на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ЛЕНИНГРАДСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ордена Ленина академический (до 1964 - Малый оперный театр), открыт в 1918 в здании бывшего Михайловского театра. К кон. 20-х гг. в театре работала немногочисл. балетная группа для участия в опереточных и оперных спектаклях. В неё входили Н. А. Анисимова, С. Г. Корень, балетм. А. И. Чекрыгин и др. С 1931 балетная труппа начала увеличиваться; её возглавил Ф. В. Лопухов, приступивший к созданию жанра комедийного балетного спектакля. Не имея нового полноценного муз. материала, он обратился к партитурам старых балетов, переосмысляя их содержание: подчёркивая жизненно-правдивые ситуации, расставляя социальные акценты, обогащая танц. язык элементами фольклора. Первый балетный спектакль - "Арлекинада". День его премьеры - 6 июня 1933 - считается официальной датой рождения балетной труппы театра. Затем были пост. "Коппелия" (1934); "Светлый ручей" Шостаковича (1935, балетм. Ф. В. Лопухов). В них участвовали молодые танцовщики - З. А. Васильева, Г. И. Исаева, Д. А. Голубева, В. А. Розенберг, опереточный комик М. А. Ростовцев, артисты Ленингр. театра им. Кирова П. А. Гусев, А. В. Лопухов.
В дальнейшем в репертуар театра вошли балеты лирико-драматич. содержания - "Фадетта" (1936), "Кавказский пленник" (1938), поставленные худ. рук. труппы (1935-38) Л. М. Лавровским. Ведущее положение заняли артисты Г. Н. Кириллова, Н. А. Зубковский, С. П. Дубинин, в спектаклях участвовала солистка Театра им. Кирова Е. Г. Чикваидзе (Черкешенка - "Кавказский пленник"). Постановка В. А. Варковицким "Сказки о попе и работнике его Балде" Чулаки (1940) вернула балетную труппу театра к наиболее свойственному ей жанру комедийного спектакля.
Во время Великой Отечественной войны театр работал в г. Чкалове (Оренбурге), сохранив в репертуаре все основные балетные спектакли. Вновь возглавивший труппу Ф. Лопухов создал новый вариант "Тщетной предосторожности" (1944). В послевоенные годы лучшие пост. театра возникали в результате поисков новых форм спектакля: лирико-комедийного - "Мнимый жених" Чулаки (1946), героич. комедии - "Юность" Чулаки (1949), поставленных Б. А. Фенстером, руководившим труппой в 1945-56. В 1953 пост. балет "Семь красавиц" (балетм. П. А. Гусев). В театре ставились балеты на рус. тему: "Чудесная фата" Заранек (1947, балетм. Н. А. Анисимова), "Барышня-крестьянка" Асафьева (1951, Фенстер). Ведущие артисты этого периода (наряду с мастерами театра Кирилловой, В. М. Розенберг, Г. И. Исаевой): С. К. Шеина, В. М. Станкевич, М. П. Мазун, В. М. Тулубьев, Ю. П. Литвиненко, Ю. В. Малахов, Н. Р. Мириманова, Е. Н. Иванова, Н. Н. Филипповский, Н. С. Соколов и др. Пришедшее в сер. 50-х гг. новое поколение сильных классических танцовщиков (Л. Н. Сафронова, Г. Н. Пирожная, В. С. Зимин, А. С. Хамзин, Г. В. Покрышкина, Л. П. Морковина, Т. Г. Боровикова, Л. Б. Климова, Н. Н. Боярчиков и др.) позволило театру обратиться к спектаклям классич. наследия ("Корсар", 1955, в ред. П. А. Гусева; "Лебединое озеро", 1958, восстановлено Ф. Лопуховым и К. Ф. Боярским, по Петипа - Иванову). Удачами коллектива стали: цикл балетов, созданных на музыку произв. П. И. Чайковского ("Баллада о любви", балетм. Ф. Лопухов; "Эрос", "Франческа да Римини", 1959, балетм. К. Ф. Боярский), вечера балетов М. Равеля ("Дафнис и Хлоя", "Вальс", "Болеро", 1960, все - пост. Г. И. Давиташвили), И. Ф. Стравинского ("Орфей", "Жар-птица", "Петрушка", 1961, все - Боярский), Д. Д. Шостаковича ("Встреча", "Директивный бантик", "Барышня и хулиган", 1962, Боярский). В 1962-73 труппу возглавлял И. Д. Вельский. Театр осваивал и новые жанры хореографич. спектакля: сатирического в "Коньке-Горбунке" Щедрина (балетм. Вельский) и "Трёх мушкетёрах" Баснера (балетм. Боярчиков), оба - 1964; "танцсимфонии" - в балете "11-я симфония" ("1905 год") на музыку Шостаковича (1965, балетм. Вельский); продолжалась работа и над балетами-драмами, интерпретирующими лит. сюжеты ("Накануне" Шварца, 1963, балетм. Боярский; "Овод" Чернова, 1967, балетм. Вельский). В этот период здесь начали работать балетм. Н. Н. Боярчиков, Н. А. Долгушин, Г. Р. Замуэль, И. А. Чернышев, Б. Я. Эйфман, О. М. Виноградов (гл. балетм. театра в 1973-77), поставивший "Тщетную предосторожность" Герольда, "Коппелию"; "Ярославну" Тищенко (1974), "Ромео и Джульетту" (1976) и др. Среди пост.: "Царь Борис" на муз. Прокофьева (1978, балетм. Боярчиков), "Орфей и Эвридика" Журбина (1979, тот же). Балетная труппа театра неоднократно гастролировала за рубежом (Чехословакия, ГДР, Турция, Бразилия, Индия и др. страны).
В пост. спектаклей театра участвовали: дирижёры - И. Э. Шерман, П. Э. Фельдт, Э. П. Грикуров, Е. М. Корнблит, О. М. Берг, Ю. Б. Богданов, Ю. Х. Темирканов, П. А. Бубельников, А. С. Дмитриев; художники - М. П. Бо-бышов, Б. М. Эрбштейн, Т. Г. Бруни, В. М. Ходасевич, Э. Я. Лещинский, В. М. Купер, Н. П. Акимов, С. Б. Вирсаладзе, Э. Г. Стенберг, В. И. Доррер, А. Д. Гончаров, М. С Щеглов и др. В труппе (1979): нар. артисты РСФСР Н. А. Долгушин, засл. арт. РСФСР А. М. Сидоров, Т. И. Фесенко, В. С. Муханова, Л. В. Филина, артисты Т. В. Статкун, А. Н. Малышева, Г. Р. Замуэль, В. Б. Островский, С. А. Козадаев, Г. В. Судаков, В. К. Аджамов, Е. Г. Алканова, Ю. Х. Васильков, М. А. Вишневская, Т. Н. Горышкина, В. В. Долгалло, А. П. Евдокимов, А. В. Мальгина, Е. Г. Мясищев, К. А. Новосёлов, В. Г. Печерский, П. М. Русанов, А. М. Сидоров, П. О. Сталинский, О. В. Ужинский, С. Г. Широких. Гл. балетм. (с 1977) - засл. деят. искусств РСФСР Боярчиков, гл. дирижёр - В. С. Кожин.
Репертуар театра (в скобках фамилии балетмейстеров)
1933. "Арлекинада" (Ф. Лопухов).
1934. "Коппелия" (Ф. Лопухов).
1935. "Светлый ручей" Шостаковича (Ф. Лопухов).
1936. "Фадетта" (Л. М. Лавровский).
1937. "Тщетная предосторожность" (Лавровский).
1938. "Кавказский пленник" (Лавровский).
1940. "Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки (Варковицкий).
1944. "Тщетная предосторожность" (Ф. Лопухов).
1945. "Итальянское каприччио" (Иордан).
1946. "Мнимый жених" Чулаки (Фенстер).
1947. "Чудесная фата" Заранек (Анисимова).
1948. "Доктор Айболит" (Фенстер и Исаева).
1949. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Лядова и Дешевова (Андреев и Фенстер); "Юность" Чулаки (Фенстер).
1950. "Шехеразада" (Анисимова).
1951. "Весёлый обманщик" Корчмарёва (Фенстер и Джапаров), "Барышня-крестьянка" Асафьева (Фенстер).
