на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ЛИФАРЬ (Lifar) Серж (наст. имя и отчество - Сергей Михайлович) (р. 2. 4. 1905, Киев), французский артист, балетмейстер, педагог. Учился в киевской студии Б. Ф. Нижинской (с 1921), затем у Э. Чеккетти. С 1923 живёт во Франции. В 1923-29 солист труппы Русский балет Дягилева, где исполнял гл. партии в балетах: "Жар-птица", "Послеполуденный отдых фавна", "Аполлон Мусагет", "Петрушка" (роль Арапа), "Блудный сын" и др. Танцовщик классич. школы, обладающий развитой техникой, драматич. экспрессией и лирич. даром, Л. впоследствии ограничил свой репертуар гл. партиями в собств. постановках. В качестве балетмейстера впервые выступил в 1929 ("Байка про Лису...", Русский балет Дягилева). В 1930-44, 1947-59 и 1962-63 и 1977 балетмейстер. солист (до 1956) и педагог парижской Оперы. В 1944-47 рук. труппы "Нуво балле де Монте-Карло". Работал как балетмейстер в разл. странах. В 1947 основал в Париже Институт хореографии; с 1955 ведёт курс истории и теории танца в Сорбонне. Деятельность Л. имела большое значение для возрождения франц. балета в период между двумя войнами. Под его руководством балетная труппа Оперы стала одной из лучших в Европе, с разнообразным и обширным репертуаром. Поставил более 200 балетов и дивертисментов в оперных спектаклях, в т. ч.: "Творения Прометея" (1929); "Ночь" Соге (1930, Лондон), "Вакх и Ариадна" Русселя, "Оркестр на свободе" Совплана (оба - 1931), "На Днепре" Прокофьева (1932), "Икар" ("ритмы" Ж. Сифера и Л., инструментованные Онеггером), "Послеполуденный отдых фавна"; "Салат" Мийо (все - 1935), "Голый король" Франсе (1936), "Торжествующий Давид" Риети, "Александр Великий" Гобера (оба - 1937), "Аделаида, или Язык цветов" на муз. Равеля, "Эней" Русселя, "Песнь песней" Онеггера, "Ориана и Принц любви" Шмитта (все - 1938), "Жанна д'Арк на костре" - оратория-мистерия Онеггера (1939, Орлеан), "Рыцарь и девушка" Гобера, "Истар" д'Энди, "Болеро"; "Принцесса в саду" Гровле, "Сильвия" (все - 1941); "Примерные звери" Пуленка, "Жоан из Цариссы" Эгка (оба - 1942), "Любовь-волшебница" (1943); "Сюита в белом" на муз. Лало (1943, возобн. 1977), "Гиньоль и Пандора" Жоливе (1944), "Утренняя серенада" Пуленка, "Шота Руставели" Онеггера, Черепнина, Арсани (оба - 1945, Монте-Карло), "Dramma per musica" на муз. Баха (1946, Монте-Карло; 1950, парижская Опера), "Пери" Дюка (1946, Монте-Карло), "Видения" Соге (1947, возобн. 1977), "Наутеос" Лелё (1947, Монте-Карло; 1954, парижская Опера), "Гавани" Ибера (1948), "Рождение красок" Онеггера, "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (оба - 1949), "Странствующий рыцарь" Ибера и "Незнакомка" Жоливе (оба - 1950), "Федра" Орика (1950, возобн. 1977), "Плутни" Обена (1952), "Кинематограф" Л. Обера (1953), "Жар-птица" (1954); "Фантастическая свадьба" Деланнуа, "Ромео и Джульетта" (2 акта балета Прокофьева), оба - 1955; "Любовь и её судьба" на муз. Чайковского (1956, Вена), "Путь к свету" Орика, "Мученичество св. Себастьяна" Дебюсси (оба - 1957), "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (Театр Елисейских полей, Париж), "Дафнис и Хлоя" (парижская Опера), оба - 1958; "Пиковая дама" на муз. Чайковского, "Венецианский мавр" Тирье (1960, оба - Монте-Карло) и мн. др. (кроме оговорённых случаев - все в парижской Опере). Ряд балетов Л. был показан труппой парижской Оперы во время гастролей в СССР (1958 и 1969-70). Л. - автор мн. историч. и теоретич. трудов, в которых выдвинул термин "неоклассицизм" для определения собств. творчества.
Сюжеты хореодрам Л. часто почерпнуты из античной или библейской мифологии, классич. литературы и поэзии; его постановкам иногда присущи абстрактность аллегорич. замысла, изощрённая стилизация и статичность, или патетика и мелодраматизм. Пластич. язык Л. обладает скульптурно-живописной выразитель- ностью. Тщательно разрабатывая партии протагонистов, противопоставляя их кордебалету ("аккомпанирующая" роль которого может быть отчасти уподоблена хору античной трагедии), Л. повысил значение мужского танца в балете. Знаток академич. танца, Л. продолжал и развивал его традиции, разработал принцип т. н. "трёх хореографических планов" (хореографич. драма как целое; сквозной "пластический лейтмотив"; детально разработанная техника рук, шеи, торса танцовщика), добивался от танцовщиков выразительности мимической игры и жеста, связи их с музыкой.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЛИ..

КРАМЕР

КРАНКО

КРАТТЬ

КРИГЕР

КРИСТУ

КРЭГАН

КУДЖМА

КУЛЕША

КУЭВАС

ЛЁРИНЦ

ЛЁФЛЕР

ЛАГОДА

ЛАМБИН

ЛАНДЕР

ЛАННЕР

ЛАНСЬЕ

ЛАРСЕН

ЛЕ ПИК

ЛЕФЕВР

ЛОРИНГ

ЛОУСОН

ЛУЦКАЯ

ЛХОТКА

ЛЮСТИХ

ЛЯДОВА

МАКСАЙ

МАЛЬКО

МАРМАР

МАРТИН

МАРШАН

МАССНЕ

МАТИАС

МАТИСС

МАУРЕР

МЕГЮЛЬ

МЕЙВУД

МЕНАКА

МЕНДЕС

МЕНУЭТ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.