на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ДАТСКИЙ БАЛЕТ. Археологические раскопки дают сведения о ритуальных танц. представлениях в Дании, относящихся к 9-5 вв. до н. э. Сохранившиеся географич. назв. (напр., Дансехёйе - танц. холмы) свидетельствуют о том, что танец был уже распространён в глубокой древности. В культуре средневековья танцы также занимали важное место: их изображения сохранились на фресках церквей. В 16 в. танц. сцены включались в "школьные драмы" (напр., "Морианский танец глупцов" Бёрупа, 1500). Придворный балет получил развитие в 17 в., наиболее известен спектакль, поставленный А. фон Кюкельсомом в 1634 к свадьбе наследной принцессы. В 1722-28 в Копенгагене Л. Хольберг создал первый датский придворный театр, где балетные артисты участвовали в комедиях-балетах Мольера (здесь в 1723-28 работал Ж. Ланде). В 1748 Хольберг организовал в Копенгагене Королевский театр (до 1800 наз. также Городской), где был балетный ансамбль. Д. б. формировался внутри драматич. театра, который имел демократич. характер. Так сложилась одна из особенностей Д. б. - его связь с драматич. театром (до сер. 19 в.). В 1754 А. Комо организовал при театре танц. классы, которые в 1771 были реорганизованы П. Лораном в школу (продолжает существовать в Дании как постоянное уч. заведение).
Важное значение для развития Д. б. имела деятельность итальянца В. Галеотти в Королевском театре (1775-1816). Последователь Г. Анджолини, он ставил монументальные действенные балеты, в т. ч. на сюжеты Шекспира и Вольтера. Музыку ко многим из них писал комп. К. Шалль ("Лагерта", 1801; "Ромео и Джульетта", 1811). Из спектаклей, сочинённых Галеотти, сохранился комич. балет "Причуды Купидона и Балетмейстера" Лолле (1786). Галеотти воспитал первое поколение дат. артистов (А. Фрёлих, М. Бьёрн, М. Шалль). В 1792 в театр пришёл ученик Ж. Ж. Новера Ант. Бурнонвиль, возглавлявший труппу в 1815-23. Наибольший подъём в истории Д. б. связан с творчеством его сына Авг. Бурнонвиля, который руководил Королевским датским балетом в 1829-77. Благодаря деятельности Авг. Бурнонвиля балет оказался ведущим в театральном искусстве Дании; изменилось отношение к профессии балетного артиста, ранее неуважительное. Школа Бурнонвиля (т. е. его метод преподавания), особенно в сфере мужского танца, стала и остаётся в 20 в. одной из ведущих. Хореограф много работал с известными дат. композиторами Н. В. Гаде и И. П. Э. Хартманом.
Расцвет Д.б. совпал с эпохой романтизма. В танц. драмах Авг. Бурнонвиля проявились специфич. черты дат. романтизма как лирического, опирающегося на фольклор, но уделяющего мало внимания героич. и социальным темам. Наравне с дат. писателями и поэтами сер. 19 в. Бурнонвиль обращался к историч. темам и к скандинавской мифологии ("Вальдемар" Фрёлиха, 1835; "Валькирия" Хартмана, 1861), но гл. место в его творчестве заняли балеты, где показывались нар. обычаи, нравы, обряды. Корни романтизма Бурнонвиля были в интерпретации фольклора разл. стран: Дании - "Народное предание" Гаде и Хартмана (1854), "Вольные стрелки из Амагера" Хольма (1871); Италии - "Неаполь..." (1842), "Праздник цветов в Дженцано" Хельстеда и Паулли (1858); Испании - "Тореадор" Хельстеда (1840); России - "Из Сибири в Москву" Меллера (1876) и мн. др.
Бурнонвиль воспитал несколько поколений дат. артистов балета. Его ученица Л. Гран завоевала мировую известность, в Дании были знамениты: А. Нильсен, Л. Стильман, Дж. и В. Прайс, Б. Шнелль (впоследствии известная драматич. актриса), М. Вестберг, Г. Бродерсен, Л. Гаде, Э. Хансен. Учеником Бурнонвиля был и швед. танцовщик Х. Иогансон, работавший затем в России. В сер. 19 в. определились осн. черты исполнительской манеры датчан: мастерство пантомимы, унаследованная от педагогов франц. школы чистота стиля классич. танца, никогда не приносившаяся в жертву показной виртуозности, а также высокое искусство мужского танца, который деградировал к кон. 19 в. во мн. странах Европы.
В отличие от балетного искусства других зап.-европ. стран, Д. б. сохранил классич. наследие и преемственность традиций. После Авг. Бурнонвиля труппу возглавляли его ученики: в 1877-90 Л. Гаде, в 1894-1915 Х. Бек (был также ведущим танцовщиком). Бек пост. новые спектакли ("Коппелия", 1896; "Русалочка" Энрикеса, 1909). Основой репертуара оставались балеты Бурнонвиля, которые бережно сохраняли Бек и ведущая танцовщица труппы В. Борксениус. В нач. 20 в. известностью пользовались Э. Прайс, Э. Йорген-Йенсен, Г. Улендорф (руководитель труппы в 1915-28). За границей (преим. в Англии) получила известность датчанка А. Жене.
Реформа Фокина, оказав влияние на балет всех стран Европы, имела также значение и для Д. б. В 1925-26 с приездом Фокина в Данию были включены в репертуар "Шопениана", "Петрушка", "Половецкие пляски". В 1930-31 в труппе Королевский датский балет работал Дж. Баланчин.
