на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


КОРЕЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. Зарождение танцевального искусства в Корее связано с земледельч. празднествами и обрядовыми играми, которые сопровождались пением и плясками. В их основе - аллегорич. воспроизведение явлений природы и трудовых процессов. Постепенно музыка и танец выделялись в самостоят. виды искусства. Один из древнейших - танец в маске - тхальчхум. Особенно был популярен воинственный танец с мечом ("Пляска Хван Чхана"), в котором исполнитель в маске юного силлаского воина Хван Чхана изображал в танце его подвиг. Известны и др. древние танцы - "Песня и танец Чхоёна" (кон. 9 в.), о борьбе героя со злым духом, танец в золотой маске "Тэмён", групповой танец в масках "Сокток", танец льва "Санъе" и др. Из танца в маске в 14-15 вв. сложился нар. театр масок - камёнгык. Ср.-век. корейские гистрионы (квандэ) сыграли важную роль в развитии устной традиции нар. театра. Музыканты, танцовщики и акробаты владели искусством слова и жеста, пения. С ними связано развитие песенного творчества пхансори, представлявшего собой в 17-18 вв. раннюю форму чхангыка - нар. муз. драмы традиционного корейского театра. Чхангык органически сочетает в себе элементы пения - чхан, нац. танца - паллим и специфич. манеры игры - норымсэ, которая представляет собой танцевально-драматич. действие.
В отличие от искусства многих народов Вост. Азии кор. танец не имеет системы условных жестов: его движения - непосредственное выражение эмоций исполнителя. Чувство выражается сдержанно: движения плавны, медлительны, ноги как бы с трудом отрываются от пола, взор потуплен. Кор. танец не имеет быстрой смены ритмов.
К. к. т. как вид сценич. искусства вобрал в себя элементы крестьянских празднеств, ритуальных обрядов, плясок квандэ. Попытки создания проф. школы К. к.т. связаны с именем танцовщицы Чхве Сынхи (Цой Сын Хи). В 1929-32 под её руководством в Сеуле работала танцевальная школа-студия, в которой собирали и изучали корейский народный и классический танцы. Первые работы этой студии - "Танец с барабанами", "Танец с мечами".
После образования КНДР в 1946 в Пхеньяне была создана студия, где впервые ставились не только танцы, но и танц. представления: в "Песне освобождения" К. к. т. сочетался с танцем современным; в 1949 был пост. первый балетный спектакль "Песнь о крепости Панъявольсон" Чхве Оксама, в 1951 - его героич. хореографич. пьеса "Мать Кореи". Образ матери, созданный в ней, вырастал в символич. образ корейской женщины, борющейся против амер. захватчиков. В годы войны студия выступала в воинских частях. С 1952 - Гос. балетная студия; пост. балеты "Сказание о крепости Садосон" Чхве Оксама (1953, сценарий и пост. Чхве Сынхи), "Под ясным небом" Чхве Оксама, Ли Сока, Ким Мунсона (1956, сценарий и пост. Чхве Сынхи). В том же году студия объединилась с факультетом хореографич. искусства Художеств. института и выделилась в самостоят. Пхеньянское хореографич. училище с отделением нац. классического и классического европейского танца (курс обучения - 9 лет). Училищем были пост. "Лебединое озеро" (1956), "Красное знамя" (1959, сцен. Чхве Гая, по пьесе Сон Ёна "Патриот") - первый балет об антияпонской вооружённой борьбе.
