на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


КАБУКИ (танцы кабуки). Театр кабуки, наряду с традиц. танцем, включает и народную японскую хореографию. Танцевальные пьесы - сёсагото или буё-гэки составляют значит. часть его репертуара. Танцы К. содержат три осн. элемента: маи, одори и фури. Самый древний из них маи - плавные спокойные движения, заимствованные из бугаку и позднее из ноо. Для одори характерны прыжки, простые жесты и позы, взятые из нар. плясок (введены в представления К. в 17 в.). Движения, близкие пантомиме, используются в фури и изображают повседневную жизнь. Фури имеет неск. разновидностей: наиболее простые движения - мономанэбури, более усложнённые (абстрактные) - фудзэйбури, имитирующие персонажей театра кукол "Бунраку" - нингёбури и др. Танцы К. сопровождаются пением и музыкой, распространён аккомпанемент, состоящий из песни и игры на трёхструнном сямисэне (род мандолины); содержание и выразительность танца во многом определяются текстом песни. Непосредственные предшественники танцев К. (затем вошедшие в них) - нар. фурю-одори, получившие распространение в кон. 16 в., и религиозные нэмбуцу-одори, содержавшие грубоватый юмор, акробатику и элементы драматич. действия. Родоначальница танца К. - Окуни, жрица синтоистского храма из провинции Йдзумо. В 1603 в Киото она исполнила композицию из религ. и нар. танцев, которая была названа танцем К. и считается первым представлением этого театра (в то время слово "К." означало проявление экстравагантности). Окуни выступала в ярком костюме, используя неожиданно смелые, подчас нескромные движения.
Танцы К. имели неск. этапов развития. Первый - женский К. (онна-К.). Его популярность привела к возникновению много-числ. трупп танцовщиц, копировавших Окуни. Их танцы всегда имели сюжет, в котором было три гл. героя: девушка из чайного дома, её возлюбленный и комич. персонаж. В этой своеобразной муз.-танц. драме каждая часть кончалась групповым танцем, а завершающая сцена отдалённо напоминала grand pas европ. балета. В 1629 женские труппы были запрещены властями как угроза моральным устоям общества. Следующий этап - К. юношей (вакасю-К.), заменивших изгнанных со сцены женщин. О характере этих танцев точных сведений нет. Известно только, что они обогатились элементами май, в результате чего сложился новый своеобразный сценич. танец. В 1652 труппы юношей по той же причине, что и женские, были запрещены. С тех пор, включая и 20 в., на сцене театра К. выступают только мужчины, которые исполняют и женские роли (оннагата). Стремление к гармонии цвета и линий, живописности костюма - общая черта танцев К. Наиболее ярко она выражена в танцах оннагата, где рукава кимоно, пояс оби, роскошные ткани помогают актёру создавать иллюзию женственности. Грубоватые, иногда комич., полные бравады танцы мужчин якко-одори стали основой дальнейшего развития техники мужского танца. К нач. 18 в. костюму уделялось столько внимания, что он зачастую подменял выразительность движений танцовщика. Главными в танце стали движения рукавов и колыхание подола кимоно. Большое значение в создании танцев оннагата имело творчество выдающихся актёров 18 в. Кикунодзё Сэгавы I и Томидзюро Накамуры I.
Характерная особенность танцев К. - обязательная связь с сюжетом всего представления. Каждая танц. сцена - составная часть драмы. В 1-й пол. 19 в. произошло дальнейшее развитие хэнгэ-моно - коротких танц. пьес с быстрой сменой костюмов гл. героя, который трансформируется в разл. персонажи. Поскольку в хэнгэ-моно исполнителю приходится создавать несколько характеров, ему необходимо обладать высоким актёрским и танц. мастерством. Этим требованиям отвечало творчество актёров 19 в. Утаэмона Накамуры Ш и Мицугоро Бандо Ш. Хэнгэ-моно обновили танец К., т. к. включали нар. танцы, обычаи, песни. Эти нововведения неск. высвободили зависимость танцовщиков от их костюма. В кон. 19 в., после незавершённой бурж. революции Мэйдзи (1868), когда аристократич. театр ноo стал достоянием более широкой аудитории, танцы К. начали заимствовать сюжеты, костюмы и многое другое из этого театра. Появляются также танц. пьесы, основанные на средневековых фарсах - кёгэн. Однако все эти нововведения всегда укладывались в рамки уже сложившейся техники танцев. В дальнейшем значит. изменений танец К. не претерпел. Среди мастеров 2-й пол. 20 в.: Утаэмои Накамура VI, Байко Оноэ VII, Сикан Накамура VII и Томидзюро Накамура V. Искусство танца К. было представлено на гастролях театра К. в СССР (1928, 1961).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
КА..

ЕЛАНЯН

ЖАГАТА

ЖАНМЕР

ЖДАНОВ

ЖИЗЕЛЬ

ЖОЛИВЕ

ЗАЙЛИХ

ЗВЁЗДЫ

ЗВЕРЕВ

ЗИМИНА

ЗОРАЙЯ

ЗУБОВА

ИВАНОВ

ИОРДАН

ИСАЕВА

ИСУПОВ

ЙОАСОО

ЙОРКИН

КЁГЛЕР

КАДЛЕЦ

КАМПРА

КАНАКА

КАНКАН

КАПЛАН

КАРАЕВ

КАРМЕН

КАРПОВ

КАРТЕР

КАРУЛЕ

КАТХАК

КАЧУЧА

КАШАНИ

КАШКИН

КЕКАИС

КИРИКО

КИРОВА

КЛАУСС

КЛЯВИН

КОВМИР

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.