на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ГОРСКИЙ (настоящая фамилия - Тер-Гевондян) Сурен Григорьевич (р. 16.10.1903, Тбилиси), советский артист, дирижёр, режиссёр. Засл. арт. Груз. ССР (1946). В 1918-22 учился в балетной школе под рук. М. И. Перини, в 1940 окончил дирижёрский факультет Тбилисской консерватории. В 1922-34 работал в Тбилисском, Ереванском, Бакинском, Свердловском, Новосибирском и др. театрах. С 1941 солист, режиссёр, дирижёр Театра им. Палиашвили. Партии: Зигфрид, Франц, Базиль; Клод, Гренгуар ("Эсмеральда"); Конрад, Бирбанто ("Корсар"), Ли Шанфу; Иванушка ("Конёк-Горбунок"), Командор ("Лауренсия"), Джарджи ("Сердце гор") и др. Как режиссёр участвовал в пост. балетов: "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Лауренсия"; "Синатле" Киладзе, "Горда" Торадзе, "Отелло" Мачавариани, "Демон" Цинцадзе, и др. Дирижировал балетами: "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан", "Тщетная предосторожность" и др. Гастролировал в городах СССР и за рубежом. А. С. Чхеидзе.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГОРСКИЙ Александр Алексеевич [6(18).8.1871, Петербург, - 20.10.1924, Москва], русский советский балетмейстер, артист, педагог. Засл. арт. императорских (позднее гос. академия.) театров (1915). По окончании Петерб. театр. училища (педагоги П. К. Карсавин и М. И. Петипа), в 1889-1900 в труппе Мариинского театра. Исполнял классич., характерные и гротесковые партии: Дезире; Сатир, Арлекин ("Времена года" и "Испытание Дамиса" Глазунова), сарацинский танец ("Раймонда"), китайский танец ("Щелкунчик") и др. 1-я пост. - балет-фантазия "Клоринда - царица горных фей" на сб. муз. (1899, Михайловский театр, выпускной спектакль Петерб. театр. училища). С 1901 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер моск. Большого театра. Возглавив моск. балетную труппу, Г. стал осуществлять реформу балета. Стремился преодолеть мн. условности академич. балета 19 в. (канонич. структуру, раздельное существование танца и пантомимы). Знаток спектаклей Петипа, Г. шёл от буквальных повторов его постановок на моск. сцене ("Спящая красавица", 1899; "Раймонда", 1900) к творч. переработке, заботясь о логике и стройности сюжета, режиссуре ансамблей. Отвлечённые кордебалетные ансамбли он заменял танцами, оправданными действием, добивался историч. достоверности оформления, точности нац. колорита (привлёк к работе художника К. А. Коровина). Значительным явлением стала его пост. балета "Дон Кихот" (1900, Большой театр). Спектакль был проникнут страстной стихией танца, который возникал из действия и эмоционально отражал его. На сцене действовала живая толпа, с которой герои были тесно связаны. Г. пост. также: "Лебединое озеро" (1901, 1912, 1920), "Конёк-Горбунок" (1901, 1912, 1914), "Жизель" (1907, 1911, 1918, 1922), "Баядерка" (1917), "Коппелия" и "Дочь фараона" (1905), "Волшебное зеркало" Корещенко (1905), "Корсар" Адана (1912). В то же время в постановках Г. танец, подячнённый логике поступков и ситуаций, порой утраяивал обобщающие свойства. Свои творч. устремления Г. наиболее полно осуществил в самостоятельных работах: "Дочь Гудулы" Симона (1902), "Саламбо" Арендса (1910); "Любовь быстра!" на муз. Грига (1913), "Евника и Петроний" на муз. Шопена (1915). В 1916 Г. впервые осуществил опыт балетной пост. симфонии ("5-я симфония" Глазунова). К 1-й годовщине Окт. революции Г. создал балет "Стенька Разин" на муз. Глазунова, к 5-й годовщине - детский спектакль на совр. тему - "Вечно живые цветы" на муз. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). В 1919 осуществил пост. "Щелкунчика". Затем пост.: "Танец Саломеи" на муз. Р. Штрауса (1921), "Безделушки" на муз. Моцарта (1922), "Грот Венеры" на муз. Вагнера (1923), а также "En blanc" на муз. 3-й сюиты Чайковского (сцен. Г., 1918, театр Летнего сада "Аквариум"). Г. оказал влияние на творч. развитие мн. крупных артистов - Е. В. Гельцер, С. Ф. Фёдоровой, В. А. Каралли, А. М. Балашовой, М. М. Мордкина, В. А. Рябцева и др. Прогрессивные для своего времени поиски Г. были использованы в практике сов. балетного театра. В 1896-1900 Г. преподавал в Петерб. хореографич. училище, с 1902 - в Москве. Среди его учеников: Т. П. Карсавина, А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ГО..

ГАРИБЯН

ГАРТМАН

ГАСКЕЛЛ

ГВОЗДЕВ

ГЕЛЬЦЕР

ГЕНСЛЕР

ГЕОЛОГИ

ГЕРОЛЬД

ГЕРТЕЛЬ

ГЕРШВИН

ГИНТЕРЕ

ГИРОВЕЦ

ГИТГАРЦ

ГОЛОВИН

ГОЛУБИН

ГОЛУБОВ

ГОЛЬШЕЙ

ГОНЗАГО

ГОРДЕЕВ

ГОРЯНКА

ГРАДУСЫ

ГРЕВЦОВ

ГРЕГОРИ

ГРИСБАХ

ГРИШИНА

ГРУОДИС

ГУБСКАЯ

ГУСКИНА

ГУТТУЗО

ДАВЫДОВ

ДАРРЕЛЛ

ДАУКАЕВ

ДВОРЖАК

ДЕБЮССИ

ДЕКОМБЕ

ДЕМИДОВ

ДЕМПЕЛЬ

ДЕШЕВОВ

ДЖУНГЛИ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.