фадеечевым и др. - ведущее положение заняла талантливая молодёжь, пришедшая в Б. т. на рубеже 50-60-х гг.: Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, Е. Л. Рябинкина, С. Д. Адырхаева, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. В. Владимиров, В. П. Тихонов и др.
С 1964 гл. балетмейстер Б. т. - Ю. Н. Григорович, закрепивший и развивший прогрессивные тенденции в деятельности балетной труппы. Почти каждый новый спектакль Б. т. отмечен интересными творч. поисками. Они проявились в "Весне священной" (балетм. Касаткина и Василёв, 1965), "Кармен-сюите" Бизе - Щедрина (Альберто Алонсо, 1967), "Асели" Власова (О. М. Виноградов, 1967), "Икаре" Слонимского (В. В. Васильев, 1971), "Анне Карениной" Щедрина (М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, 1972), "Любовью за любовь" Хренникова (В. Боккадоро, 1976), "Чипполино" К. Хачатуряна (Г. Майоров, 1977), "Эти чарующие звуки..." на муз. Корелли, Торелли, Рамо, Моцарта (В. В. Васильев, 1978), "Гусарская баллада" Хренникова (О. М. Виноградов и Д. А. Брянцев), "Чайка" Щедрина (М. М. Плисецкая, 1980), "Макбет" Молчанова (В. В. Васильев, 1980) и др. Выдающееся значение в развитии сов. балета приобрёл спектакль "Спартак" (Григорович, 1968; Ленинская пр. 1970). Григоровичем поставлены балеты на темы рус. истории ("Иван Грозный" на муз. Прокофьева в оранжировке М. И. Чулаки, 1975) и современности ("Ангара" Эшпая, 1976), синтезировавшие и обобщившие творческие поиски предшествующих периодов в развитии сов. балета. Спектаклям Григоровича свойственны идейно-философская глубина, богатство хореографич. форм и лексики, драматургич. целостность, широкое развитие действенного симфонич. танца. В свете новых творч. принципов Григоровичем были осуществлены и постановки классич. наследия: "Спящая красавица" (1963 и 1973), "Щелкунчик" (1966), "Лебединое озеро" (1969). В них достигнуто более глубокое прочтение идейно-образных концепций музыки Чайковского ("Щелкунчик" целиком поставлен заново, в др. спектаклях сохранена осн. хореография М. И. Петипа и Л. И. Иванова и в соответствии с нею решено художественное целое).
Балетными спектаклями Б. т. дирижировали Г. Н. Рождественский, А. М. Жюрайтис, А. А. Копылов, Ф. Ш. Мансуров и др. В оформлении участвовали В. Ф. Рындин, Э. Г. Стенберг, А. Д. Гончаров, Б. А. Мессерер, В. Я. Левенталь и др. Художник всех спектаклей, поставленных Григоровичем, - С. Б. Вирсаладзе.
В балетной труппе Б. т. (на 1 сент. 1980) 246 чел.; в их числе - нар. арт. СССР Н. И. Бессмертнова, Е. С. Максимова, М. М. Плисецкая, Н. В. Тимофеева, В. В. Васильев, М. Л. Лавровский, М. Э. Лиепа; нар. арт. РСФСР С. Д. Адырхаева, Н. И. Сорокина, Ю. К. Владимиров, нар. арт. Сев.-Осет. АССР А. Г. Закалинский, засл. арт. РСФСР Б. Б. Акимов, В. Л. Антонов, А. Ю. Богатырёв, М. М. Габович, Т. Н. Голикова, В. М. Гордеев, М. К. Леонова (Григорьева), Г. В. Козлова, В. С. Лагунов, Н. В. Павлова, Ю. В. Папко, С. Н. Радченко, Е. Л. Рябинкина, Л. И. Семеняка; засл. арт. УССР Н. Л. Семизорова, артисты И. С. Прокофьева, А. А. Михальченко, И. Н. Пяткина, В. В. Анисимов, Б. Е. Барановский, В. Н. Барыкин, Ю. Ю. Ветров, В. С. Ворохобко, В. И. Деревянко, А. Ю. Кондратов, А. Л. Лазарев, В. В. Романенко, М. Л. Цивин и др. Балетмейстеры-репетиторы - нар. арт. СССР Г. С. Уланова, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, нар. арт. РСФСР Р. К. Карельская, Г. Б. Ситников, В. Л. Никонов, засл. деят. искусств РСФСР Л. А. Поспехин, Н. Р. Симачев. Педагоги балета - нар. арт. СССР А. М. Мессерер, нар. арт. РСФСР Ш. Х. Ягудин, засл. арт. РСФСР М. Н. Самохвалова (Володина), Г. П. Петрова. Педагоги-репетиторы по работе с солистами - нар. арт. СССР М. Т. Семенова, Н. Б. Фадеечев, нар. арт. РСФСР В. А. Левашов. Балетмейстеры производственной практики - засл. арт. РСФСР Т. П. Ветрова, засл. деят. искусств РСФСР Е. Г. Чикваидзе.
