на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ЛОПУХОВ Андрей Васильевич [8(20).8. 1898, Петербург, - 23.5.1947, Ленинград], советский артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939). Брат Ф. В. Лопухова. По окончании Петрогр. театр. училища (ученик Л. С. Леонтьева и А. В. Ширяева), в 1916-45 в Мариинском театре (Театр им. Кирова). Был ведущим характерным танцовщиком. Большое внимание уделял тщательности внешнего рисунка и драматургич. разработке роли. Благородство лаконичного жеста, красота выверенного до мелочей пластич. рисунка, особая элегантность отличали его исполнение в традиционном характерном репертуаре: танцы - испанский ("Лебединое озеро" и "Арагонская хота"), славянский, украинский ("Конек-Горбунок"), сарацинский, панадерос ("Раймонда"), фанданго ("Дон Кихот"), форбан ("Корсар"), мазурка, краковяк и лезгинка (в операх "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), половецкие пляски. Упорной, вдумчивой работой над образом М. достигал впечатления стихийной мощи и темперамента (танец в "Баядерке". Первый исполнитель партий: Чернобог ("Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского, 1924, балетм. Ф. В. Лопухов), Баск ("Пламя Парижа", 1932, балетм. В. И. Вайнонен), Нурали (1934, балетм. Р. В. Захаров), Меркуцио (1940, балетм. Л. М. Лавровский). Среди его лучших ролей - Эспада ("Дон Кихот"). С 1927 преподавал характерный танец в Ленинградском хореографическом училище и Театре им. Кирова, с 1930 - в Ленингр. Малом театре. Один из основоположников методики преподавания народно-характерного танца. Соавтор учебника "Основы характерного танца" (1939), автор труда "20 лет характерного танцовщика" (рукопись; библиотека Ленингр. отделения ВТО). В числе его учеников - Ю. Н. Григорович, И. Д. Бельский, Т. В. Балтачеев, Н. Р. Мириманова.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ЛОПУХОВ Фёдор Васильевич [8(20).10.1886, Петербург, - 28.1.1973, Ленинград], советский артист, балетмейстер и педагог. Нар. арт. РСФСР (1956). Окончил Петерб. театр. училище (педагог Н. Г. Легат); исполнил в выпускном спектакле партию Ациса ("Ацис и Галатея" Кадлеца). В 1905-09 и в 1911-22 солист Мариинского театра, в 1909-10 - Большого театра, в 1910-11 гастролировал в США. В 1922-30, 1944-45 и в 1951-56 - художеств. руководитель труппы Театра им. Кирова, в 1931-35 организатор и руководитель балетной труппы Ленингр. Малого театра. В 1936-41 художеств. руководитель Ленингр. хореографич. училища.
Первые пост. - "Сон" Щербачёва и "Мексиканский кабачок" Гончарова (обе - 1918, Театр муз. драмы). Л. одним из первых сов. балетмейстеров начал восстанавливать и реставрировать балеты классич. наследия ("Спящая красавица", "Раймонда", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Конек-Горбунок" и др.), сохраняя для будущих поколений шедевры мастеров хореографии. В своих пост. Л. использовал канонич. композиции и формы классического танца для выражения сюжета, действия, характера, прибегая в то же время к обновлённой танц. лексике. Классический танец, который хореограф считал основным средством выразительности, обогащался главным образом за счет элементов акробатики. Л. создал бессюжетный программный балет-симфонию (танц-симфонию) "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Бетховена (1923). Откликаясь на требования времени, Л. зачастую создавал сюжетные балеты как синтетич. спектакли, вводил пение, слово, эксцентрику, буффонаду, элементы цирка, театра кукол и др. Однако и здесь классический танец оставался ведущим. В 1927 пост. хореографич. драму "Крепостная балерина" Корчмарева. Л. обращался к разл. тематике, в т. ч. советской, отыскивая пластич. выражение образов современников ("Красный вихрь" - "Большевики" Дешевова, 1924; 1-й акт и общая ред. балета "Красный мак", 1929, "Болт" Шостаковича, 1931, - все в Театре им. Кирова; "Светлый ручей" Шостаковича, 1935 - Ленингр. Малый театр и Большой театр). Существенную роль в развитии сов. балета сыграли пост. Л.: "Величие мироздания"; "Пульчинелла" (1926), "Ледяная дева" (1927); "Весенняя сказка" на муз. Чайковского - Асафьева (1947) - все в Театре им. Кирова. Среди др. пост. Л.: в Театре им. Кирова - "Жар-птица" (1921); "Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского (1924), "Байка про Лису..." (1927); "Тарас Бульба" Соловьева-Седого (1940, совм. с И. К. Ковтуновым); в Ленингр Малом театре - "Арлекинада" (1933, новая ред.), "Коппелия" (1934), "Тщетная предосторожность" (1944); "Баллада о любви" на муз. Чайковского (1959); в Моск. художеств. театре балета под рук. В. В. Кригер - "Ночь перед Рождеством" Асафьева (1938, совм. с В. П. Бурмейстером); в Минском театре - "Соловей" Крошнера (1939, совм. с А. Н. Ермолаевым); в Театре им. Навои - "Акбиляк" Василенко (1943, совм. с М. Тургунбаевой и У. Камиловым); в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко - "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963) и др. Л. - организатор и руководитель балетмейстерского отделения при Ленингр. хореографич. училище (1937-41), с 1962 - балетмейстерского отделения Ленингр. консерватории (с 1965 профессор). Среди учеников - В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер, К. Ф. Боярский, Г. Д. Алексидзе, А. Асатурян, Н. Н. Боярчиков, Г. Р. Замуэль и др.
Соч.: Величие мироздания, П., 1922; Пути балетмейстера, Берлин, 1925; Основы постановки балета "Пульчинелла", в кн.: Асафьев Б. В., Игорь Стравинский и его балет "Пульчинелла", Л., 1926; Танцевальная комедия, в кн.: Арлекинада, Л., 1933; Балет "Светлый ручей", в кн.: "Светлый ручей", Л., 1935; Шестьдесят лет в балете, Воспоминания и записки балетмейстера, М., 1966; Ирина Генслер, в кн.: Ленинградский балет сегодня, вып. 1, Л.-М., 1967; Хореографические откровенности, М., 1972; Владимир Васильев, в кн.: Музыка и хореография современного балета, вып. 1, Л., 1974.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЛО..

ЛАГУНОВ

ЛАЗАРЕВ

ЛАЗАРОВ

ЛАЗЗИНИ

ЛАКАТОШ

ЛАМБЕРТ

ЛАПАУРИ

ЛАЩИЛИН

ЛЕВАШЁВ

ЛЕКЛЕРК

ЛЕМАНИС

ЛЕМБЕРГ

ЛЕНДЛЕР

ЛЕНСКИЙ

ЛЕНЬЯНИ

ЛЕОНОВА

ЛЕХИСТЕ

ЛОБАНОВ

ЛОММЕЛЬ

ЛОРЕТКИ

ЛУКАНОВ

ЛЮБИМОВ

МАВАЕВА

МАДАЕВА

МАЗИЛЬЕ

МАЙОРОВ

МАЙСТЕР

МАКАРОВ

МАЛЬЦЕВ

МАМЕДОВ

МАНОЛОВ

МАНОХИН

МАРЕНКО

МАРИКЯН

МАРКОВА

МАРТИНУ

МАССИНИ

МАЦУЯМА

МАШКОЛУ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.