на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО ордена Трудового Красного Знамени академический. Первоначальное ядро балетной труппы составил небольшой коллектив танцовщиков, именовавшийся Московским художественным балетом (МХБ). С 1929 его возглавляла В. В. Кригер. Труппа много гастролировала по стране, пропагандируя балетное искусство. Стремясь ставить спектакли, понятные широкому зрителю, МХБ обращал гл. внимание на выявление сюжетной линии балета, создание выпуклых реалистич. образов. Это предъявляло особые требования к исполнителям, которые должны были быть "танцующими актёрами". Уже в первом составе труппы, помимо актёрски выразительной, ярко темпераментной Кригер, выделялись М. С. Сорокина, В. П. Бурмейстер, Н. С. Холфин, А. А. Урусова, А. А. Клейн, И. В. Курилов, И. Д. Карташов. Начав со спектаклей классич. наследия ("Корсар", "Коппелия"), труппа затем обратилась к сов. балету ("Красный мак", "Карманьола"). Этапной для МХБ, решившей его дальнейшую судьбу, стала балетная комедия "Соперницы" (новая версия "Тщетной предосторожности" Гертеля), поставленная в 1933 балетм. Н. С. Холфиным совм. с режиссёрами Б. А. Мордвиновым и П. А. Марковым. Союз балетмейстера и режиссёра определил творческое лицо молодого балетного коллектива, который вслед за оперным театром стал осваивать методы МХАТ, систему Станиславского. Эти поиски привлекли внимание Немировича-Данченко, и в 1933 МХБ был включён временно, а с 1939 постоянно в состав труппы Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко. В 1941 этот театр был слит с Оперным театром им. К. С. Станиславского, получив совр. название. В 1932-38 гл. балетмейстером МХБ был Холфин, спектакли которого отмечены юмором, реалистич. мироощущением ("Треуголка", 1936, реж. Мордвинов). В "Цыганах" Василенко (1937) балетмейстер воссоздал образы пушкинской поэмы, неразрывно связав хореографию с действием. На сюжеты рус. классики были пост. также: балетм. Р. В. Захаровым - "Бахчисарайский фонтан" (1936, реж. П. А. Марков); балетм. Ф. В. Лопуховым и В. П. Бурмейстером - "Ночь перед рождеством" Асафьева (1938, реж. Марков). Бурмейстер был художеств. руководителем балетной труппы театра ок. 30 лет (1941-60, 1963-71), поставившим здесь спектакли, отмеченные яркой хореографич. фантазией, чувством современности: героич. балет "Лола" (1943, совм. с реж. И. М. Тумановым), комедийные - "Штраусиана" (1941); "Виндзорские проказницы" Оранского (1942, совм. с И. В. Куриловым); он создал также принципиально новые редакции классич. балетов ("Шехеразада", 1944, "Эсмеральда", 1950), из которых наиболее значительной стала пост. "Лебединого озера" (1953), последовательно разрабатывал совр. темы ("Берег счастья", 1948, совм. с Куриловым; "Красные дьяволята" на муз. Дунаевского и Кнушевицкого, 1967; "Белеет парус одинокий" Ю. Александрова, 1970), ставил спектакли, насыщенные драматич. действием ("Жанна д'Арк" Пейко, 1957) и щедрой танцевальностью; один из его лучших спектаклей - "Снегурочка" на муз. Чайковского (1963). На этом жанрово-разнообразном репертуаре Бурмейстером была воспитана плеяда талантливых танцовщиков: В. Т. Бовт, С. А. Виноградова, Э. Е. Власова, Э. Г. Перкун, А. М. Соболь, М. Э. Лиепа, Ю. Д. Трепыхалин, В. В. Чигирёв, А. В. Чичинадзе. Театр неизменно стремится создавать новый оригинальный репертуар, в котором преобладают балеты рус. и сов. композиторов. Постоянно привлекаются к работе балетмейстеры из др. театров (П. А. Гусев, И. Д. Бельский, И. В. Смирнов, О. Г. Тарасова, А. А. Лапаури, Н. Д. Касаткина, В. Ю. Василёв, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, С. З. Агатова и др.). Значит. событием 1960-х гг. стал созданный Ф. В. Лопуховым спектакль "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963), в котором камерность формы сочеталась с масштабностью замыслов. С 1971 балетной труппой руководит Чичинадзе, тяготеющий к лирико-романтич. тематике. Им пост. спектакли: "Золушка" (1971), сюита из балета "Гаянэ" (1972), "Коппелия"; "Степан Разин" Сидельникова (1977), "Шакунтала" Баласаняна (1979). С 1956 в театре работает балетм. Н. Г. Гришина, пост. "Корсар" (1958), "Золотой ключик" Вайнберга (1962).
