на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ФОКИН Михаил Михайлович [23.4(5.5).1880, Петербург, - 22.8.1942, Нью-Йорк], русский артист, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петерб. театр. училище по классу Н. Г. Легата (педагоги П. К. Карсавин, Н. И. Волков, А. В. Ширяев, П. А. Гердт). Дебютировал на сцене Мариинского театра в па-де-катр в балете "Пахита". Ф. был изящным и элегантным танцовщиком с лёгким высоким прыжком, благородной грациозной манерой исполнения. В классич. репертуаре исполнял роли: Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Люсьен ("Пахита"), Базиль; Солор ("Баядерка"), Зигфрид, Жан де Бриен, Дезире и др. Выступал также в характерных танцах. Позднее часто исполнял партии в собственных постановках: Ренэ де Божанси ("Павильон Армиды"), Юноша ("Шопениана"), Пьеро и Арлекин ("Карнавал"), Амун ("Египетские ночи"), Иван-царевич ("Жар-птица"), Негр ("Исламей" на муз. Балакирева), Эрос ("Эрос" на муз. Чайковского) и др. Как балетмейстер дебютировал спектаклями Петербургского театр. училища: "Ацис и Галатея" Кадлеца (1905), "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона (1906), а также поставил в Мариинском театре "Евнику" Щербачёва (1907), "Египетские ночи", "Шопениану" (1908). В работе над спектаклями сотрудничал с художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским, Б. И. Анисфельдом, Н. С. Гончаровой, А. Дереном, С. Ю. Судейкиным, с комп. И. Ф. Стравинским, Н. Н. Черепниным, Р. Штраусом, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, часто ставил спектакли и на музыку, не предназначающуюся для балета. Незаурядная музыкальность Ф. позволила ему при использовании симфонич. музыки продолжить начатые его предшественниками искания в области танц. симфонизма и обособить бессюжетный балет, построенный по законам музыкально-хореографич. разработки, как самостоят. жанр. Однако ведущим в творчестве Ф. был балет сюжетный, драматически- напряжённый, действенно-насыщенный. Хореограф-реформатор, он стремился каждому спектаклю придать неповторимый облик, искал способы создавать балеты, решённые единым по стилистике хореографич. языком, обращался к танц. фольклору и смежным искусствам. Классический танец для Ф. не был универсальной системой, это была одна из красок, равноправная с характерным танцем, а также свободной пластикой и др. выразит. танц. средствами. Жизнь в его балетах представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения иллюзий, обречённости необузданных страстей. Балетмейстер в них как бы утверждал, что стремление к мечте, если даже она иллюзорна, достижение её. если даже оно смертоносно, знаменуют кульминацию в жизни человека, миг превосходства его духа.
В 1909-12 и 1914 художеств. руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. В 1901-11 преподавал в Петерб. театр. училище. Его ученики: Е. П. Гердт, Л. В. Лопухова, Е. А. Смирнова, Е. М. Люком, Л. П. Чернышёва, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский, А. В. Лопухов и др. В 1918 уехал на гастроли в Швецию. С 1921 жил в США, до 1933 изредка выступал как исполнитель. В 1934-35 работал в парижской Опере, в 1936-39 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке (в числе учеников - Ж. Берлин, П. Бауман, Л. Кёрстайн, Х. Тамирис).
Осн. пост.: "Павильон Армиды" (1907, Мариинский театр; 1909, Русские сезоны, Париж), "Умирающий лебедь" (1907, Мариинский театр), "Египетские ночи" (1908, там же; на сборную музыку под назв. "Клеопатра", 1909, Русские сезоны, Париж), "Шопениана" (1908, Мариинский театр; под назв. "Сильфиды", 1909, Русские сезоны, Париж), "Времена года" (1909, Петерб. театр. училище на сцене Мариинского театра), "Половецкие пляски" (1909, Русские сезоны, Париж), "Карнавал" (1910, зал Павловой, Петербург, Русские сезоны), "Шехеразада" (1910, Русские сезоны, Париж), "Жар-птица" (1910, там же); "Нарцисс" Н. Н. Черепнина (1911, Русский балет Дягилева, Монте-Карло), "Видение розы" (1911, там же), "Петрушка" (1911, там же, Париж); "Бабочки" на муз. Шумана (1912, Мариинский театр; 1914, Русский балет Дягилева), "Исламей" на муз. Балакирева (1912, Мариинский театр), "Синий бог, или Огненная птица" Ана (1912, Русский балет Дягилева, Париж), "Тамара" на муз. Балакирева (1912, там же), "Дафнис и Хлоя" (1912, там же); "Прелюды" на муз. Листа (1913, Мариинский театр), "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (1914, Русский балет Дягилева, Париж), "Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова (оперно-балетная версия; 1914, там же), "Мидас" Штейнберга (1914, там же), "Сон" на муз. Глинки (1915, Мариинский театр), "Стенька Разин" на муз. Глазунова (1915, там же), "Эрос" на муз. Чайковского (1915, там же), "Франческа да Римини" (1915, там же); "Арагонская хота" на муз. Глинки (1916, там же), "Ученик чародея" Дюка (1916, там же), "Испытание любви" на муз. Моцарта (1936, "Балле рюс де Монте-Карло", Монте-Карло), "Дон Жуан" Глюка (1936, "Балле рюс де Монте-Карло", Лондон), "Элементы" на муз. Баха (1937, "Ковент-Гарден", Лондон), "Золушка" на муз. д'Эрланже (1938, там же), "Паганини" на муз. Рахманинова (1939, там же), "Синяя борода" на муз. Оффенбаха (1941, Дворец изящных искусств, Мехико), "Русский солдат" на муз. Прокофьева (1942, театр Оперы, Бостон); танцы в операх: "Тангейзер" Вагнера (1910, Мариинский театр), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911, там же), "Юдифь" Серова (1912, там же), "Искатели жемчуга" Бизе (1912, там же), "Руслан и Людмила" Глинки (1917, там же) и др.
Фокин - автор мемуаров и статей о балете.
Соч.: Умирающий лебедь, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.-М., 1962.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ФО..

РИШАР

РОДЕО

РОЗАЙ

РОЗЕН

РОМЕО

РУМБА

РУЧЕЙ

УАЙЛД

УГРАЙ

УИВЕР

УХРИК

УЭЛЛС

ФАЙЕР

ФАЛЬЯ

ФАСАД

ФАУСТ

ФЕДРА

ФЕРРИ

ФОДОР

ФОМИН

ФРАНК

ФЮЛЁП

ХАВАШ

ХАГУС

ХАЙДЕ

ХАМЕЛ

ХАНКА

ХАРРИ

ХЕГЕР

ХЕНЦЕ

ХИДАШ

ХОЛОВ

ХОЛЬМ

ХУЧУА

ЦВЕТЫ

ЦИВИН

ЦУККИ

ЧАВЕС

ЧАНГА

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.