на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ордена Ленина, академический им. Кирова, один из старейших, всемирно известных коллективов страны. Балетная труппа его входила в состав театров: петерб. Большого (Каменного; с 1783), Мариинского (с 1860), Гос. Мариинского (с 1917), который в 1920 переименован в Гос. академич. театр оперы и балета (с 1935 им. С. М. Кирова).
История труппы начиналась с придворных спектаклей, где участвовали проф. танцовщики и танцовщицы, появившиеся после учреждения имп. Анной Иоанновной в 1738 Танцевальной школы (см. Ленинградское хореографическое училище). Под рук. франц. педагога Ж. Б. Ланде рус. ученики (из низших сословий) легко усваивали изящные формы, разработанные европ. балетом, и сообщали им широту и плавность нар. пляски. Уже первые выпускники школы - А. Сергеева, А. Тимофеева, А. Топорков - могли конкурировать с иностр. танцовщиками, а Т. С. Бубликов имел большой успех и в Вене. Иностранные балетмейстеры и педагоги Ф. Хильфердинг, Г. Анджолини, Дж. Канциани, Ш. Ле Пик, работавшие в Петербурге, знакомили рус. артистов с достижениями европ. хореографии. Однако с первых шагов молодой рус. балет отличался самобытностью. Классицизм на рус. почве обрёл черты патриотизма и гражданственности, что нашло отражение, напр., в балете Анджолини по трагедии Сумарокова "Семира" (1772). Лучшие танцовщики той поры сочетали профессионализм с одухотворённостью. В 1783 был построен Большой (Каменный) театр (в 1836 здание перестраивалось А. К. Кавосом). Здесь развернулась деятельность танцовщика, педагога и первого рус. балетмейстера И. И. Вальберха. В его балетах пантомима и виртуозный танец служили не для воспевания царей и богов: сентиментализм выдвинул новых героев - обыкновенных людей. Вальберх пост. первый балет из совр. жизни - "Новый Вертер" (1799), один из первых балетов на шекспировский сюжет - "Ромео и Юлия" (1809), прославил победу 1812 года в дивертисменте "Торжество России, или Русские в Париже" (1814). Заметное влияние на развитие петерб. балета оказал Ш. Л. Дидло. Знаток разл. европ. школ, он был свидетелем борьбы Ж. Ж. Новера с отжившими канонами придворного балета, учился у Ж. Доберваля. Творчество Дидло в России совпало с подъёмом нац. культуры, что способствовало росту петерб. балета, ставшего одним из передовых в Европе. Дидло ставил балеты на мифологич., историч., жанровые сюжеты, дивертисменты с разнохарактерными танцами. Танц. поэмы Дидло "Зефир и Флора" (1804), "Амур и Психея" (1809), "Ацис и Галатея" (1816) Кавоса предвещали наступление романтизма. В них уже намечалось взаимодействие ансамблевого и сольного танцев. Героями пантомимных балетов на историч. сюжеты были борцы за свободу и справедливость ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" на муз. Венюа, 1817; "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" на муз. Кавоса и Жучковского, 1819, и др.). Дидло стремился к психологизации образов, драматизации действия. В 1823 театр обратился к поэзии Пушкина, пост. балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" на муз. Кавоса (1823). В репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой, А. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца. 30-е гг. 19 в. были ознаменованы утверждением романтизма с его разладом мечты и действительности, уходом в мир ирреальных образов, видений. В 1837 итал. хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет "Сильфида". Поэтика романтизма оказалась близкой рус. исполнительскому стилю. В 1842 в балете "Жизель" (пост. Ж. Коралли и Ж. Перро) с успехом выступила Е. И. Андреянова. "Земную" линию романтизма представляли балеты Ж. Перро, возглавлявшего петерб. балет в 1848-59. В балетах "Эсмеральда" и "Катарина" Пуньи, "Фауст" Пуньи и Паниццы, и др. противопоставлялись страсти, характеры, обстоятельства. На петерб. сцене выступали Ф. Эль-слер, К. Гризи, Ф. Черрито. Вслед за иностр. танцовщицами романтич. репертуар осваивали рус. балерины Н. К. Богданова, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа и др. С 1860 театр начал работать в новом здании (построено арх. А. К. Кавосом) и получил назв. Мариинского театра.