Иск-во балета Б. т. выражает гуманистич. сущность и высоту сов. художеств. культуры. Оно оказывает влияние на творчество хореографов мн. стран, восторженно принимается во всём мире. Балетная труппа Б. т. гастролировала по Сов. Союзу и за рубежом: в Австралии (1959, 1970, 1976), Австрии (1959. 1973), Аргентине (1978), АРЕ (1958, 1961). Великобритании (1956, 1960, 1963, 1965, 1969, 1974), Бельгии (1958, 1977), Болгарии (1964), Бразилии (1978), Венгрии (1961, 1965, 1979), ГДР (1954, 1955, 1956, 1958), Греции (1963, 1977, 1979), Дании (1960), Италии (1970, 1977), Канаде (1959, 1972, 1979), Китае (1959), Кубе (1966), Ливане (1971), Мексике (1961, 1973, 1974, 1976), Монголии (1959), Польше (1949, 1960, 1980), Румынии (1964), Сирии (1971), США (1959, 1962, 1963, 1966, 1968, 1973, 1974, 1975, 1979), Тунисе (1976), Турции (1960), Филиппинах (1976), Финляндии (1957, 1958), Франции. (1954, 1958, 1971, 1972, 1973, 1977, 1979), ФРГ (1964, 1973), Чехословакии (1959, 1975), Швейцарии (1964), Югославии (1965, 1979), Японии (1957, 1961, 1970, 1973, 1975, 1978, 1980).
В здании Б. т. отмечаются значит. события общественно-политич. жизни, юбилеи выдающихся деятелей культуры прошлого. Здесь не раз выступал В. И. Ленин, происходили партийные съезды, торжественные заседания, посв. празднованию годовщин Великой Октябрьской социалистич. революции.
Список балетов (в скобках фамилии балетмейстеров)
1918. "Раймонда" (Горский, возобн.); "Стенька Разин" на муз. Глазунова (Горский).
1919. "Щелкунчик" (Горский).
1920. "Лебединое озеро" (Горский).
1921. "Петрушка" (Рябцев); "Танец Саломеи" на муз. Р. Штрауса (Горский), "Воинственный танец" на муз. Равеля (Рябцев), "Волшебное зеркало" Корещенко (Горский, возобн.).
1922. "Жизель" (Горский, возобн.), "Лебединое озеро" (Горский, возобн.); "Евника и Петроний" на муз. Шопена (Горский, возобн.), "Безделушки" Моцарта (Горский), "Вечно живые цветы" на муз. Асафьева и др. (Горский).
1923. "Баядерка" Минкуса, в новом переложении Асафьева (Горский, Тихомиров), "Грот Венеры", балетные сцены из оперы "Тангейзер" Вагнера (Горский), "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова (Жуков), "Шехеразада" (Жуков).
1924. "Фея кукол" (Жуков, спектакль Хореографич. училища); "Карнавал" на сб. музыку (Рябцев), "Спящая красавица" (Тихомиров, по Петипа); "Миллионы Арлекина" Дриго (Рябцев), "Коппелия" (Горский).