В 1948 в Пхеньяне был основан Гос. художеств. театр (ГХТ) - ведущий муз. театр страны. Здесь ставились совр. оперы - кагык, балеты и классическая муз. драма - чхангык. В кон. 60 - нач. 70-х гг. гл. балетмейстер театра Ю Ёнгын, балетм. Ан Сонхи. На сцене театра часто показываются балетные спектакли Пхеньянского хореографического училища. Значительным событием стала пост. балета "Сказание об озере Оннан" (1958, сцен. Чхве Сынхи, балетм. и исполнитель гл. партии Ан Сонхи). Среди др. работ театра: "Полевые цветы" Хван Хаккына (1954), "Сим Чхон" (1954) и "Новое отправление" Ким Ёнгю (1960, балетм. Чон Догвон и Ким Суджо), "Ке Ворхян" Ли Сека (1961, сцен. и пост. Чхве Сынхи), "Партизанская дочь" ("Дочь партизанского отряда", 1962, музыка Им Гынмёна и др., сцен. Ке Минсона, балетм. Ан Сонхи), "Красный цветок с берегов Меконга" (1967). В ГХТ были предприняты попытки воссоздания спектаклей классич. муз. драмы чхангык, для этого была создана труппа "Хёмнюльдан" под руководством комп. Ан Гиока. В 1952 эта труппа образовала ядро Гос. театра нац. искусства. Театр ставит перед собой задачу изучения, сохранения и развития старинных форм нар. муз. искусства, в т. ч. и танцев в маске - тхарён и тхальчхум.
Почти во всех провинциях КНДР были созданы стационарные музыкально-хореографич. коллективы, ставившие совр. балетные спектакли (в сочетании К. к. т. с европ.). В 1961 Художеств. театр провинции Хамгён-Намдо пост. балет "Когда придёт рассвет". В основе спектакля, посв. антияпонской борьбе, - нар. песня "Тондоллари" и нар. танцы этой провинции. В том же году Художеств. театр провинции Хванхэ-Пукто создал спектакль "Чо Окхи" Ли Мунына, посв. памяти землячки, ставшей нац. героиней (сцен. Пак Чихун, балетм. На Сукхи). Балет "Герои Напхальсана" Ян Гибона, пост. в 1961 Художеств. театром провинции Канвондо, рассказывает о подвигах воинов Нар. армии.
В 1959 основан Ансамбль песни и танца. Среди его пост. 1965-66: "Дочь Вьетнама", "Героическая земля Куба", "Трудный поход". Известность получил спектакль Ансамбля песни и танца провинции Пхёнан-Пукто "Воспоминание" (1963) - о тяжёлом прошлом кор. народа (музыка Пэк Тосона и др., балетм. Ким Донгын и Хон Доктхэк).
Южная Корея. В Юж. Корее танц. искусство, как нац., так и европ., развивается в неблагоприятных условиях. До кон. 50-х гг. существовала острая борьба между разл. направлениями в хореографии. Сторонники модернизации танцев и их противники составили две организации - "Южнокор. ассоциацию танцовщиков" и "Ассоциацию танц. искусства". Модернизация К. к. т. стала насаждаться повсеместно. В 1959 была создана Южнокорейская хореографич. ассоциация, которая продолжает свою работу. С 1962 её возглавляет балетм. Сон Бом, инициатор создания в Сеуле Гос. балетной труппы (1961) и Хореографич. института (1962). В репертуаре балетной труппы произв. южнокор. композиторов, в т. ч. балет "Синяя верхняя рубашка" Чхве Чхагвона (1961, сцен. Хван Хи, балетм. Чу Ри). В 1966 труппа показала 8 представлений. Частные балетные труппы, стремящиеся сохранить традиции К. к. т., чаще выступают за границей. Группа ансамбля "Самчхолли" выступала в США, там же выступала группа артистов ансамбля песни и танца "Ариран" под рук. Квон Есона. В 1962 К-том по делам культуры г. Сеула была учреждена премия в области хореографии. Среди лауреатов 1962-67: Чин Субан, Ким Бэкпон, Им Соннам, Каан Сонъён, Хан Ёнсук и Чо Тхэгвон. Большинство из них стремится к модернизации К. к. т. Однако некоторые теоретики и практики танц. искусства (Ким Синок, Ли Гынсон, Мин Чхонсик, Ким Ёнсик и др.) продолжают сохранять традиции К. к. т.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
КО..

ЖЕНЩИНЫ В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ

ИНДИЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

КАНАДСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ

КИТАЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

КУБИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ

КХМЕРСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

ЛИРИЧЕСКИЙ ТЕАТР В КОНСТАНЦЕ

ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ В ДЖЕНЦАНО B

ЧИЛИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ

ЯПОНСКАЯ БАЛЕТНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.