на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ДУНКАН, Данкан (Duncan), Айседора (Изадора) (27.5.1877, Сан-Франциско, - 14.9.1927, Ницца), американская танцовщица. Одна из основоположниц танца модерн. В период упадка балетного искусства на Западе Д. выдвинула лозунг - свобода тела и духа рождает творческую мысль. Кредо Д. - движения тела должны быть выражением "внутреннего импульса" - на практике воплотилось в ограниченность танц. возможностей исполнителя из-за отсутствия танц. техники. Д. не создала проф. танцевальной системы, её теория не коснулась также мужского танца. Она резко выступала против школы классич. танца, выдвигала принцип общедоступности танц. искусства, пропагандировала развитие массовых школ, где дети в танце познавали бы красоту естественных движений человеческого тела. Идеалом Д. служили древнегреч. фрески, вазопись и скульптура. В танце она использовала музыку Бетховена, Глюка, Шопена, Чайковского и др. композиторов, для танца не предназначенную. Д. обладала большим талантом пантомимич. актрисы и импровизатора. Традиционный балетный костюм Д. заменила лёгкой греч. туникой, танцевала без обуви. Отсюда возникло назв. "танец босоножек". Пластика Д. состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, лёгких прыжков, выразительных жестов. В нач. 20 в. танцовщица пользовалась большой популярностью. Искусство Д. оказывало повышенное эмоциональное воздействие на зрителей. Первые выступления состоялись в Будапеште (1903) и Берлине (1904). В России она выступила в 1904, затем приезжала неоднократно (1905-13), делала попытки организовать танц. школу при МХТ, императорских театрах. Основанные Д. школы в Германии (1904), Франции (1912), США (1915) существовали недолго. После Великой Октябрьской революции Д. была одной из первых среди зарубежных артистов, приветствовавших Сов. государство. В 1921 приехала в Москву; 7 ноября 1921 выступала на торжеств. вечере в Большом театре (с первыми обученными ею детьми) в присутствии В. И. Ленина. В её репертуар входили "Марсельеза", "Интернационал", она пост. танцы на муз. революц. песен, посвятила танец "Варшавянка" жертвам событий 1905. В 1922 вышла замуж за С. А. Есенина, приняла сов. гражданство (организовала студию). В 1924 уехала из СССР. После её отъезда студией руководила приёмная дочь Ирма Д. (студия существовала до 1949). Искусство Д. оказало влияние на совр. хореографич. искусство, вт. ч. на творчество русских балетмейстеров М. М. Фокина, А. А. Горского, К. Я. Голейзовского.
Соч.: The dance, N. Y., 1909; в рус. пер. - Танец будущего, М., 1907; Моя жизнь, М., 1930.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ДУ..

ГРОВЛЕ

ГРУБЕР

ГРЭХЕМ

ГУЛЯЕВ

ГУСЕВА

ГУЭРРА

ДАВТЯН

ДАЛГАТ

ДАНЦИГ

ДЖОРЦА

ДЖОФРИ

ДИМОВА

ДИОНИС

ДИРТЛЬ

ДОЛЛАР

ДОРРЕР

ДОУЭЛЛ

ДРАБИК

ДРЕЧИН

ДЬЕНЕШ

ДЮТИЙЁ

ЕГОРОВ

ЕЛАНЯН

ЖАГАТА

ЖАНМЕР

ЖДАНОВ

ЖИЗЕЛЬ

ЖОЛИВЕ

ЗАЙЛИХ

ЗВЁЗДЫ

ЗВЕРЕВ

ЗИМИНА

ЗОРАЙЯ

ЗУБОВА

ИВАНОВ

ИОРДАН

ИСАЕВА

ИСУПОВ

ЙОАСОО

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.