В труппе (1979): нар. арт. СССР Бовт, нар. арт. РСФСР Власова, засл. артисты РСФСР С. А. Виноградова, Ю. В. Григорьев, М. С. Дроздова, В. С. Тедеев, засл. артисты Карел. АССР О. М. Егоров, В. А. Решетникова, артисты А. Н. Домашов, В. П. Ермилова, Г. Н. Крапивина, М. В. Крапивин, Л. М. Трунина, В. Федянин, В. П. Петрунин, А. Т. Хаццашвили, В. Кириллов и др.; балетмейстеры-репетиторы - Е. В. Дмитраш, Н. Н. Чкалова, Н. М. Азарин. Балетная труппа театра гастролировала во Франции, Венгрии, Югославии, Финляндии, в Лат. Америке, Алжире, Марокко, Японии, Португалии, Италии, Греции. В 1964 театру присвоено звание академического, в 1969 театр награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Репертуар балетной труппы (в скобках фамилии балетмейстеров)
1933. "Соперницы" на муз. Гертеля (Холфин, реж. Марков и Мордвинов).
1936. "Треуголка" (Холфин, реж. Мордвинов), "Бахчисарайский фонтан" (Захаров, реж. Марков).
1937. "Цыганы" Василенко (Холфин).
1938. "Ночь перед рождеством" Асафьева (Ф. Лопухов, Бурмейстер, реж. Марков).
1941. "Штраусиана" (Бурмейстер).
1942. "Виндзорские проказницы" Оранского (Бурмейстер. Курилов), "Соперницы" (возобн.).
1943. "Лола" (Бурмейстер, реж. Туманов).
1944. "Шехеразада" (Бурмейстер).
1946. "Карнавал" (Бурмейстер).
1947. "Франческа да Римини" Асафьева (Холфин).
1948. "Доктор Айболит" (Холфин), "Берег счастья" (Бурмейстер, Курилов).
1949. "Весёлый обманщик" Корчмарёва (Холфин).
1950. "Эсмеральда" (Бурмейстер).
1952. "Берег счастья" (возобн.).
1953. "Лебединое озеро" (Бурмейстер, Гусев).
1954. "Виндзорские проказницы" (возобн.).
1955. "Дочь Кастилии" (Чичинадзе).
1956. "Берег счастья" (новая ред.).
1957. "Жанна д'Арк" Пейко (Бурмейстер).
1958. "Охридская легенда" (Бурмейстер, Гришина, Чичинадзе), "Корсар" (Гришина).
1959. "Штраусиана", "Шехеразада" (оба возобн.).
1960. "Франческа да Римини" (Чичинадзе), "Лесная фея" Ефимова (Чичинадзе).
1961. "Маскарад" Лапутина (Смирнов).
1962. "Золотой ключик" Вайнберга (Гришина), "Дон Жуан" (Чичинадзе).
1963. "Звёздная фантазия" Фейгина (Гришина), "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (Ф. Лопухов), "Снегурочка" на муз. Чайковского (Бурмейстер).
1964. "Болеро" (Бурмейстер), "Вариации" на муз. Бизе (Бурмейстер), "Поэма" на муз. Цинцадзе (Чичинадзе).
1965. "Берег надежды" (Бельский).
1966. "Лола" (возобн.).
1967. "Красные дьяволята" на муз. Дунаевского и Кнушевицкого (Бурмейстер).
1968. Вечер классического танца. Отрывки из балетов "Баядерка", "Конёк-Горбунок", "Щелкунчик", "Пламя Парижа" и др.
1969. "Жаклин" Пуленка (Лапаури и Тарасова).
1970. "Белеет парус одинокий" Ю. Александрова и "Аппассионата" на муз. Бетховена (Бурмейстер).
1971. "Золушка" (Чичинадзе), "Эсмеральда" (возобн.).
1972. "Пахита" (возобн., Гусев); сюита из балета "Гаянэ" (Чичинадзе).
1973. "Дон Жуан" (возобн.), "Поэма" на муз. Цинцадзе (возобн.).
1974. "Прозрение" Буцко (Касаткина и Василёв), "Любовь и смерть" на муз. Скрябина (Рыженко и Смирнов-Голованов), "Шутка" Артёмова (те же), "Байка про Лису..." (Иващенко, реж. Н. И. Кузнецов).
1975. "Мечтатели" на муз. Шостаковича (Рыженко и Смирнов-Голованов), "Берег счастья" (возобн.).
1976. "Пульчинелла" (Агатова).
1977. "Степан Разин" Сидельникова, "Коппелия" (Чичинадзе).
1978. "Чёрные птицы" Катцера (Шиллинг).
1979. "Шакунтала" Баласаняна (Чичинадзе).
1980. "Легенда о Жанне д'Арк" Пейко (Сергеев).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
МУ..

ЗАГРАДНИКОВА-ДЕМОВИЧОВА

ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ И БАЛЕТ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ КУБЫ

ПОЛЬСКИЙ АНСАМБЛЬ ТАНЦА

РИТМОПЛАСТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.