на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ГЕЛЬЦЕР Анатолий Фёдорович [21.3(2.4).1852 - 1918], русский театральный художник. По окончании моск. Строгановского училища в 1873 поступил на службу в имп. моск. театры. Работал в Большом театре помощником К. Ф. Вальца, обучался декорационному искусству у художника П. А. Исакова. Много путешествовал по России и зап.-европ. странам, изучая памятники искусства и архитектуры. С 1888 декоратор моск. Малого театра. Оформлял также оперные и балетные спектакли. В 80-90-х гг. 19 в. Г. занимал одно из ведущих мест в рус. театр.-декорац. искусстве. В балетном театре выступал как представитель академически-романтич. направления. Используя возможности сцены и, в частности, введённого в 90-х гг. электрич. освещения, Г. увлекался эффектами транспарантной (просвечивающей) декорации для передачи разл. состояний природы, создания романтически-приподнятой атмосферы действия. Его лучшая работа - декорации к балету "Спящая красавица" (1899, Большой театр, совм. с К. Ф. Вальцем) со знаменитой панорамой во 2-м действии, - отмечена тонким проникновением в музыку Чайковского.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГЕЛЬЦЕР Василий Фёдорович [26.12.1840 (7.1.1841), Москва, - 30.12.1908 (12.1.1909), там же], русский артист, педагог. С 1856, по окончании (экстерном) Моск. театр. училища, в Большом театре. Исполнил партию Иванушки в первой моск. пост. балета "Конёк-Горбунок" (1866). Характерный танцовщик, мастер перевоплощения, Г. обладал большим мимич. дарованием. Выступал в комич., характерных и трагич. партиях: Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Царь Нубийский ("Дочь фараона"), Клод Фролло ("Эсмеральда"), фея Карабос; Ганс ("Жизель") и др. Композитор А. Симон в опере "Песнь торжествующей любви" (1899) специально для Г. создал мимич. партию Малайца. В 1894-1901 режиссёр балетной труппы Большого театра. С 1898 преподавал мимику и пластику в Моск. балетном училище и Моск. консерватории; сочинил танцы для первой пост. оперы "Евгений Онегин" (1879, осуществлённой силами студентов Моск. консерватории).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна [2(14).11.1876, Москва, - 12.12.1962, там же], советская артистка. Первой из артисток балета удостоена звания нар. арт. Республики (1925). Дочь В. Ф. Гельцера. С 1894, по окончании Моск. хореографич. училища (педагоги И. Д. Никитин и Х. Мендес), в Большом театре. С 1896 в Мариинском театре; выступала в балетах, пост. М. И. Петипа, работа с которым оказала на неё значит. влияние. Занималась с педагогом Х. П. Иогансоном. В 1898 вернулась в Большой театр. В течение всей творч. жизни совершенствовалась у В. Д. Тихомирова. Яркая представительница рус. школы классич. танца, Г. соединяла в своём исполнении лёгкость, виртуозность, стремительность с широтой и мягкостью движений. Особое значение для её искусства имела деятельность балетмейстера А. А. Горского, в спектаклях которого балерина исполняла ведущие партии, осуществляя смелые искания постановщика. Самой значит. работой Г. был образ Саламбо ("Саламбо", 1910). В этой партии определились осн. качества её дарования: соединение блестящей классич. танцовщицы и крупной мимич. артистки, обладавшей открытым, живым, ярким темпераментом, стремившейся передать на сцене подлинную правду чувств и переживаний. Большое влияние на Г. оказало искусство Моск. художеств. и Малого театров. Г. воплотила разнообразные характеры. Среди них: Одетта - Одиллия, Лиза, Медора, Китри; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Рыбачка ("Любовь быстра!" на муз. Грига), Евника ("Евника и Петроний" на муз. Шопена), Раймонда. В 1910 выступала в Брюсселе, Берлине, Русских сезонах в Париже; в 1911 (вместе с Тихомировым и группой артистов Большого театра) - в Лондоне, в том же году - в США (с М. М. Мордкиным). Гастролировала также по городам России. В сов. время Г. воплотила новые образы: глубокой человечностью было проникнуто её исполнение партии Эсмеральды (1926); в 1927, в первом сов. балете на совр. тему - "Красный мак", Г. создала образ китайской танцовщицы Тао Хоа. Перестав выступать на сцене Большого театра, Г. с 1935 гастролировала по Сов. Союзу (вплоть до Великой Отечеств. войны) - в крупных городах и промышленных центрах, в самых отдалённых районах страны. Гос. пр. СССР (1943).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ГЕ..

ВИЛЦИНЬ

ВИЛЬЯМС

ВИРСКИЙ

ВЛАСОВА

ВОЛЕСКА

ВОЛИНИН

ВОЛКОВА

ВРТИШКА

ГАБЗДИЛ

ГАБОВИЧ

ГАДЖИЕВ

ГАЙДУКИ

ГАЛСТЯН

ГАМАЛЕЙ

ГАРДЕЛЬ

ГАРИБЯН

ГАРТМАН

ГАСКЕЛЛ

ГВОЗДЕВ

ГЕНСЛЕР

ГЕОЛОГИ

ГЕРОЛЬД

ГЕРТЕЛЬ

ГЕРШВИН

ГИНТЕРЕ

ГИРОВЕЦ

ГИТГАРЦ

ГОЛОВИН

ГОЛУБИН

ГОЛУБОВ

ГОЛЬШЕЙ

ГОНЗАГО

ГОРДЕЕВ

ГОРСКИЙ

ГОРЯНКА

ГРАДУСЫ

ГРЕВЦОВ

ГРЕГОРИ

ГРИСБАХ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.