В 1859 балетм. Перро сменил А. Сен-Леон, который придерживался канонов многочастного парадного спектакля. Обращение к рус. теме в его балетах "Конёк-Горбунок" (1864) и "Золотая рыбка" (1867) было поводом для пост. дивертисментов.
Преемником Перро и Сен-Леона стал М. И. Петипа (с 1847 солист балета, затем - балетмейстер, в 1869-1903 - гл. балетмейстер театра). Вначале он придерживался эстетики монументальных балетных представлений. Пост.: "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868), "Дон Кихот" (1871), "Баядерка" (1877). В этих спектаклях, созданных на муз. Пуньи и Минкуса, Петипа начал разрабатывать симфонич. формы танца. Развивая принципы своих предшественников, он создал выдающиеся произв. хореографии - сцену "царство теней" в балете "Баядерка" и др. Петипа совершенствовал каноны академич. танца, разрабатывал новые формы. Владение разнообразными средствами балетного театра позволило Петипа вместе с композиторами П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым создать первые балеты-симфонии: "Спящая красавица" (1890), "Лебединое озеро" (1895, совм. с Л. И. Ивановым), "Раймонда" (1898). Балеты Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогич. талантам Х. П. Иогансона, Э. Чеккетти. В балетах Петипа и Иванова выступали М. С. Суровщикова-Петипа, Е. О. Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, М. М. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, А. В. Ширяев и др. Деятельность Петипа подвела итоги художеств. завоеваний 19 в. и стала наиболее значит. эпохой в истории рус. балета. Шедевры выдающегося балетмейстера составили классическое наследие мировой хореографии. Они наследуются и сов. балетным театром.
В нач. 20 в. хранителями академич. традиций были артисты О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, В. А. Трефилова, Ю. Н. Седова, А. Я. Ваганова, Л. Н. Егорова, Н. Г. Легат, С. К. Андрианов. Однако с уходом Петипа эстетика академизма постепенно превращалась в догму, тормозящую творческую мысль. Борьбу с рутиной возглавил М. М. Фокин. В поисках новых форм он опирался на совр. изобразительное искусство. Излюбленной сценич. формой балетмейстера стая одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистич. окраской: "Павильон Армиды" (1907), "Шопениана" (1908), "Египетские ночи" (1908), "Карнавал" (1910), "Петрушка" (1911), а также "Половецкие пляски" в опере "Князь Игорь" (1909). В балетах Фокина прославились Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова.
В первые годы после Окт. революции 1917 перед театром встали задачи сохранения наследия и создания нового репертуара, отвечающего требованиям времени. Ответственность за их решение легла на плечи ведущих артистов театра: Е. П. Гердт, П. А. Гусева, Л. С. Леонтьева, А. В. Лопухова, Е. М. Люком, О. П. Мунгаловой, В. И. Пономарёва, В. А. Семёнова, Б. В. Шаврова. В 1922 труппу возглавил Ф. В. Лопухов. Под его руководством театр тщательно сохранял лучшие балеты Петипа и Иванова, Фокина и А. А. Горского.
