на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (р. 2.1.1927, Ленинград), советский балетмейстер. Нар. арт. СССР (1973). В 1946 окончил Ленингр. хореографич. училище (педагоги Б. В. Шавров и А. А. Писарев). В 1946-64 солист Театра им. Кирова. Исполнял гротесковые партии: Половчанин (опера "Князь Игорь" Бородина), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Шурале, Северьян и др. В 1962-64 балетмейстер Театра им. Кирова. С 1964 гл. балетмейстер Большого театра. Первые постановки Г. осуществил в 1948 в детской хореографич. студии Ленингр. дворца культуры им. М. Горького ("Аистёнок"; "Семеро братьев" на муз. Варламова). Выдающимся событием совр. балетного искусства стали поставленные Г. в Театре им. Кирова спектакли "Каменный цветок" (по сказу П. Бажова, 1957) и "Легенда о любви" (по пьесе Н. Хикмета, 1961), позднее перенесённые на сцену Большого театра (1959, 1965). "Каменный цветок" Г. ставил также в Новосибирске (1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и др. городах, "Легенду о любви" - в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963) и др. Обобщив завоевания сов. балетного театра, эти спектакли подняли его на новый уровень. Они содержат глубокую идейно-образную трактовку лит. первоисточников, положенных в основу сценариев, отличаются последовательной и цельной драматургией, психологич. разработкой характеров героев. Но, в отличие от односто- ронне драматизированных балетов-пьес предшествующего периода, этим спектаклям свойственны развитая танцевальность, возрождение сложных форм хореографич. симфонизма, более тесное слияние хореографии с музыкой, воплощение в танце её внутренней структуры. Основой хореографич. решения является классич. танец, обогащённый элементами др. танц. систем (в т. ч. нар. танца). Пантомима как самостоятельное явление отсутствует, её элементы органически включены в танец, имеющий от начала до конца действенный характер. Высокого развития достигают сложные формы симфонич. танца (ярмарка в "Каменном цветке", шествие и видение Мехменэ Бану в "Легенде о любви" и др.), широко используется кордебалет в его эмоциональном значении, как лирич. "аккомпанемент" танцу солистов. Дальнейшее развитие творчество Г. получило в постановке балета "Спартак" (1968; Ленинская пр., 1970), героико-трагедийного произв. о счастье борьбы за свободу. Отойдя от первоначального описательно-повествова- тельного сценария Н. Д. Волкова, Г. построил спектакль по собственному сценарию на основе крупных хореографич. сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия (напр., в 1-м акте: нашествие - страдания рабов - кровавые развлечения господ - порыв к восстанию), чередующихся с танц. монологами гл. действующих лиц. Совм. с комп. А. И. Хачатуряном Г. создал новую муз. редакцию этого балета. Основой хореографич. решения стал действенный классич. танец, поднятый до уровня развитого симфонизма. В спектакле "Иван Грозный" на муз. Прокофьева в транскрипции М. И. Чулаки (1975, Большой театр; 1976, парижская Опера) на основе тех же художеств. принципов раскрываются страницы рус. истории, создаётся психологически сложный образ выдающейся личности, проносящей большую идею через множество трудностей и испытаний. Помимо массовых и сольных танц. сцен здесь используется в качестве своеобразного хореографич. лейтмотива танец бьющих в набат Звонарей, неоднократно трансформирующийся и отмечающий все поворотные моменты в историч. судьбе народа и гл. героя. "Ангара" Эшпая (по пьесе "Иркутская история" Арбузова, 1976, Большой театр; Гос. пр. СССР, 1977) - спектакль о совр. молодёжи, поднимающий нравственные проблемы, раскрывающий становление личности, отношения индивида и коллектива. Классический танец здесь обогащён элементами народного, бытового, свободной пластики и пантомимы, физкультурно-спортивных движений, сплав- ленными в единое хореографич. целое. Пластич. язык гл. действующих лиц индивидуально своеобразен и подчинён раскрытию их характеров. Хореографич. образ большой сибирской реки Ангары, создаваемый кордебалетом, в качестве лейтмотива проходит через весь спектакль, выступая то как могучая стихия, покоряемая трудом людей, то как "резонатор" чувств героев, то как воплощение их воспоминаний или мечты.
Большое место в творчестве Г. занимают постановки классич. балетов, к которым Г. подходит творчески, бережно сохраняя всё ценное и обновляя спектакль в соответствии с идейной трактовкой и требованиями современности. Все балеты П. И. Чайковского поставлены Г. не как детские сказки, а как философско-хореографич. поэмы с большим и серьёзным содержанием. В "Щелкунчике" (1966, Большой театр) Г. создал целиком новую хореографию на основе полной, без к.-л. изменений партитуры Чайковского. В центре спектакля - светлые романтич. образы гл. героев, воплощённые в развитых танц. партиях. Детские сцены 1-го акта, в отличие от предшествующих постановок, поручены не ученикам хореографич. училища, а артистам кордебалета, что позволило значительно усложнить их танц. язык. Действие сновидений Маши развёртывается как путешествие по ёлке к её увенчанной звездой вершине. Поэтому в нём участвуют ёлочные игрушки, составляющие "аккомпанемент" чувствам гл. героев и получающие "портретное" раскрытие в дивертисменте 2-го акта. Для спектакля характерны тенденция к единству действенно-симфонич. развития хореографии, укрупнению танц. сцен (напр., три последних муз. номера слиты в единую хореографич. сцену), а также конфликтное обострение борьбы добрых и злых сил (Дроссельмейер и Мышиный царь). В "Лебедином озере" (1969, Большой театр) сохранена осн. хореография М. И. Петипа и Л. И. Иванова и в единстве с нею заново решён ряд эпизодов в 1, 3 и 4-м актах. Значительно более танцевально развита, чем в предшеств. постановках, партия Зигфрида. Г. отказался от традиционного решения образа Ротбарта как хищной птицы, превратив его в демонич. образ, олицетворяющий злые силы и вступающий в психологич. единоборство с Зигфридом. "Спящая красавица" ставилась Г. в Большом театре в 1963 и 1973. В первом спектакле была сделана попытка решения образа феи Карабос на основе не пантомимы, а классич. танца, от чего Г. впоследствии отказался. Во втором спектакле сохранена вся хореография Петипа, которая дополнена новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство Карабос и др.). Значительно развита танц. партия Дезире. Образ Карабос решён на основе характерно-гротескового танца в сочетании с пантомимой. Укрупнён осн. конфликт, обострено столкновение добрых и злых сил, усилено философское звучание произв. На основе эстетич. принципов, сложившихся в его творчестве, Г. осуществил в 1978 пост. "Ромео и Джульетты" (в двух актах) в парижской Опере. Новая версия (в трёх актах) - Большой театр, 1979. В этот спектакль включён ряд не известных ранее муз. номеров, найденных Г. в архиве композитора. Здесь впервые без каких-либо купюр звучит вся музыка, написанная Прокофьевым для "Ромео и Джульетты". Спектакль утверждает гуманизм, он решён как трагедия гибели возвышенных и прекрасных героев в жестоких условиях враждебного мира. В отличие от предшествующей постановки Большого театра подчёркнуто не историко-бытовое, а философско-психологич. содержание. Широко применены многообразные формы действенного симфонич. танца. Более развёрнуты танц. образы всех главных героев.
Все спектакли поставлены Г. по его собств. сценариям. Его. мышление хореографа неотделимо от им же создаваемой драматургии. Хореографич. драматургия Г. опирается на музыку, давая её зримое воплощение в пластич. образах. Будучи подлинно новаторскими, спектакли Г. вместе с тем глубоко претворяют завоевания классич. наследия. Г. пост. "Жизель" (Анкара, 1979) и "Лебединое озеро" (Рим, 1980).
Все спектакли Г. оформлены художником СБ. Вирсаладзе, создавшим декорации и костюмы, органично слитые с хореографией.
С 1973 Г. проф. балетмейстерского отделения Ленингр. консерватории.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ГР..

