на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ И БАЛЕТ. В Испании до 20 в. сохранились танцевальные формы, которые встречались ещё в эпоху эллинизма. Танцовщицы из Кадиса ("гадитанские девы") славились в Др. Риме. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театр. представления. В ср. века возникла мореска (музыкально-танц. сценка), которая с кон. 15 в. распространилась в Европе. Танцы вводились в постановки пьес Лопе де Вега, П. Кальдерона и др. В 17 в. сформировались представления с танцами: лирич. сарсуэлы, комедийные тонадильи. На протяжении веков шло развитие исп. танца, возникали новые формы: в 18 в. - болеро, в 19 в. - танго. Наиболее обширную группу составляют нар. танцы разл. провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, которые исчисляются сотнями, имеют каждый своё муз. сопровождение (гитара, мандолина, кастаньеты, тамбурин, флейта, свирель и др.). Чрезвычайно богата танцами Андалусия, с которой генетически связан наиболее распространённый танец фанданго, там же распространены гуэнья, ронденья, гранадана и др. Известны хота из Арагона и хота из Валенсии - парные танцы острого ритма, сопровождающиеся пением, игрой на гитаре, или танцы фламенко, бытующие у цыган на юге Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания при чередовании ударов каблуков и носков. В танцах фламенко одно из осн. выразительных средств - руки танцовщика. Наибольшего расцвета исп. танцы достигли в нач. 19 в. Стали открываться школы, в 1807 была создана Академия театр. танца, появились трактаты, учебники. Несмотря на богатство и разнообразие танц. фольклора, до нач. 20 в. исп. танцовщики не сумели приобщить эти элементы к европ. балетному театру. Танцовщица Архентина (А. Мерсе) первая стала сочетать формы классич. и нар. исп. танца. В 1928 она создала группу, в программе которой были нар. танцы и одноактные балеты в её постановке ("Любовь-волшебница", 1928, и др.). Среди исполнителей - П. Империо и В. Эскудеро. Успешное выступление труппы в Париже стимулировало исп. композиторов писать музыку для балета ("Контрабандисты" Эспла, 1934, "Хуэрга" Баутисты, "Ла Ромерия де лос Корнудос" Пирталуга, "Коррида де ферия" Бакрассы). Балетное искусство становилось популярным в Испании. Архентина пост. также "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова и "Болеро". Танцовщица П. Лопес продолжила деятельность Архентины, создав спектакль "Консерто де Аранхуэс" Родриго. Среди др. хореографов и танцовщиков - Мариемма, Х. Греко, Х. Магринья, Х. Удаэта, Х. Тена и др. В 1953 Антонио (А. Руис Солер) организовал труппу, в которой пост. на основе синтеза исп. и европ. классич. танцев "Гвадалквивир" на муз. Руиса (по произв. Ф. Гарсии Лорки), сюиту "Арагонская хота" на муз. де Фалья, "Гойески" на муз. Гранадоса, "Треуголка", "Любовь-волшебница", в 1966 - ревю "Таверна быков" (в 1966 труппа гастролировала в СССР). В 70-е гг. Антонио ставил хореографич. сюиты, основанные на кастильских, арагонских, галисийских, валенсианских и, конечно, андалусских ритмах, на муз. Альбениса, Гранадоса, Х. Турины, А. Солера. Среди др. его пост. - "Эльсеговиано эскиво" М. Сальвадора, "Испанская рапсодия" Альбениса - Альфтера, "Хугандо аль торо" Альфтера.
Испанский танец отличается исключит. ритмич. богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение. Мн. исп. танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, некоторые были и в России. Переработанные в манере классич. балета исп. танцы вводились в балеты А. Сен-Леона, М. И. Петипа. В 20 в. в спектаклях М. М. Фокина, отчасти А. А. Горского исп. танцы более этнографичны. Совр. балетмейстеры приближают их к народным. В театрах стали появляться балеты, построенные исключительно на исп. танцах: "Арагонская хота" балетм. Фокина (1916), "Треуголка" балетм. Л. Ф. Мясина (1919), многочисл. пост. балетов на музыку "Испанского каприччио", "Болеро" и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ИС..

ЗАГРАДНИКОВА-ДЕМОВИЧОВА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ КУБЫ

ПОЛЬСКИЙ АНСАМБЛЬ ТАНЦА

РИТМОПЛАСТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.