Балетмейстер-новатор Лопухов создал оригинальные постановки, где смело экспериментировал в области хореографич. выразительности и танц. симфонизма: "Величие мироздания" на муз. Бетховена (1923), "Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргркого (1924), "Пульчинелла" (1926), "Ледяная дева" (1927), "Байка про лису" (1927); "Болт" Шостаковича (1931) и др. Разработанная им теория балетного искусства, практические находки явились первыми шагами в развитии сов. балетного театра. В 1929 на сцене театра Лопуховым, Пономарёвым и Леонтьевым был пост. первый сов. балет "Красный мак", в 1930 - др. балет на совр. тему - "Золотой век" на муз. Шостаковича, созданный В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном и В. П. Чесноковым. В 1920-30-е гг. в труппу театра влились выпускники Леиингр. хореографич. училища, подготовленные педагогами А. Я. Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П. Снетковой-Вечесловой, Н. П. Ивановским, Пономарёвым, А. В. Ширяевым. Среди них: Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А. Я. Шелест.
В 1930-40-е гг., когда гл. место в балете заняли драматургия и режиссёрская разработка сюжета, были созданы лучшие спектакли этого времени: "Пламя Парижа" (1932, балетм. Вайнонен), "Бахчисарайский фонтан" (1934, Р. В. Захаров), "Лауренсия" (1939, В. М. Чабукиани) и "Ромео и Джульетта" (1940, Л. М. Лавровский).
В годы Великой Отечественной войны артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде, под рук. О. Г. Иордан выезжали на фронт, выступали на заводах и в госпиталях. Осн. коллектив был эвакуирован в Пермь, где шли пост. ранее спектакли, создавались новые ("Гаянэ", балетм. Анисимова, 1942). В военные и первые послевоенные годы в труппу вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Л. И. Войшнис, Ю. Н. Григорович, И. Б. Зубковская, Н. А. Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов, К. В. Шатилов, Н. Б. Ястребова. В 1940-50-е гг. были пост. новые спектакли. Военной теме посв. балеты "Татьяна" Крейна (балетм. В. П. Бурмейстер) и "Милица" Асафьева (балетм. Вайнонен) - оба 1947. Балеты "Медный всадник" Глиэра (1949, Захаров) и "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (1955, Б. А. Фенстер) продолжили линию обработок лит. произведений. В балетах-сказках "Золушка" (1946, К. М. Сергеев) и "Шурале" (1950, Л. В. Якобсон) широко использовался классический танец.
Творческим подъёмом отмечены 1950-1960-е гг. В этот период, отталкиваясь от античной пластики, экспериментировал Якобсон ("Спартак", 1956); он утверждал универсальность выразительных возможностей хореографии в "Хореографических миниатюрах" (1958). В балете "Клоп" (1962) ему удалось воссоздать творческую лабораторию поэта-трибуна, где рождались сатирич. образы совр. мещан. Спектакль Якобсона "Двенадцать" (1964) воплотил революц. поэтику А. А. Блока. В 1958 балетм. Сергеев пост. балет "Тропою грома", посв. борьбе с расизмом. Принципиальное значение приобрели пост. нового поколения балетмейстеров. Балеты "Каменный цветок" (1957) и "Легенда о любви" (1961) Григоровича, "Берег надежды" (1959) и "Ленинградская симфония" (1961) Бельского возрождали традиции симфонич. танца, разработанные Петипа и продолженные Лопуховым, непрерывности танц.-муз. действия, утверждённые Фокиным. Хореографы нашли новые формы для воплощения значительного содержания. Новый творческий метод способствовал раскрытию дарований молодых артистов - А. И. Грибова, А. В. Гридина, И. А. Колпаковой, Э. В. Минченок, А. Е. Осипенко, И. А. Чернышёва, позднее - Г. Т. Комлевой, А. И. Сизовой, Ю. В. Соловьёва. Наиболее значит. спектакли 1960-70-х гг. - "Горянка", пост. О. М. Виноградовым (1968), "Сотворение мира", пост. Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым (1971), и др.