1952. "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова (Якобсон), "Сольвейг" на муз. Грига (Якобсон).
1953. "Семь красавиц" (Гусев).
1954. "Двенадцать месяцев" Битова (Фенстер).
1955. "Корсар" (Гусев).
1956. "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (Фенстер).
1957. "Ивушка" Евлахова (Анисимова).
1958. "Гаврош" Битова и Корнблита (Варковицкий), "Лебединое озеро" (возобн. 1-й ред. М. Петипа и Л. Иванова; Ф. Лопухов и Боярский).
1959. Балеты на муз. Чайковского: "Баллада о любви" ("Времена года", Лопухов), "Эрос" ("Струнная серенада"; возобн. пост. Фокина, Боярский), "Франческа да Римини" (Боярский).
1960. Балеты на муз. Равеля: "Дафнис и Хлоя", "Вальс", "Болеро" (Давиташвили), "Накануне" (Боярский).
1961. "Сильнее любви" Караманова и "Цветы" на муз. Шостаковича (Варковицкий), Вечер одноактных балетов: "Классическая симфония" на муз. 1-й симфонии Прокофьева (Боярский), "Тема с вариациями" на муз. Чайковского (Гербек), "Петрушка" (Боярский, по Фокину).
1962. 3 балета на муз. Шостаковича: "Встреча" (9-я симфония), "Директивный бантик", "Барышня и хулиган" (Боярский), "Романтическая песнь" А. Петрова (Н. Петров), "Орфей" (Боярский), "Жар-птица" (Боярский, по Фокину).
1963. "Накануне" Шварца (Боярский), "Конёк-Горбунок" Щедрина (Вельский).
1964. "Три мушкетёра" Баснера (Боярчиков), "Круг ада" Пригожина (Боярский).
1966. 11-я симфония ("1905 год") на муз. Шостаковича (Вельский). "Деревянный принц" Бартока (Боярчиков).
1967. "Овод" Чернова (Вельский).
1968. "Антоний и Клеопатра" Лазарева (Чернышёв).
1969. "Щелкунчик" (Вельский), "Весна священная" (Касаткина и Василёв), "Концерт в белом" на муз. скрипичного концерта Чайковского (Долгушин),
1970. "Размышления" на муз. увертюры-фантазии "Гамлет" Чайковского (Долгушин), "Старик Хоттабыч" Симонян (Ласкари), "Моцартиана" Чайковского (Долгушин).
1971. "Тщетная предосторожность" Герольда (Виноградов); "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (Долгушин), "В манере Лотрека" Архимандритова (Замуэль).
1972. "Гаянэ" (Эйфман), "Кармен-сюита" (Замуэль), "Клитемнестра" Глюка (2-й акт в опере "Ифи-гения"), "Жизель" (возобн. Долгушин).
1973. "Жизель" (Коралли, Перро, Петипа, возобн. Долгушин), "Коппелия" (Виноградов); "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" Иршаи (Замуэль).
1974. "Ярославна" Тищенко (Виноградов, реж. Ю. Л. Любимов).
1975. Вечер балетов М. Петипа - "Арлекинада"; "Привал кавалерии" Армсгеймера (возобн. Гусев), "Сказка про шута, всех шутов перешутившего" Прокофьева (Полубенцев), гран па из балета "Пахита" (возобн. Долгушин), "Сильфида" Лёвеншелля (Авг. Бурнонвиль, возобн. Э. М. фон Розен, Дания).
1976. "Ромео и Джульетта" (Виноградов), "Праздник цветов в Дженцано", гран па, Хельстеда (Авг. Бурнонвиль, возобн. Э. М. фон Розен), "Браво, Фигаро!" на муз. Россини (Замуэль).
1977. "Золушка" (Виноградов), "Педагогическая поэма" Лебедева (Виноградов, Лебедев).
1978. "Царь Борис" на муз. Прокофьева (Боярчиков), "Пьеро" на муз. Россини (Замуэль), "Слуга двух господ" - новая ред. балета "Мнимый жених" Чулаки (Н. Боярчиков).
1979. "Орфей и Эвридика" Журбина (Боярчиков).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЛЕ..

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.