на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ГЛАЗУНОВ Александр Константинович [29.7(10.8).1865, Петербург, - 21.3.1936, Париж], русский композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Республики (1922), почётный доктор Оксфордского и Кембриджского университетов (1907). Ученик Н. А. Римского-Корсакова. Один из крупнейших рус. симфонистов, Г. был чрезвычайно чуток к выразительным возможностям танцевально-пластич. свойств муз. формы ("Свадебное шествие", "Концертные вальсы", "Балетная сюита"). Танц. темы пронизывают его симфонии (4-я и 6-я), квартеты. Склонность к симфонизации жанрово-танц. образов ("Шопениана", "Гадание и пляска") привела Г. в балетный театр. В отличие от П. И. Чайковского, подчинившего жанр балета-феерии законам муз. драмы, Г. выявляет и обобщает лирико-эпические тенденции, заложенные в образных и композиц. структурах "большого балета" ("Раймонда", 1898, Мариинский театр, балетм. М. И. Петипа). Традиционные схемы классического танца становятся, по словам Г., "благотворными оковами", в которых воспитывается его чувство формы, кристаллизуется определённый тип симфонизма. Несмотря на жанровые различия (напр., парадность монументальной "Раймонды" и пасторальный колорит одноактной "Барышни-служанки", 1900, Эрмитажный, затем Мариинский театры, балетм. Петипа; см. "Испытание Дамиса") балеты Г. обладают единством стиля. Их драматургия строится на образном взаимопроникновении разл. жанровых сфер. Так, в "Раймонде" любовное соперничество Абдерахмана и де Бриена воплощено в контрастном сопоставлении испано-араб. и венг. сюит танцев; в балете "Барышня-служанка" лирический мелос вариаций и дуэтов Изабеллы и Дамиса оттенён сюитой старинных франц. танцев, передающих стилизованную обстановку "галантного века". В балетах Г. новое значение (по сравнению с Чайковским) приобретают массовые жанрово-характерные образы. С ними связано преобладание сюитно-циклич. форм. Грандиозные жанровые циклы "Раймонды" - гл. средство достижения муз. единства партитуры и основа симфонизации и слияния классич. и характерного танца (венг. классическое Grand pas в 3-м акте). В балете "Времена года" (1900, Эрмитажный, затем Мариинский театры, балетм. Петипа) Г., сохраняя традиционные композиц. формы каждой из 4 частей (следующих без перерыва), создаёт целостную симф. конструкцию всей партитуры. Так возникает хореографич. симфония, получившая развитие в европ. балетной музыке нач. 20 в. Балеты Г. - самое значит. явление балетного симфонизма на рубеже 19-20 вв., соответствующее нормам театр. поэтики балетм. Петипа. Подобно "высокому академизму" классического танца в спектаклях Петипа, возникшему в результате отбора и творч. синтеза разнообразных традиций хореографии 19 в., партитуры Г., подытоживая завоевания муз. классики, сообщают им незыблемую устойчивость академич. формы. Уступая "Спящей красавице" в драматизме и мастерстве психологич. характеристики, "Раймонда" Глазунова - Петипа представляет собой законченный образец единого муз.-танц. стиля эпохи. Симф. музыка Г. неоднократно становилась материалом для хореографич. интерпретаций: Вступление и пляска Саломеи из музыки к драме "Саломея" Уайльда ("Пляска семи покрывал", 1908, Петербург, балетм. М. М. Фокин), симф. поэма "Стенька Разин" (одноим. балет, для которого Г. дописал "Пляску дружины Разина" на тему нар. песни "Вниз по матушке по Волге", 1915, Петроград, балетм. Фокин; 1918, Москва, балетм. А. А. Горский), 5-я симфония (1916, Москва, балетм. Горский) и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ГЛ..

ВЯЛЬЯОТС

ГАВРИЛОВ

ГАЕВСКИЙ

ГАЗЕЛЬДА

ГАЛЕОТТИ

ГАЛЕЦКАЯ

ГАЛЛИЦИЯ

ГАЛЬЯРДА

ГАНБАТОР

ГАНГАСУХ

ГАНЖЕНКО

ГАРАНЦИС

ГАСКАРОВ

ГАЦУЛИНА

ГЕЛЕНЧЕР

ГЕЛОВАНИ

ГЗОВСКАЯ

ГЗОВСКИЙ

ГИЗЕРИКС

ГЛИНСКИХ

ГОЛИКОВА

ГОЛОВЯНЦ

ГОМОЛЯКА

ГОНЧАРОВ

ГОПИНАТХ

ГОРБАНЁВ

ГРАНЦОВА

ГРИГОРЯН

ГРИКУРОВ

ГРИНБЛАТ

ГУЛЯНДОМ

Д'ЭГВИЛЬ

ДАНИЛОВА

ДАНИЭЛЯН

ДАШИЧЕВА

ДВЕ РОЗЫ

ДЕ МИЛЛЬ

ДЕЗЕРТИР

ДЕЛАННУА

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.