на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


КИТАЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. Танцевальное искусство - одно из самых древних в китайской культуре. Уже во 2-м тыс. до н.э. встречаются иероглифы у (танец) и юэ (музыка). Описание танцев того времени до нас не дошло, но известно, что танец и музыка были тесно связаны с ритуалами поклонения божествам, жертвоприношениями, магич. плясками шаманов.
В период Чжоу (722-481 до н.э.) в ритуальных танцах зарождались каноны танц. движений, имеющих символич. толкование. Большое влияние на формирование танц. искусства оказали древние анимистич. и космологич. верования. Обожествление и культ животных, отвлечённых сил природы развивали приёмы стилизации и условность пластич. языка. В ритуальных танцах складывались элементы светского зрелища. Танец, близкий нар. обрядам, отражал не только восприятие человеком окружающей среды, но и постижение им самого себя, являясь наивысшим выражением его эмоций. Проф. музыканты и танцовщики уже существовали в период Чжоу. Их приглашали на императорские пиры, храмовые праздники. Танцы основывались на сюжетах, которые посвящались конкретным событиям, историч. героям, божествам. В зависимости от сюжета и характера сценич. техники сформировались два танц. жанра - вэнь у (гражданские танцы) и у у (военные танцы). Музыка и танец были и средством воспитания, поэтому обучение этим искусствам получило широкое распространение.
В период Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) танц. искусство продолжало занимать ведущее положение в религиозно-культовых ритуалах и нар. обрядах, на него также наложило отпечаток конфуцианство - официальная идеология ханьского периода, придававшая особое значение танцу в этическом воспитании человека. Характер ритуальных танцев изменился, они перестали сопровождаться магич. заклинаниями, исступлёнными выкриками, характерными для танцев глубокой древности, и в соответствии со строго разработанным ритуалом вместе с музыкой подчёркивали величие и торжественность обряда. Наряду с танцами на сюжеты конкретных историч. событий, появились танцы на вымышленные сюжеты. Космологич. представления древности, связанные с культом неба - земли и точной пространственной ориентацией, получили эстетич. интерпретацию: танцевальная схема вписывалась в квадрат - символ земли и была ориентирована по странам света. Чёткую пространственную ориентацию приобрели и отдельные движения. Доминантой хореографич. композиции была не поза, как в инд. классич. танце, и не последовательное чередование скульптурных поз, а слияние движущихся фигур. В танце, как и в каллиграфии, приобретают значение комбинация линий, общий рисунок композиции. Одним из распространённых видов танцев ханьского периода, вошедших в танц. искусство более позднего времени, были построения, иероглифически изображавшие традиц. благопожелания: например, иероглифы "Благополучия (умиротворения) Поднебесной". Была учреждена Муз. палата (Юэфу), ведавшая певцами, танцовщиками и танцовщицами (их насчитывалось до 800), собранными из разл. областей страны.
В последующие столетия танц. искусство обогащалось новым репертуаром и техникой исполнения. Большое развитие получило непрофессиональное муз. и танц. искусство. В период Суй (589-619) в городе Дунду (ныне Лоян) во время празднеств в песенно-танц. представлениях участвовало до неск. десятков тыс. человек.
Время расцвета танца - период Тан (618-907); усложнились его ритуальная и социальная функции. Широкие культурные связи Китая с др. странами (особенно с Индией) также оказывали большое влияние на искусство танца. Происходило дальнейшее развитие осн. эстетич. принципов этого искусства. Танцы стали классифицироваться по группам: цзянь у (твёрдые, энергичные), жуань у (мягкие, нежные), цзы у (танцы иероглифов), хуа у (цветов), ма у (танцы с конями) и др. Первые две группы стали основными эстетич. категориями танца, определившими дальнейшие пути его развития. Они восходят к гражданским и военным танцам чжоуского периода. Эти группы основывались на древнекитайской дуалистич. концепции мира, утверждавшей, что мир состоит из двух начал - инь (тёмного, женского, а потому слабого, нежного) и ян (светлого, мужского, а потому сильного, энергичного). Таким образом их эстетич. интерпретация претендовала на раскрытие в танце целостной картины бытия. Группы хуа у и ма у разрабатывали принципы стилизации, усложнённые элементами символики, цзы у - продолжала развивать композиции линейной хореографии. Период Тан - последний в развитии танца как самостоятельного вида искусства. В дальнейшем происходило постепенное соединение танца, пения и слова, что привело к формированию традиц. муз. драмы. Дацюй-одна из осн. форм соединения пения и танца посредством сюжета (появление дацюй относится ещё к ханьскому времени). Это - трёхмастное произв., состоящее из муз. вступления, песенной и песенно-танц. частей, где танец преобладает. Другая форма, ведущая к возникновению синтетич. театр. спектакля, - сюжетные пантомимы. Одна из первых таких пьес "Маска" - о воинских доблестях ланьлинского князя Чан Гуна. В пьесе танец был подчинён драматич. действию и пантомиме.
Большое развитие танц., песенно-муз. и театр. искусств способствовало созданию системы проф. подготовки. Было организовано неск. придворных учебных заведений под общим назв. "Грушевый сад" (8 в.). Одно из них - Чудесный сад небожителей, где обучали пению и танцам детей, выступавших часто при дворе.