1925. "Сильфида" (2-й акт) Шнейцхоффера (Тихомиров, по Ф. Тальони), "Теолинда" на муз. Шуберта (Голейзовский), "Иосиф Прекрасный" (Голейзовский).
1926. "Эсмеральда" (Тихомиров, по Петипа).
1927. "Красный мак" (Тихомиров, Лащилин); "Смерч" Бера (Голейзовский).
1928. "Карнавал" (отрывок из балета "Нойя") Василенко (Голейзовский).
1930. "Футболист" Оранского (Лащилин, И. А. Моисеев).
1931. "Комедианты" Глиэра (А. И. Чекрыгин).
1932. "Шопениана" (Чекрыгин, по Фокину), "Щелкунчик" (Чекрыгин и Монахов, по Горскому), "Саламбо" (Моисеев), "Тщетная предосторожность" (Долинская, по Горскому).
1933. "Пламя Парижа" (Вайнонен), "Раймонда" (Долинская, по Горскому); "Дионис" Шеншина, "Шопен" Рогаль-Левицкого, "Чарда" Бера (все - Голейзовский).
1934. "Жизель" (Монахов, по Петипа).
1935. "Три толстяка" Оранского (И. А. Моисеев), "Светлый ручей" Шостаковича (Ф. В. Лопухов).
1936. "Бахчисарайский фонтан" (Захаров), "Спящая красавица" (А. М. Мессерер, А. И. Чекрыгин).
1937. "Лебединое озеро" (Мессерер, Долинская, по Горскому); "Аистёнок" ("Дружные сердца") Клебанова (Радунский, Попко, Поспехин, выпускной спектакль Хореографич. училища).
1938. "Кавказский пленник" (Захаров).
1939. "Щелкунчик" (Вайнонен); "Светлана" Клебанова (Радунский, Попко, Поспехин).
1940. "Дон Кихот" (Захаров, по Горскому, с отдельными номерами Голейзовского).
1941. "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (Захаров).
1942. "Алые паруса" Юровского (Радунский, Попко, Поспехин), "Коппелия" (Долинская, Жуков, по Горскому), "Шопениана" (Смольцов, по Фокину).
1943. "Тщетная предосторожность" (Мессерер, по Горскому), "Баядерка" (И. В. Смольцов и Кудрявцева, по Горскому и Тихомирову).
1944. "Жизель" (возобн., Лавровский, по Петипа, Коралли, Перро).
1945. "Раймонда" (Лавровский, с фрагментами постановок Петипа и Горского), "Золушка" (Захаров).
1946. "Шопениана" (Фокин, возобн. Лавровский); "Барышня-крестьянка" Асафьева (Захаров), "Ромео и Джульетта" (Лавровский); "Снегурочка" на муз. Чайковского (В. А. Варковицкий, спектакль Хореографич. училища).
1947. "Пламя Парижа" (Вайнонен).
1948. " Конёк-Горбунок" (Никитина, Радунский, Поспехин, по Горскому), "Аистёнок" ("Дружные сердца), новая ред. (Радунский, Попко, Поспехин).
1949. "Мирандолина" (Вайнонен), "Коппелия" (Долинская, Радунский, по Горскому), "Медный всадник" (Захаров), "Красный мак", новая ред. (Лавровский; с 1957 наз. "Красный цветок").
1952. "Спящая красавица" (Мессерер и Габович), "Фадетта" (Лавровский).
1954. "Сказ о каменном цветке" Прокофьева (Лавровский).
1955. "Шурале" Яруллина (Якобсон).
1956. "Лауренсия" (Чабукиани), "Лебединое озеро" (Мессерер).
1957. " Гаянэ" (Вайнонен), "Красный цветок" (Лавровский).
1958. "Спартак" (И. А. Моисеев), "Шопениана" (Фокин, возобн. Е. Н. Гейденрейх).
