на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


БОЛГАРСКИЙ БАЛЕТ. Культура народного танца Болгарии складывалась издавна. Нар. танцы связаны с языческими культами и обрядами, с действиями трудового характера (игра виноградарей). Они дают неисчерпаемый материал для хореографов-фольклористов. Развитие болг. танц. искусства было задержано многовековым османским игом. После освобождения Болгарии (1878) к 1900 в столичных и провинциальных гимназиях, а также в спортивных клубах, в обществе "Юнак" создаются самодеятельные танц. группы. Преподаватели гимнастики, хореографы-фольклористы А. Димитров, Р. Колева и П. Радоев делают первые попытки создания болг. балетных спектаклей. В 1908 в Софии возникает "Болгарское оперное товарищество" - первая оперная труппа (с 1921 - Софийская нар. опера). Функции балетмейстеров выполняли Колева (1908-09), Димитров (1910-11), Радоев (1913-27). Наиболее значительной и разнообразной была деятельность Радоева. Он основал в 1914 детскую балетную школу (существовала до 1927), где обучались первые артисты Софийской нар. оперы, ставил танцы в разл. драматич. и оперных постановках, работал как журналист, популяризируя танц. искусство, в 1928 пытался основать журнал "Танец". Большое влияние на развитие профессионального болг. балета оказали гастроли артистов рус. балета. В столице и провинции выступали с концертами М. Юрьева и Е. Ю. Андерсон (1920), В. В. Кригер и труппа под рук. Б. Князева (1921), Т. П. Карсавина (1922). Ряд болг. балетных деятелей завершали образование в рус. балетных школах в Берлине и Париже (А. Петров, Н. Раковская, Л. Берон, Ж. Бисеров, Ф. Мустакова, затем B. Вербева, В. Николова и др.). После фаш. переворота правящие круги Болгарии, связывая свои интересы главным образом с Германией, пытались изолировать болг. народ от сов. и рус. культуры. Возросло влияние нем. искусства, популяризировался нем. ритмопластич. танец. Под влиянием гастролей трупп Визенталь (1927), Г. Боденвизер (1929 и 1935), чеш. труппы под рук. М. Майеровой (1928), концертов австр. балерины В. Кратина и учившихся в Германии болг. танцовщиц С. Георгиевой, М. Димовой и Л. Вылковой обществ. интерес к классич. танц. искусству упал, его эстетика была объявлена устаревшей. В 1927 началась деятельность в Софийской нар. опере танцовщика, педагога и балетмейстера А. Петрова. В 1927 Петров открыл балетную школу, в которой учились будущие солисты нар. оперы: Н. Кираджиева, Л. Берон, Л. Колчакова, П. Енчева, Е. Кирова, А. Гаврилов, П. Стоницев, Н. Изов, Е. Воронова, С. Ароэ (С. Арова). Спектакль "Коппелия", созданный под его руководством (1928), принято считать началом проф. болг. балета. В 1937 Петров пост. первый нац. балет "Змей и Яна" Х. и З. Маноловых на сюжет нар. преданий и легенд. Балетмейстер использовал танц. фольклор, обновляя на классич. основе его выразит. возможности. В 1936-38 в Софийской нар. опере работал танцовщик и балетм. М. Фроман, чьи пост. "Шехеразада", "Половецкие пляски" (1936) и особенно "Спящая красавица" (1938) способствовали утверждению классич. балетного репертуара. В 1939 Петров пост. "Раймонду", в 1941 одноактные балеты - "Поэт-принц" на муз. Шопена, "Тамара" на муз. Балакирева и "Фея кукол". После освобождения Болгарии и установления нар.-демократич. строя (1944) условия развития балетного искусства в корне изменились. Нар. правительство открыло новые оперно-балетные театры - в Стара-Загоре (1946), Варне (1947), Русе (1949) и Пловдиве (1953). В 1951 открылось Гос. хореографич. училище. Одновременно укреплялись творч. связи с педагогами и балетмейстерами Сов. Союза, сов. мастера стали работать в Болгарии как педагоги и постановщики, болг. артисты учились в Моск. и Ленингр. хореографич. училищах. В 1945 в Софийской нар. опере Н. А. Анисимова пост. "Бахчисарайский фонтан". В 1949-53 там работал сов. балетм. Н. С. Холфин, пост. спектакли: "Соперницы" на