на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ДИДЛО (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, - 7(19).11.1837, Киев], французский артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани, А. Деэ и др. В 1788-91 выступал в Лондоне и Бордо, работал с Ж. Ж. Новером и Ж. Добервалем, которых считал своими учителями. Как танцовщик Д. отличался чистотой исполнения движений, грациозностью поз. В Лондоне в 1788 дебютировал как хореограф балетами "Ричард Львиное сердце" и "Милость синьора" Массинги. В 1792-95 работал в Париже и Лионе, где поставил балет "Метаморфоза" на сб. муз. (1-й вариант "Зефира и Флоры", 1795). В 1796-1801 танцовщик и балетмейстер Королевского театра в Лондоне. Пост.: "Флора и Зефир" Босси (1796), "Хензи и Тао" (1801). С 1801 балетмейстер и руководитель балетной части. Петерб. театр. училища. В Петербурге пост. балеты: "Аполлон и Дафна" (1802); "Зефир и Флора" (1808) и "Амур и Психея" (1809) Кавоса, и др. В 1812-15 работал в Лондоне, где создал балеты: "Зефир непостоянный, наказанный и прощённый" (1812), "Пастух и Гамадриада" (1813), "Венгерская хижина" (1813) - все Венюа, "Качель" - рус. дивертисмент на муз. Фьорилло, "Гамаида и Алонзо" Горна (1814).
В 1816-29, в период своего творч. расцвета, Д. снова работал в Петербурге, где пост. более 40 балетов и дивертисментов. Среди них: мифологические балеты - "Ацис и Галатея" Кавоса (1816), "Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра" Антонолини (1817), "Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса" Жома (1820), "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад" Антонолини и "Федра и Ипполит" Кавоса и Турике (оба - 1821); сказочные - "Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова" (1812) и "Лаура и Генрих, или Трубадур" (1819) - оба Кавоса; "Хензи и Тао, или Красавица и чудовище" Антонолини (1819); комические - "Молодая молочница, или Нисетта и Лука" Антонолини (1817), "Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец" Кавоса (1817), "Возвращение из Индии, или Деревянная нога" Венюа (1821). Разработал жанр историко-героич. балетов: "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа (1817), "Леон и Тамаида, или Молодая островитянка" Кавоса (1818), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Жучковского (1819), "Кора и Алонзо, или Дева солнца" Антонолини (1820). В 1823 пост. балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса по мотивам поэмы А. С. Пушкина. Незавершённой осталась работа над пост. балета "Сюмбека, или Покорение Казанского царства" Кавоса, т.к. в 1829 из-за конфликта с дирекцией имп. театров Д. был вынужден подать в отставку.
Хореографич. драмы Д. относятся к эпохе предромантизма. В них последовательное развитие действия осуществлялось средствами отанцованной пантомимы, в отдельных случаях переходившей в танец, техника которого в это время значительно обогатилась. Им были присущи драматургич. логика и стилевое единство. Декоративное оформление и сценич. эффекты служили в них раскрытию содержания. Деятельность Д. в России способствовала выдвижению рус. балетного театра на одно из первых мест в Европе. Новаторские достижения лучших постановок Д. нашли продолжение и развитие во 2-й пол. 19 в., в частности - в балетах М. И. Петипа. Среди учеников Д. - М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. А. Лихутина, И. О. Гольц.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ДИ..

ГОРДА

ГОРЕМ

ГОТЬЕ

ГРАНТ

ГРАФФ

ГРИЗИ

ГРУЦА

ГУСЕВ

ДАМАЗ

ДАНЕМ

ДАНКО

ДАЧАН

ДЕГЕН

ДЕЙДЕ

ДЕЛИБ

ДЕНАР

ДЕРЕН

ДЖОНС

ДЖУРИ

ДОЛИН

ДРИГО

ДУДКО

ДЮПОР

ДЮПРЕ

ЕНЧИК

ЕРШОВ

ЖУКОВ

ЗАЙКО

ЗИМИН

ЗЮГРА

ИВИНГ

ИЛЬИН

ИНДРА

ИСТАР

ЙИЛЕК

КАВОС

КАЙЛЬ

КАРЗУ

КЕЛЕТ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.