1959. "Вечер одноактных балетов" - "Времена года" Глазунова, "Петя и Волк" на муз. Прокофьева, "Танцевальная сюита" на муз. Шостаковича (Варламов), "Каменный цветок" (Григорович), "Тропою грома" (К. М. Сергеев).
1960. "Конёк-Горбунок" Щедрина (Радунский), "Паганини" на муз. Рахманинова (Лавровский), "Пламя Парижа" (Вайнонен, возобн.).
1961. "Лесная песня" Жуковского (Лапаури, Тарасова), "Ночной город" Бартока (на муз. балета "Чудесный мандарин", Лавровский), "Страницы жизни" Баланчивадзе (Лавровский).
1962. "Русские миниатюры" на муз. Алябьева, Глинки, Лядова, Даргомыжского и Чайковского (Варковицкий), "Ванина Ванини" Каретникова (Василёв и Касаткина), "Скрябиниана" на муз. Скрябина (Голейзовский), "Спартак" (Якобсон).
1963. "Подпоручик Киже" Прокофьева (Лапаури, Тарасова), "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова (Гонсалес, Камалетдинов), "Спящая красавица" (Григорович, по Петипа); "Класс-концерт" на муз. Глазунова, Лядова, Ляпунова, Рубинштейна, Шостаковича (муз. композиция А. Д. Цейтлина) (Мессерер).
1964. "Героическая поэма" ("Геологи") Каретникова (Василёв и Касаткина), "Жар-птица" (Фокин, возобн. Власов и Симачёв), "Петрушка" (Фокин, возобн. Боярский); "История солдата" ("Сказка о солдате и черте") Стравинского (Суве), "Лейли и Меджнун" (Голейзовский).
1965. "Легенда о любви" (Григорович), "Весна священная" (Василёв и Касаткина); "Цветик-семицветик" Крылатова (Тарасова, спектакль Хореографич. училища).
1966. "Щелкунчик" (Григорович), "Вальпургиева ночь" (Лавровский).
1967. "Асель" Власова (Виноградов), "Кармен-сюита" (Альберто Алонсо); "Прелюдия" на муз. Баха (Василёв и Касаткина), "Видение розы" (Фокин, возобн. Лиепа).
1968. "Спартак" (Григорович).
1969. "Лебединое озеро" (Григорович, с использованием фрагментов Иванова и Петипа), "Снежная королева", опера-балет Раухвергера (Мессерер).
1971. "Икар" Слонимского (Васильев).
1972. "Анна Каренина" (Плисецкая, Рыженко, Смирнов-Голованов); "Русская сказка" на муз. Чулаки (Дементьев, спектакль Хореографич. училища).
1973. "Озарённость" Пахмутовой (Рыженко, Смирнов-Голованов), "Моцарт и Сальери" на муз. Моцарта и Сальери (Боккадоро), "Гибель розы" (фрагмент) на муз. Малера (Пти), "Спящая красавица" (Григорович, по Петипа).
1975. "Иван Грозный" (Григорович).
1976. "Любовью за любовь" Хренникова (Боккадоро), "Ангара" Эшпая (Григорович), "Икар" Слонимского (Васильев, новая ред.).
1977. "Чипполино" К. Хачатуряна (Майоров), "Калина красная" Светланова (Петров), "Подпоручик Киже" (Лапаури, Тарасова, возобн.).
1978. "Эти чарующие звуки..." на муз Корелли, Торелли, Рамо, Моцарта (В. В. Васильев), "Паганини" (Лавровский).
1979. "Ромео и Джульетта" Прокофьева (Григорович).
1980. "Гусарская баллада" Хренникова (Виноградов и Брянцев), "Чайка" Щедрина (Плисецкая), "Макбет" Молчанова (Васильев).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
БО..

РОЛАН-МАНЮЭЛЬ

РУССКИЙ БАЛЕТ

ФЕРДА МУРАВЕЙ

ФИНСКИЙ БАЛЕТ

ФЛОРА И ЗЕФИР

ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.