на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. choreia - пляска и grapho - пишу), 1) Запись танца (первоначальное значение). 2) Танц. искусство в целом, во всех его разновидностях (значение термина "Х." с конца 19 в.). Искусство Х. основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях чело- веческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие "говорящие" характерно-выразительные элементы, рождённые в реальной жизни, принято называть пластич. интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы Х. Она основана на том, что характерно-выразительные пластич. мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого. Х. - искусство изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танц. пластики, дающей ей эмоциональную и ритмич. основу, оно не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танцы некоторых вост. и афр. народов, - это уже разновидность музыки. Вместе с тем Х. - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временнбя, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.). Высшая форма Х. - балет, который одновременно является и разновидностью муз. театра.
Искусство Х. зародилось в глубокой древности. Уже в первобытную эпоху возник танец как непосредственное выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности. Он был основан на воспроизведении соответствующих движений, имел первоначально религиозно-магич. значение, был неотделим от обрядов. В классовом обществе произошло разделение танца на нар. и профессиональный. Нар. танец долгое время сохранял связь с трудовыми процессами, языческими и бытовыми обрядами (танц. пантомимы в Др. Китае и Др. Индии, древнегреческие дионисийские игры, русские масленичные игры и др.). В нём находили выражение чувства народа, особенности нац. характера, отражались разл. стороны его жизни. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение искусства, воплощающего красоту тела, разл. состояния человеческого духа. Уже в античности существовал проф. танец в качестве зрелища, аналогичного театральному. С кон. 16 в. начал формироваться балет, сначала существовавший в виде интермедий и дивертисментов в оперных и драматич. представлениях мифологич. характера, а в 18 в. выделившийся в самостоят. искусство. На протяжении всей своей истории проф. искусство Х. опиралось на нар. танец, заимствовало и претворяло многие его элементы.
В совр. Х. различается танец бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный и балет). В балете Х. является центром синтеза искусства, органически объединяя в себе музыку и театр. См. также Танец, Балет.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ХО..

НОЧНАЯ ТЕНЬ

ОПЕРА-БАЛЕТ

ПАПЛИНЬСКИЙ

ПАРТИЙНОСТЬ

ПЕРЕКРЁСТОК

ПЕТЯ И ВОЛК

ПОДГОРЕЦКАЯ

ПОЦЕЛУЙ ФЕИ

ПРИНЦ ПАГОД

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПУЛЬЧИНЕЛЛА

РЕШЕТНИКОВА

РОМАНОВСКИЙ

РЯБУШИНСКАЯ

ФЕДОРОВСКИЙ

ФИЛЬМ-БАЛЕТ

ФРЁКЕН ЮЛИЯ

ХЕНЗИ И ТАО

ХИЛЬФЕРДИНГ

ЦЕПЛИНЬСКИЙ

ЧЁРНАЯ ШАЛЬ

ШЕЛИГОВСКИЙ

ШИМАНОВСКИЙ

ШНЕЙЦХОФФЕР

ЭНГЕЛЬБРЕХТ

ЮОЗАПАЙТИТЕ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.