на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ЛАБАН (Laban) Рудольф фон (15.11.1879, Пресбург, ныне Братислава, ЧССР, - 1.7.1958, Уэйбридж), австрийский танцовщик, хореограф, педагог, теоретик танца. По нац. венгр. Учился живописи и декоративному искусству в Мюнхене, актёрскому мастерству и танцу в Париже. Гастролировал с труппой франц. ревю по Сев. Африке, где познакомился с арабским и негритянским фольклором. В 1907-10 выступал как танцовщик в Австрии и Германии. В 1910 организовал в Мюнхене школу. В 1914-25 работал как педагог и балетмейстер, осуществил ряд пост., в которых был автором хореографии, музыки и оформления: "Победа жертвы" (1916, Цюрих), "Игрок" (1917), "Призрачный образ" (1922, обе - Нюрнберг), "Казанова" (1923) и др. В 1925 организовал в Гамбурге камерную балетную труппу. Пост.: "Мерцающие ритмы" (1925), "Титан" (1927); балеты на классич. муз. - "Дон Жуан" Глюка, "Терпсихора" на муз. Генделя (оба - 1925), "Шутовское зеркало" на муз. Листа (1926). В 1926 создал в Вюрцбурге хореографич. школу. В 1930-34 - директор гос. объединения театров Берлина, рук. балетной труппы Берлинской гос. оперы. В 1938 эмигрировал в Великобританию, где преподавал в школе К. Йосса в Дартингтон-Холле. Совм. с Л. Ульман занимался разработкой системы рациональных движений для заводских рабочих. В сотрудничестве с Йоссом и А. Кнустом разработал систему записи движений под назв. "Кинетография" (получила мировую известность под назв. "лабанотация"). В 1940 последователи Л. основали в Нью-Йорке Бюро записи танца (Dance Notation Bureau).
В своей теории танца (хореотике) Л. применил математич. метод анализа, с помощью которого обосновал универсальные закономерности движения человеческого тела. Танцевальное движение, по Л., есть изменяющееся отношение танцовщика к трёхмерному пространству. Наиболее характерное их проявление, существующее в хореографии разл. типов и нац. культур, - т. н. "суинги" - разные по амплитуде махообразные движения, прочерчивающие в пространстве фигуру, напоминающую восьмёрку. Эти двоякообращённые движения, ("на себя" и "от себя") - основные, все остальные - их вариации. По Л., всякий вид хореографии от наиболее примитивного до высокопрофессионального обусловливается особенностями сочетания движений и преобладанием в них какой-либо из трёх важнейших характеристик: динамической, пространственной и темповой. Л. установил, что мн. ведущие принципы теории танца идентичны с теорией музыки. Его хореотика развивает у танцовщика и хореографа пространственное мышление, чувство взаимозависимости действий отдельного исполнителя и всей группы танцующих. Л. - основоположник нем. "выразительного танца", который повлиял на все виды совр. хореографии. Его учениками и последователями были К. Йосс, М. Вигман, Х. Кройцберг, И. Георги, М. Терпис и др.
Соч.: Die Welt des Tanzers, Stuttg., 1920; Choreographie, Jena, 1926; Schrifttanz, [Bd] 1-2, W., 1928-1930; Ein Leben für den Tanz, Dresden, [1935]; Modern educational dance, L., 1948; The mastery of movement on the stage, L., 1950; Principles of dance and movement notation, L., 1956; Choreutics, L., 1966.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЛА..

КЕЛЕТ

КЕРГЕ

КЛАВЕ

КЛЕЙН

КОДАЙ

КОКТО

КОМУС

КОНЕР

КОНЮС

КОСКИ

КОХНО

КРЕЙН

КРИЗА

КУККИ

КУПЕР

КУРУП

КУЯВА

КЭЛИН

КЯКШТ

ЛАБАР

ЛАБИС

ЛАЙМА

ЛАЙНЕ

ЛАКОТ

ЛАНДА

ЛАНДЕ

ЛАРОШ

ЛАССЬ

ЛАУРИ

ЛАФОН

ЛЕВША

ЛЕГАТ

ЛЕДЕР

ЛЕДЯХ

ЛЕПИН

ЛИВРИ

ЛИЕПА

ЛИЛЕЯ

ЛИМОН

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.