Творческую жизнь балетного коллектива Театра им. Кирова всегда отличало сочетание традиций и новаторства. В репертуаре театра сохраняются спектакли классич. наследия ("Жизель", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Баядерка", "Корсар", "Дон Кихот", "Щелкунчик", "Шопениана"), лучшие пост. сов. времени (Захарова, Лавровского, Сергеева, Якобсона, Григоровича, Бельского). Труппа стремится к поискам новых тем и образов, к открытиям новых средств выразительности. Гл. балетмейстерами театра и худ. рук. балетной труппы были - Ф. В. Лопухов (1944-45, 1951-56), П. А. Гусев (1945-50), Б. А. Фенстер (1956-59), К. М. Сергеев (1951-55, 1960-70), И. Д. Бельский (1973-77). В пост. спектаклей участвовали дирижёры - А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Б. А. Дубовской, С. В. Ельцин, Э. А. Купер, П. Э. Фельдт, Э. П. Грикуров; художники - В. М. Ходасевич, М. П. Бобышов, П. В. Вильямc, В. В. Дмитриев, В. И. Дорер, С. Б. Вирсаладзе (в 1945-62 гл. художник театра), А. Д. Гончаров и др.
В труппе театра (1979): нар. арт. СССР И. А. Колпакова, Н. А. Кургапкина, С. В. Викулов, нар. арт. РСФСР Г. Т. Комлева, А. И. Сизова, засл. арт. РСФСР Н. Д. Большакова, В. А. Бударин, В. М. Ганибалова, И. Г. Генслер, В. Н. Гуляев, Е. В. Евтеева, С. В. Ефремова, Н. И. Ковмир, Л. А. Кунакова, Т. Н. Легат, К. А. Рассадин, К. М. Тер-Степанова, Г. С. Мезенцева, засл. деят. искусств Тадж. ССР Г. Н. Селюцкий, засл. арт. Туркм. ССР Р. Абдыев, артисты - В. И. Афанасков, Б. В. Бланков, А. В. Гридин, С. М. Бережной, Т. Г. Терехова, Е. В. Щербаков. Гл. балетмейстер - нар. арт. РСФСР О. М. Виноградов (с 1977). Репетиторы и педагоги: нар. арт. СССР И. А. Колпакова, Н. А. Кургапкина, нар. артисты РСФСР О. Н. Моисеева, В. Г. Семёнов, засл. деятели искусств РСФСР Н. В. Балтачеева, Ю. И. Умрихин, засл. арт. РСФСР Г. П. Кекишева, засл. деятели искусств Тат. АССР и засл. артисты Башк. АССР Т. В. Балтачеев, А. Л. Кумысников, засл. деят. искусств Башк. АССР Б. М. Брускин; И. Н. Утретская, Н. Ф. Ухова. В 1978 театр награждён пр. Ленинского комсомола. Балетная труппа театра гастролировала во Франции, Великобритании, Японии, Финляндии, Италии, Испании, Югославии, Румынии, Чехословакии, Венгрии, АРЕ и др. странах. См. также Русский балет, Советский балет.
Репертуар театра (в скобках фамилии балетмейстеров)
1919. "Роман бутона розы" Дриго (А. Чекрыгин).
1920. "Петрушка" (Леонтьев).
1921. "Жар-птица" (Ф. Лопухов), "Дочь фараона" (Петипа, возобн. Ф. Лопухов).
1922. "Шубертиана" (А. Чекрыгин); "Капризы бабочки" Кроткова (Петипа, возобн. А. Чекрыгин), "Эрос" на муз. Чайковского (Фокин, возобн. А. Чекрыгин), "Саломея" на муз. Глазунова (Леонтьев), "Сольвейг" на муз. Грига (Петров), "Спящая красавица" (Петипа, возобн. Ф. Лопухов), "Раймонда" (Петипа, возобн. Ф. Лопухов), "Арлекинада" (Петипа, возобн. Ф. Лопухов), "Конёк-Горбунок" (Горский, возобн. Ф. Лопухов).