В период Сун (960-1279) развитие танца как проф. искусства неск. затормозилось. Он всё более превращался во вспомогательный элемент зрелища и, как правило, завершал его. Период Сунн - время становления синтетич. формы спектакля и рождения нового типа актёра, владевшего вокальным искусством, словом и танцем, близким по форме к сценич. движению. Продолжала развиваться театр. пантомима, популярность которой сохранилась.
С расцветом лит. драмы в эпоху Юань (1280-1367) танец полностью подчинился театру. В 15-18 вв. о танце как о самостоятельном виде искусства осталось мало сведений. Тем не менее в рамках традиционного театра танц. искусство достигло значит. развития. В 16 в. на базе сев. и юж. ветвей театра зародился новый жанр куньцюй, где лирич. южные мелодии стилистически окрашивали большие танц. эпизоды. Позднее мн. из спектаклей куньцюй превратились в балеты-пантомимы (напр., "История нефритовой шпильки", "Осенняя река" и др.). В жанре пекинской муз. драмы (одна из осн. театр. форм, возникла в кон. 18 в.) балеты-пантомимы получили большое развитие (напр., "На перекрёстке трёх дорог", "Переполох в небесном дворце").
После образования КНР (1949) танц. искусство получило большое развитие. В 1949 была создана Первая танц. труппа при Центр. театр. академии. Подобные труппы создавались по всей стране. В 1953 состоялся 1-й Всекитайский фестиваль музыки и танца. В 1964 в КНР функционировало св. 20 танц. коллективов.
В 20-х гг. 20 в. происходит первое знакомство кит. зрителя с европ. классич. балетом (в страну приезжали рус. артисты балета, педагоги). Появился интерес к европ. балету. Однако создание балета европ. типа началось лишь в 50-е гг. Первое, значит. произв. - "Голубь мира", поставленный танцовщицей Дай Айлянь на основе соединения европ. балета и кит. классического танца. В результате сценич. обработки нар. танцев были созданы балеты "Танец лотоса", "Дружба", "Сбор чая и ловля бабочек" и др.
Для подготовки нац. кадров в 1954 было организовано Пекинское хореографич. училище, возглавлявшееся Дай Айлянь. При училище были созданы курсы балетмейстеров под руководством сов. педагогов В. И. Цаплина (1955) и П. А. Гусева (1958), организованы отделения классич. и нар. танцев. Среди др. сов. педагогов были О. А. Ильина, Н. Н. Серебренников, В. В. Румянцева. В 1959 состоялся 1-й выпуск, на базе которого в этом же году была создана Экспериментальная труппа. Её репертуар состоял из балетов и концертных номеров, пост. Гусевым: "Лебединое озеро", "Корсар", "Жизель" (1960), "Красавица рыбка" Цу Минсина, У Цзуцяня (совм. со студентами-балетмейстерами, силами учащихся отделений кит. и европ. классич. танца), и Р. В. Захаровым "Бахчисарайский фонтан" (1962). В 1964 в училище недолго преподавала англ. артистка балета Б. Грей (пост. pas de deux из "Спящей красавицы"). В 1960 была основана Шанхайская балетная школа, где имелись отделения кит. и европ. классич. танцев. Преподавали в школе выпускники Пекинского хореографич. училища. К 1964 школа подготовила 2-й акт "Лебединого озера", фрагменты из "Щелкунчика", "Дон Кихота", балет "Пламя Парижа" и др.
В 1953 в Пекине открылся Центр. театр оперы и балета. Одна из первых работ театра - балеты "Белая змейка", созданный на основе одноим. муз. драмы (1957, Лян Кэсяна, балетм. Ван Пин, Ван Сисянь и др.); "Волшебный фонарь" (музыка Чжан Сяоху, балетм. Ли Чжунлин, Хуан Бошу под рук. Цаплина и Ли Шаочуня), "Пять красных облаков" на тему революционной борьбы китайского народа (1959, Гуанчжоуский армейский ансамбль, Экспериментальный театр).
Среди танцовщиков старшего поколения - Дай Айлянь, У Сяобан, Цзя Цзугуан, Ху Гоган, Чжао Дэсян (один из первых балетмейстеров, овладевших европейским классическим танцем) и др. В 1952 создан Союз хореографов (рук. Оуян Юйцянь; в нач. 60-х гг. прекратил существование). Известность получили артисты балета Чжао Цин, Бай Шусян, Лин Амэй, Лю Дэкан, Сун Тяньлу и др.
В нач. 60-х гг., в связи с особым политич. курсом кит. руководства, методы администрирования были перенесены в область искусства. Под лозунгом превращения танца в революц. массовое и нац. искусство из репертуара были изъяты все балетные спектакли предшествующих лет. Их заменили дивертисменты, чаще всего на военные сюжеты. В 60-е гг. пост. балет "Седая девушка" на сюжет одноим. оперы. В период "культурной революции" был создан балет "Красный женский батальон" (1964, сценарий и постановка Ли Чэнсяна, Чон Цзуци, Ван Сисяня) на основе европ. хореографии; пост. в Рабоче-крестьянской солдатской балетной труппе (организована в 1963). В последующие годы балет имел неск. редакций и вошёл в число 8 "образцовых" спектаклей, разрешённых руководством КНР.
До 2-й пол. 60-х гг. издавался журнал "Танец" ("Удао") - орган Союза хореографов, выходил 6 раз в год, затем был ликвидирован.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
КИ..

ЖЕНЩИНЫ В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ

ИНДИЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

КАНАДСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ

КОРЕЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

КУБИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ

КХМЕРСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

ЛИРИЧЕСКИЙ ТЕАТР В КОНСТАНЦЕ

ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ В ДЖЕНЦАНО B

ЧИЛИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ

ЯПОНСКАЯ БАЛЕТНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.