Важным этапом в развитии Д. б. был период, когда труппу возглавлял Х. Ландер (1931-51). Как и его предшественники, Ландер бережно сохранял нац. спектакли, их стиль. Одновременно вводил в репертуар забытые или ранее не ставившиеся произв. балетной классики ("Лебединое озеро" в отрывках, 1938; новая редакция "Жизели", 1946; "Щелкунчик", 1949) и спектакли совр. балетмейстеров (напр., Л. Ф. Мясина). В новых работах Ландер не порывал с традициями, в частности ставил нац. балеты: "Торвальдсен" Хай-Кнудсена (1938); балеты на исп. и рус. темы: "Гаучо" (1931), "Запорожцы" (1934) Ресена. Влияние современности сказалось в бессюжетном балете "Этюды" (1948), где по-новому раскрылись возможности классического танца. Балеты Ландера, поставленные во время фаш. оккупации, символически утверждали неминуемое торжество светлого начала: "Весна" на муз. Грига (1942), "Картсилуни" Рисагера (1942). Ландер привлёк в балет крупных совр. композиторов: К. Рисагера и И. Хай-Кнудсена. При нём к балету обратились и совр. писатели. К. Абель создал сценарий балетов "Вдова в зеркале" Кристенсена (1934, балетм. Б. Ралов), "Земля обетованная" Рисагера (1942, балетм. Х. Ландер). В кон. 1930-х гг. были поставлены балеты-симфонии: Н. Тейладе создала "Круг" на муз. 6-й симфонии Чайковского (1938); Ралов - "Четыре темперамента" на муз. 2-й симфонии К. Нильсена; Б. Бартолин - "Классическую симфонию" на муз. Прокофьева (1950). В 1948 в репертуар был включён балет Мясина - "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, в 50-х гг. - наиболее известные симфонич. балеты Дж. Баланчина. Однако форма бессюжетного симфонич. балета в Дании не привилась.
Наиболее популярными исполнителями были: в 1920-х гг. - танцовщицы У. Поульсен, Э. Лассен; в 30-х гг. - выдающаяся балерина М. Ландер, танцовщик Х. Брено, мимич. артисты Н. Б. Ларсен и Г. Карстенс; в 40-50-е гг. - танцовщицы М. Шанне, М. Вангсо, К. Ралов, И. Санн, танцовщики Ф. Шауфус, Э. Брун, Б. Ралов, Ф. Бьёрнсон, Ф. Флиндт.
После 2-й мировой войны 1939-45 Д. б. начал постепенно выходить из той изоляции, в которой пребывал ранее. С 1950 (с 1955 ежегодно) две последние недели каждого театр. сезона в стране проводятся фестивали балета и музыки. С 1953 балетная труппа начала выезжать на гастроли за границу. Одновременно отдельные дат. артисты стали работать в балетных коллективах др. стран.
В 1951 после ухода Х. Ландера руководители труппы часто менялись, балеты ставили преим. иностр. балетмейстеры: англичанин Ф. Аштон пост. "Ромео и Джульетту" (1955); шведка Б. Кульберг - "Лунный олень" Рисагера (1957), "Фрёкен Юлия" Рангстрёма (1958); француз Р. Пти - "Кармен" на муз. Бизе (1960), "Волк". Дютийё (1967).
В 1966-78 Королевский датский балет возглавлял Ф. Флиндт. Он восстановил лучшие пост. Авг. Бурнонвиля ("Ярмарка в Брюгге" Паулли; "Сильфида" Лёвеншелля), но одновременно готовил коллектив к исполнению спектаклей в самых разл. стилях, распространённых в мировом балетном театре 2-й пол. 20 в. В репертуаре появились постановки хореографов: П. Тейлора ("Ореол" на муз. Генделя, 1968), Г. Тетли ("Лунный Пьеро" Шёнберга, 1962), Х. Лимона ("Павана мавра", 1971), Л. Любовича ("Свадебка", 1974), М. Луиса и др. Работа над этими спектаклями помогла артистам овладеть школой танца модерн. Здесь ставят балеты также Дж. Ноймайер, Р. Пти, Дж. Роббинс, Х. ван Манен и др. Среди постановок самого Флиндта - "Чудесный мандарин" (1967) и балеты на сюжеты драматурга Э. Ионеско: "Урок" Дельрю (1964), "Юноша должен жениться" Нёргора (1967), "Триумф смерти" Коппеля (1972). Ряд постановок осуществил молодой балетм. Э. Хольм: "Тропизмы" Хольма (1964), "Орест" Риделя (1968).
Совр. дат. композиторы (Н. В. Бентсон, В. Хольм, П. Нёргор) часто обращаются к балету. Труппа Королевский датский балет выступает в здании Королевского театра, построенного в 1874 (имеется вторая сцена, функционирующая с 1957). При труппе работает школа (с 1771), где дети учатся 8 лет (с 7-9-летнего возраста) и проходят (с 16 лет) двухгодичную стажировку в театре. Окончившие школу принимаются в кордебалет, затем наиболее одаренные занимают положение солистов. Известные артисты 1960-70-х гг.: танцовщицы - Т. Ландер, К. Симоне, А. Леркесен, С. Эстергор, В. Флиндт, М. Хённинген, И. Ю. Хансен, С. Энглунд, Д. Бьёрн, А. Дюбдаль, Л. Хиндберг; танцовщики - Х. Кронстам, Н. Келет, Ф. Рюберг, О. Поульсен, П. Якобсен, П. Мартинс, П. Шауфус, Ф. Хальби, Й. Элиасен, А. Виллумсен, Ф. и А. Андерсен. В 1973 Королевский датский балет был на гастролях в СССР.
С 1872 в Копенгагене работал театр пантомимы, где ставились также балеты. Его непосредственным преемником является Театр пантомимы в копенгагенском парке "Тиволи", который с 1956 возглавляет Н. Б. Ларсен, ставящий там балеты. Наиболее известные дат. историки балета и критики: С. Краг-Якобсен, А. Фридерисия, С. Э. Ашенгрен.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ДА..

