на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


НОВЕР (Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Париж, - 19.10.1810, Сен-Жермен-ан-Ле), французский артист и балетмейстер. Учился у Ж. Д. Дюпре и Л. Дюпре. В 1743 получил первый ангажемент в парижском театре Комической оперы. В 1745-47 выступал в придворной опере в Берлине, затем в Марселе, в 1750 - в Лионе (в 1751-52 возглавлял балетную труппу как балетмейстер). В 1754 поставил в парижской Комической опере свой первый известный балет "Китайский праздник" (музыка утрачена). В этом и в последующих балетах - "Источник юности" (1754) и "Фламандские увеселения" (1755), поставленных там же (музыка неизвестна), Н. придерживался принципа живописности, беря за образец станковые картины, гобелены, изделия из фарфора. В 1755 и 1756-57 Н. гастролировал в Лондоне по приглашению знаменитого актёра Д. Гаррика. Знакомством с Гарриком Н. объяснял перелом в своих эстетич. взглядах - отказ от изобразительности во имя действенности хореографии. Однако суть его реформы, выразившейся в утверждении действенного балета, прежде всего связана с расцветом просветительской мысли в канун Великой франц. революции. В 1757 Н. поставил в Лионе балет "Ревность, или Празднества в серале" (муз. предположительно Ф. Гарнье), в котором отчётливо проступили действенные мотивы, наметились драматич. характеры. В знаменитых "Письмах о танце и балетах" Н. изложил свои взгляды на балет как самостоятельный спектакль с крепкой сюжетной интригой, логично и последовательно развитым действием, с героями - носителями сильных страстей. Книга вышла в Лионе и Штутгарте (1760) и неоднократно переиздавалась. Лучшим прижизненным изданием считается 4-томное петербургское (1803-04), включающее ряд балетных сценариев Н.
Преклоняясь перед авторитетами Вольтера, Дидро, Н. насаждал на балетной сцене идеи высокого долга и глубоких чувств. Но он признавал за балетом право нарушать классицистские единства места, времени и действия и осуществлял это в поставленных им спектаклях в интересах главного - логики пантомимного действия, подчинённой законам музыки. На почве музыки Н. упорядочил и развил структурные формы академич. балетного танца - сольного и ансамблевого.
Всю жизнь стремясь возглавить балетную труппу парижской Оперы, Н. был вынужден из-за консервативности этого театра насаждать свою реформу за рубежами Франции. Начало реформы относится к пребыванию Н. в Штутгарте; в 1762 на сцене придворного театра он поставил балет "Адмет и Альцеста" Родольфа и Ф. Деллера, затем в 1762 - "Ринальдо и Армида", "Психея и Амур", "Смерть Геркулеса" (все на муз. Родольфа). В 1763 создал один из своих прославленных балетов - "Медея и Язон" Родольфа. Эти и др. балеты Н. шли между актами опер Н. Йоммелли - гл. композитора штутгартского театра, обычно по три балета в одном спектакле и, следовательно, были коротки. Вместе с тем каждый балет, отвечая по смыслу тому или иному акту оперы, являл собой развёрнутое и законченное целое, часто поделённое на неск. эпизодов - актов. Содержание определялось преимущественно кругом мифологич. тем, от анакреонтич. басенок в галантном духе до героич. и трагич. историй, часто заимствованных из репертуара совр. драмы и оперы. Н. обращался также к романам, сказкам, восточной экзотике.
В 1767 он заключил контракт с оперным театром Вены, где сотрудничал с К. В. Глюком (балеты в операх "Парис и Елена" и "Орфей и Эвридика"). Как представитель венского театра Н. работал в Нойштадте и Милане (1770-71). В Вене сотрудничал также с комп. И. Старцером и Ф. Аспельмайром. На муз. Старцера Н. сочинил балеты "Дон Кихот" (1768), "Роджер и Брадаманта", "Пять султанш" (1772), "Адель де Понтье" и "Оставленная Дидона" (оба - 1773), "Горации и Куриации" - по трагедии П. Корнеля (1775) и мн. др. На муз. Аспельмайра - "Ацис и Галатея", "Отмщенный Агамемнон" (оба - 1772), "Ифигения в Тавриде" (1773), "Апеллес и Кампаспа" (1774) и др. В них Н. творчески откликался на зов передовой мысли своего времени.