1923. "Щелкунчик" (Иванов, возобн. Ф. Лопухов и Ширяев); "Павильон Армиды" Черепнина (Фокин, возобн. Ф. Лопухов и А. Чекрыгин), "Египетские ночи" (Фокин, возобн. Ф. Лопухов, А. Чекрыгин); "Эрос" на муз. Чайковского (Фокин, возобн. Ф. Лопухов, А. Чекрыгин), "Величие мироздания" на муз. Бетховена (Ф. Лопухов), "Дон Кихот" (Горский, возобн. Ф. Лопухов).
1924. "Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского (Ф. Лопухов), "Времена года" (Петипа, возобн. Леонтьев); "Красный вихрь" ("Большевики") Дешевова (Ф. Лопухов).
1925. "Кандавл" Пуньи (Петипа, возобн. Л. Леонтьев), "Ручей" Делиба и Минкуса (Петипа, возобн. Пономарёв, Ваганова).).
1926. "Пульчинелла" (Ф. Лопухов).
1927. "Байка про лису, петуха, да барана" Стравинского (Ф. Лопухов), "Ледяная дева" ("Сольвейг") (Ф. Лопухов); "Крепостная балерина" Корчмарёва (Ф. Лопухов).
1929. "Красный мак" (Ф. Лопухов, Пономарёв, Леонтьев), "Щелкунчик" (Ф. Лопухов).
1930. "Золотой век" Шостаковича (Вайнонен, Якобсон, Чесноков).
1931. "Болт" Шостаковича (Ф. Лопухов).
1932. "Жизель" (Петипа, возобн. Ваганова), "Пламя Парижа" (Вайнонен), "Баядерка" (Петипа, возобн. Ваганова).
1933. "Лебединое озеро" (Петипа и Иванов, в ред. Вагановой).
1934. "Щелкунчик" (Вайнонен), "Бахчисарайский фонтан" (Захаров).
1935. "Эсмеральда" (Ваганова).
1936. "Утраченные иллюзии" Асафьева (Захаров), "Катерина" на муз. А. Рубинштейна и Адана, спектакль Ленингр. хореографического училища (Лавровский).
1937. "Партизанские дни" Асафьева (Вайнонен).
1938. "Раймонда" (Вайнонен); "Сердце гор" Баланчивадзе (Чабукиани).
1939. "Лауренсия" (Чабукиани).
1940. "Ромео и Джульетта" (Лавровский); "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (Ф. Лопухов).
1941. "Жизель" (возобн. Пономарёв).
1942. "Гаянэ" (Анисимова), премьера в Перми.
1943. "Тщетная предосторожность" (Петипа, Иванов, возобн. Пономарёв), премьера в Перми.
1945. "Конёк-Горбунок" (Горский, возобн. Ф. Лопухов), "Лебединое озеро" (Петипа, Иванов, возобн. Ф. Лопухов).
1946. "Золушка" (К. Сергеев).
1947. "Весенняя сказка" на муз. Чайковского (Ф. Лопухов), "Татьяна" ("Дочь народа") Крейна (Бурмейстер), "Милица" Асафьева (Вайнонен).
1948. "Раймонда" (Петипа, ред. К. Сергеева), "Баядерка" (Петипа, возобн. Пономарёв), "Эсмеральда" (Петипа, ред. Вагановой).
1949. "Медный всадник" (Захаров), "Красный мак" (Захаров).
1950. "Лебединое озеро" (Петипа и Иванов, ред. К. Сергеева), "Шурале" (Якобсон), "Пламя Парижа" (Вайнонен).
1952. "Спящая красавица" (Петипа, ред. Сергеева), "Гаянэ" (Анисимова).
1953. "Родные поля" Червинского (Андреев и Стуколкина).
1954. "Щелкунчик" (Вайнонен).
1955. "Тарас Бульба" (Фенстер).
1956. "Спартак" (Якобсон).
1957. "Каменный цветок" (Григорович).
1958. "Тропою грома" (К. Сергеев), "Красный цветок" (Андреев), "Хореографические миниатюры" на муз. Равеля, Скрябина, Рахманинова, Баха, Прокофьева и др. (Якобсон).
