на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, Бавария, - 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Реформатор европ. муз. театра, один из крупнейших представителей муз. классицизма 18 в. Написал 107 опер, часто включавших в себя танц. номера, а также несколько балетов-пантомим, явившихся важной вехой в истории балетного театра. Их музыка отличается драматич. выразительностью, лаконизмом, неск. суровым колоритом. Отказавшись от барочного изящества балетной музыки своих предшественников, от присущей ей дивертисментности, Г. стремился к композиц. единству своих произведений, основанному на контрастности эпизодов. Наиболее известен "Дон Жуан, или Каменный гость" (пост. в 1761 в венском "Бургтеатре", балетм. Г. Анджолини, сц. Р. Кальцабиджи по Мольеру), который считается первым в европ. театре "действенным балетом". В сотрудничестве с Анджолини Г. создал балеты: "Семирамида" (1765, Вена), "Александр" (1765, Лаксенбург), "Китайский сирота" (1774, Вена), а также "Ахилл" (дата пост. неизвестна). Комич. опера Г. "Осаждённая Цитера" переработана Анджолини в балет (1762, Вена).
Значительна роль балета в операх Г. зрелого периода, в них музыка хореографич. сцен неразрывно связана с драматич. действием, эмоционально дополняет его, образуя (вместе с музыкой и словом) органич. единство всех компонентов произведения. В постановках опер Г. участвовали выдающиеся хореографы, в т. ч. реформатор европ. балета Ж. Ж. Новер. Постановки опер Г. в Вене: "Орфей и Эвридика" (балетм. Анджолини, 1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770) - оба балетм. Новер, и др.; в парижской Опере: "Ифигения в Авлиде" (балетм. Г. Вестрис, 1774), "Орфей и Эвридика" (2-я ред., для сцены фурий добавлена муз. балета "Дон Жуан", 1774), "Осаждённая Цитера" (2-я ред., опера-балет, 1775), "Альцеста" (2-я ред., 1776), "Армида" (1777, балетм. Новер); "Ифигения в Тавриде" (балетм. тот же), "Эхо и Нарцисс" (оба - 1779, балетм. тот же). На рус. сцене танцы в опере "Орфей и Эвридика" были пост. М. М. Фокиным (1911, Мариинский театр, Петербург, реж. В. Э. Мейерхольд). Произведения Г. живут и на совр. сцене. Некоторые его оперы иногда ставятся как балеты (с певцами, находящимися в оркестре): "Орфей и Эвридика" (1927, балетм. Р. Лабан; 1936, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин; 1941, Лондон, балетм. Н. де Валуа; 1947, Лейпциг, балетм. М. Вигман; 1975, Вупперталь, балетм. П. Бауш), "Альцеста" (1958, Мангейм, балетм. Вигман), "Ифигения в Тавриде" (1974, Вупперталь, балетм. Бауш) и др. В СССР пост. балет "Клитемнестра" на муз. из разл. опер Г. (2-й акт спектакля "Ифигения", 1972, Ленингр. Малый театр, балетм. Н. А. Долгушин).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ГЛ..

БЛЁХ

БЛАШ

БЛОК

БЛЮМ

БОВТ

БОЛТ

БРАК

БРУН

БРУС

БЭЛА

ВАЙИ

ВЕРА

ВЛАД

ВОЛК

ГАВА

ГАДЕ

ГАУК

ГЕРО

ГЕСТ

ГРАН

ГРЕЙ

ГРИГ

ДАЛИ

ДЕГЕ

ДЖОЯ

ДИЙК

ДОЖА

ДОНН

ДЮКА

ДЮФИ

ЖЕНЕ

ЖИГА

ЗАКС

ИБЕР

ИГРЫ

ИКАР

ИЛГА

ЙОСС

КАЙН

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.