на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ЛЕНИНГРАДСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (Ленинградское ордена Трудового Красного Знамени хореографическое училище им. А. Я. Вагановой), одно из старейших специальных учебных заведений страны по подготовке кадров артистов балета и ансамблей. Осн. в Петербурге в 1738 по инициативе франц. балетмейстера и преподавателя танца Ж. Б. Ланде как Танцевальная школа. С 1779 преобразовано в Театральную школу, объединившую балетные, драматич., живописные и муз. классы. В нач. 19 в. переименовано в Петерб. театральное училище. Первыми преподавателями танца были иностр. мастера - Ж. Б. Ланде, Ф. Хильфердинг, Дж. Канциани и др. Первый выпуск состоялся в 1742. Педагогом и балетмейстером, определившим развитие рус. нац. балетной школы, стал И. И. Вальберх (руководил преподаванием с 1794). Его ученики: А. И. Тукманова, Колосова, И. М. Аблец и др. В 1-й четв. 19 в. балетное образование достигло высокого проф. уровня благодаря деятельности Ш. Дидло (преподавал в училище, с перерывом, 21 год). Он добивался от своих учеников не только совершенной техники, но и актерской выразительности. Среди его учеников А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. П. Глушковский. К 1-й пол. 19 в. складывается рус. исполнительская манера, получившая признание за границей после выступлений Е. А. Санковской, Е. И. Андреяновой, М. Н. Муравьёвой. Большое влияние на рус. балетную школу оказало романтич. искусство М. Тальони и Ж. Перро. Однако определяющее воздействие на формирование исполнительского стиля рус. танцовщиков оказала балетмейстерско-педагогич. деятельность М. И. Петипа. Под его руководством в училище сформировался сильный педагогич. коллектив. Х. П. Иогансон, П. А. Гердт, позднее - Н. Г. Легат, Е. О. Вазем, О. И. Преображенская и др. стали носителями традиций академич. классического танца. В нач. 20 в. училище подверглось новым веяниям, вызванным балетмейстерскими реформами М. М. Фокина (преподавал с 1904). Расцвет рус. исполнительского искусства нашёл выражение в творчестве А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского, О. А. Спесивцевой и др.
После Великой Окт. социалистич. революции в 1918 училище было реорганизовано в Петрогр. театральное балетное училище с новой программой обучения. Расширился круг не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин. Среди педагогов - А. Н. Монахов, Л. С. Леонтьев, В. А. Семёнов, В. И. Пономарев, М. Ф. Романова, Е. П. Снеткова. В 1921 началась педагогич. деятельность А. Я. Вагановой. Под ее руководством проводилась систематизация обучения, вышли первые методич. пособия - "Основы классического танца" Вагановой (1934), "Основы характерного танца" А. В. Ширяева, А. И. Бочарова, А. В. Лопухова (1939), "Бальный танец" Н. П. Ивановского (1940). В сов. время училище выпустило выдающихся впоследствии мастеров балетного театра. Среди них: М. Т. Семёнова, Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, Т. М. Вечеслова, Ф. И. Балабина, А. Н. Ермолаев, О. Г. Иордан, В. М. Чабукиани, К. М. Сергеев, Ф. В. Лопухов, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, Р. В. Захаров, Л. В. Якобсон, Н. Л. Зубковский, А. Я. Шелест, О. Н. Моисеева, Ю. Н. Григорович, А. Е. Осипенко, И. А. Колпакова, Н. В. Тимофеева, С. В. Викулов, Н. А. Долгушин.
В 1934 при Л. х. у. открылись педагогич. (рук. Ваганова), в 1937 балетмейстерское (рук. Ф. В. Лопухов) отделения. С целью подготовки высокопрофессиональных кадров артистов балета для республик страны в 1934 было организовано также нац. отделение. В годы Великой Отечеств. войны училище было эвакуировано в Пермь. В 1957 училищу присвоено имя А. Я. Вагановой. В 1961 - звание академического. В Л. х. у. преподавали И. Д. Бельский, Н. П. Ивановский, С. Ш. Каплан, А. И. Пушкин, Н. М. Стуколкина, Б. В. Шавров, В. И. Шелков и др. Обучение в училище ведется (1979) на след. отделениях: основное (8 лет), экспериментальное (6 лет), народно-характерное (5 лет), педагогическое (2 года). Худ. рук. - К. М. Сергеев. Ведущие педагоги: Е. В. Ширипина, Л. М. Тюнтина, Н. М. Дудинская, Ф. И. Балабина, И. Б. Зубковская, Б. Я. Брегвадзе, И. Г. Генслер, Г. П. Конищев, Н. Н. Серебренников, Т. И. Шмырова.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЛЕ..

КУБИНСКИЙ АНСАМБЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ КУБЫ

НОВОСИБИРСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ БАЛЕТ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ КАЗАХСКОЙ ССР

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.