муз. Гертеля (1949), "Доктор Айболит", "Шехеразада" и "Красный мак" (все - 1951); "Гайдуцкая песня" Райчева (1953). Ф. И. Балабина пост. "Спящую красавицу" (1959), в которой участвовали крупнейшие болг. артисты. В 50-60-х гг. Петров пост. балеты: "Жизель" (1947, 1960), "Лебединое озеро" (1956), "Эсмеральда" (1958) и нац. балет "Орфей и Родопа" Цветанова (1960). Балетм. Н. Кираджиева пост. "Лауренсию", "Мирандолину", "Бахчисарайский фонтан". В 60-х гг. формируется новое поколение балетмейстеров, которые создавали балеты на симфонич. муз., а также ставили балеты на муз. совр. композиторов. В Софийской нар. опере были пост.: "Дафнис и Хлоя" и "Петрушка" (1964, балетм. Б. Ковачев), "Аполлон Мусагет" и "Агон"; "Классическая симфония" и "Скифская сюита" на муз. Прокофьева (1969, балетм. П. Луканов), "Ромео и Джульетта" (1963, балетм. Г. и С. Йордановы; 1971, О. М. Виноградов), "Легенда о любви" (1971, балетм. Луканов) и др. Созданы болг. балеты: "Легенда об озере" Владигерова (1962, балетм. Анисимова; возобн., 1973), "Мадарский всадник" Сагаева (1965, балетм. И. Немечек), "Папесса Иоанна" Стоянова (1969, балетм. В. Борковский), "Дочери Калояна" Големинова (1973, балетм. П. Луканов) и др. Ряд пост. осуществили зарубежные балетм.: Д. Харангозо - "Деревянный принц" (1961); Ю. Н. Григорович - "Каменный цветок" (1965); Л. М. Лавровский - "Жизель" (1967); О. Дановский - "Лебединое озеро" (1967), и др. Созданные после 1944 балетные труппы в др. городах страны развивались самостоятельно. Балетная труппа Варненского оперного театра ставила классику - "Коппелию" (1959, балетм. А. Петров), "Шопениану" (1963), "Жизель" (1965), "Корсара" (1968), "Щелкунчика" (1969), "Раймонду" (1971), а также совр. балеты (балетм. Г. и С. Йордановы) - "Тропою грома" (1961), "Серебряные туфельки" Хаджиева (1962). Репертуар оперного театра в Русе составляли не только классич. произв. ["Жизель" (1968), "Лебединое озеро" (1961) и "Щелкунчик" (1962) в пост. А. Манолова], но и совр. Балеты - "Чудесный мандарин" (1965, балетм. П. Луканов), "Блудный сын" (1966, балетм. тот же), "Золушка" (1967, балетм. М. Арнаудова), "Бахчисарайский фонтан" (1969, балетм. А. Гаврилов), "Ярмарка в Софии" Леви (1973, балетм. Б. Ковачев) и др. В Пловдивской опере были пост. "Бахчисарайский фонтан" (1962), "Дафнис и Хлоя" (1963), "Жар-птица" (1964); "Серебряные туфельки" Хаджиева (1970) и "Ярмарка в Софии" (1969) - все балетм. Б. Ковачев; "Медея" Туника (1972, балетм. Ф. Бакалов) и др. Балетный коллектив Старо загорского оперного театра показал "Коппелию" (1951, балетм. А. Воробьёва; 1971, балетм. Д. Ценов), "Щелкунчика" (1969 и 1974, балетм. Н. Николов), "Шопениану" (1970, балетм. Д. Ценов), а также болг. балеты - "Кирджали" (балетм. М. Димова) и "Нестинарку" Големинова (балетм. Т. Стойчева и Н. Кираджиева), оба - 1967; "Бахчисарайский фонтан" (1972); "Сотворение мира" Петрова (1974) - оба балетм. А. Арнаудова, и др. Крупнейшие болг. артисты балета: М. и З. Халачевы, Е. Илиева (Варна), Д. Врубель, Н. Руменин (Русе), М. Стефанова (Пловдив), С. Дескова (Стара-Загора) и др.
В. М. Консулова. "Мадарский всадник". Софийская народная опера. Балетм. Й. Немечек "Бахчисарайский фонтан". Софийская народная опера. Балетм. Н. Анисимова "Нестинарка". Софийская народная опера. Балетм. М. Димов

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
БО..

ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ

ПРЕКРАСНЫЙ ДУНАЙ

ПРИВАЛ КАВАЛЕРИИ

ПРЯНИЧНОЕ СЕРДЦЕ

РАССВЕТНАЯ ПОЭМА

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

РОБЕРТ И БЕРТРАМ

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

РЫЦАРЬ И ДЕВУШКА

УКРАИНСКИЙ БАЛЕТ

УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

ФЕСТИВАЛИ БАЛЕТА

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

ЮРАТЕ И КАСТИТИС

ЯРМАРКА В БРЮГГЕ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.