1959. "Берег надежды" Петрова (Бельский).
1960. "Отелло" (Чабукиани), "Маскарад" Лапутина (Фенстер).
1961. "Легенда о любви" Меликова (Григорович), "Ленинградская симфония" (Бельский).
1962. "Клоп" Отказова и Фиртича (Якобсон), "Египетские ночи" (Фокин, возобн. Р. Лопухов), "Карнавал" (Фокин, возобн. Лопухов).
1963. "Далекая планета" Майзеля (К. Сергеев), "Конек-Горбунок" (Горский, возобн. Михайлов, Балтачеев и Брускин), "Новеллы любви" на муз. Равеля (Якобсон).
1964. "Двенадцать" Тищенко (Якобсон), "В порт вошла "Россия"" Соловьева-Седого (Захаров), "Золушка" (возобн. К. Сергеев).
1965. "Жемчужина" Симонян (Боярский).
1966. "Человек" Салманова, "Метаморфозы" Бриттена (Алексидзе) - на сцене Лен. гос. филармонии.
1967. "Страна чудес" Шварца (Якобсон), "Испанские миниатюры" на нар. музыку в оркестровке Сайко (Херардо Виана Гомес де Фонсеа), "Тарас Бульба" Соловьева-Седого (Фенстер, возобн. Михайлов, Брускин).
1968. "Горянка" Кажлаева (Виноградов), "Орестея" Фалика (Алексидзе), "Памяти героя" Успенского (Чернышев).
1969. "Волынщик из Стракониц" Матвеева, "Скифская сюита" на муз. Прокофьева (Алексидзе), "Двое" на муз. Меликова (Виноградов), "Александр Невский" на муз. Прокофьева (Виноградов), "Ромео и Юлия" на муз. Берлиоза (Чернышев).
1970. "Гамлет" Червинского (К. Сергеев), "Берег надежды" Петрова (новая ред. К. Бельского), "Горянка" Кажлаева (новая ред. Виноградова).
1971. "Сотворение мира" Петрова (Касаткина и Василев), "Шурале" (возобн. Якобсон).
1972. "Зачарованный принц" Бриттена (Виноградов).
1973. "Корсар" (Петипа, ред. К. Сергеева).
1974. "Икар" Слонимского (Бельский), "Дафнис и Хлоя" Равеля (Мурдмаа), "Блудный сын" Прокофьева (Мурдмаа), "Безделушки" Моцарта (Алексидзе).
1975. "Ромео и Джульетта" (Лавровский, возобн. Каплан), "Жар-птица" (Эйфман).
1976. "Левша" Б. Александрова (К. Сергеев), "Спартак" (Якобсон, возобн. Бельский).
1977. "Хореографические новеллы" на муз. Перселла, Шостаковича, Россини, Прокофьева, Чайковского (Брянцев).
1978. "Собор Парижской богоматери" Жарра (Пти), "Жизель" (Коралли, Перро, Петипа, возобн. Колпакова и О. М. Виноградов, консультант Ю. Слонимский), Вечер старинной хореографии - "Шопениана", "Праздник цветов в Дженцано", "Па-де-катр", "Пахита" (возобн. Гусев, Тюнтина, Конищев).
1979. "Гусарская баллада" Хренникова (Виноградов, Брянцев), "Пушкин" Петрова (Касаткина и Василёв), Па-де-де из балета "Бабочка" Оффенбаха (по М. Тальони), "Качуча" из балета "Хромой бес" Жида, Па-де-сис из балета "Маркитантка" Пуньи (по Сен-Леону) - все Р. Лакот.
1980. "Фея Рондских гор" на муз. Грига и "Ревизор" А. Чайковского (Виноградов).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЛЕ..

БУРЯТСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ НАРОДОВ ВОСТОКА

ЛЮБОВНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ МАРСА И ВЕНЕРЫ

НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

УЗБЕКСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.