АБДУРАХМАНОВА

АВАКОВ-ЛЕОНОВ

АМУР И ПСИХЕЯ

АННА КАРЕНИНА

БАЛАСАРАСВАТИ

БАЛЕТ XX ВЕКА

БАЛЕТОВЕДЕНИЕ

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ

БЕРЕГ НАДЕЖДЫ

БЕРЕГ СЧАСТЬЯ

БОЛЬШОЙ ВАЛЬС

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

БОРДЗИЛОВСКАЯ

ВАНИНА ВАНИНИ

ВЕБЕРН - ОПУС

ВОСКРЕСЕНСКАЯ

ВЫПУСКНОЙ БАЛ

ГОЛУБОЙ ДУНАЙ

ДАЛЬ' АРДЖИНЕ

ДАФНИС И ХЛОЯ

ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ

ДОБРОВОЛЬСКАЯ

ДРАГОЦЕННОСТИ

ДУЭТНЫЙ ТАНЕЦ

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

ИМПРЕССИОНИЗМ

КОМЕДИЯ-БАЛЕТ

КОНДРАТАВИЧЮС

КОНСЕРВАТОРИЯ

КОРА И АЛОНЗО

КРАСНЫЙ ВИХРЬ

ЛЮБОВЬ БЫСТРА

МИР ИСКУССТВА

МОНТ ВАЛЕРИЕН

НАЯДА И РЫБАК

НОВАЯ ОДИССЕЯ

ПАН КАНЕВСКИЙ

ПЕНЕСКУ-ЛИЧИУ

ПЕСНЬ СОЛОВЬЯ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.