БУРГХАУЗЕР

БУРМЕЙСТЕР

БУРНОНВИЛЬ

ВАКХАНАЛИЯ

ВИКЕНТЬЕВА

ВИЛА ЛОБОС

ВИНОГРАДОВ

ВИРСАЛАДЗЕ

ВЛАДИГЕРОВ

ВЛАДИМИРОВ

ВОЛКОНСКИЙ

ГАВРИЛЕНКО

ГАДЖИБЕКОВ

ГАЛЛЕНБЕРГ

ГАНИБАЛОВА

ГВАРАМАДЗЕ

ГЕЙДЕНРЕЙХ

ГЕРАСИМЧУК

ГОРШЕНКОВА

ГУДИАШВИЛИ

ДАЙ АЙЛЯНЬ

ДАМА И ШУТ

ДАРСОНВАЛЬ

ДВЕНАДЦАТЬ

ДЕВА ДУНАЯ

ДЖОКОБАЕВА

ДЖУМАЛИЕВА

ДИМИТРИАДИ

ДОЧЬ МИАДО

ДРОТНЕРОВА

ДУКЕЛЬСКИЙ

ЖЕБРАУСКАС

ЖИЕНКУЛОВА

ЖУЧКУВСКИЙ

ЗАСЛАВСКИЙ

ЗЛОЧЕВСКИЙ

ЗУБКОВСКАЯ

ЗУБКОВСКИЙ

ИВАНОВСКАЯ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.