В преддверии нарождавшейся эстетики сентиментализма Н. были близки идеи Ж. Ж. Руссо: поэтизация естественных чувств и отношений, возвращение человека к природе и т. д. Руссоистские мотивы отозвались в балете "Белтон и Элиза" (композитор неизвестен), пост. в Милане (1771 или 1775). Сюжетная линия этого балета развивалась в пантомиме, насыщенной элементами живой этнографии и быта одной из англ. колоний: в коллизии действия проникали реалистич. тенденции "слёзной драмы".
Значительно повлияли на практику Н. итал. опера-buffa и франц. комич. опера, расцветшая во 2-й пол. 18 в. Пользуясь сценариями комич. оперы, он вывел на балетную сцену образы людей из народа, а жанровые особенности её музыки отразились на хореографии. Пантомимное действие балетных комедий, устремляясь к счастливой развязке, заканчивалось праздником - дивертисментом танцев. Примером может служить балет "Добродетельная избранница в Саланси" на муз. де Байю (1775, Милан), сочинённый через год после появления одноим. оперы А. Э. М. Гретри. В 1776 Н. получил пост гл. балетмейстера парижской Оперы. Но ему не удалось победить консерватизм труппы и публики. Он возобновил неск. своих балетов: относительный успех имели только "Апеллес и Кампаспа" и "Горации и Куриации". Новыми постановками в 1778 были балетные комедии "Безделушки" и "Аннета и Любен" (музыка неизвестна, в 1779 возобновлён в Лондоне с муз. Фредеричи). Наибольшим успехом пользовались балеты Н. в операх Глюка "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде", "Эхо и Нарцисс" (обе - 1779). В 1778 он сочинил "Китайский балет" для оперы Н. Пиччинни "Роланд". В январе 1780 Н. возобновил балет "Медея и Язон", а через год покинул парижскую Оперу. С 1781 Н. периодически работал в Лондоне, главным образом возобновлял свои старые балеты. Из новых пост. выделялся балет "Ифигения в Авлиде" на муз. Миллера (1793), вероятно сочинённый под воздействием одноим. оперы Глюка. Последний балет Н. "Шалости любви" на муз. Миллера был показан в Лондонском Королевском театре (1794).
Н. вернулся во Францию, где занимался уже только теоретич. трудом. Его балеты ставились посмертно в разных театрах Европы, затем сошли со сцены. Сохранились названия 80 балетов, 24 балетов в операх, 11 дивертисментов. Метод Н.-хореографа был продолжен его непосредственными наследниками - Ж. Добервалем, Ш. Дидло, С. Вигано. Гл. творческий критерий Н. - требование взаимосвязи и взаимодействия слагаемых балетного спектакля сохраняет силу и сегодня. Н. открыл доступ в балет серьёзному драматич. содержанию и установил более гибкие, сравнительно с предшественниками, законы сценич. действия. В его балетах пантомима выросла в пластич. кантилену движений, позировок и групп, свободно и гибко располагающихся под музыку. Отсюда возникал действенный танец - кульминация страстей. Н. упорядочил жанры как танца, так и целого спектакля. Он добавил к существовавшим малым формам балетного спектакля развёрнутую форму многоактного балета. Ценность теоретич. работ Н. в том, что он внёс в частную область балетной эстетики достижения эстетич. мысли своего времени. Ход истории присвоил Н. почётный титул отца современного балета.
Соч.: Письма о танце, пер. с франц., вступ. статья И. И. Соллертинского, в кн.: Классики хореографии, Л.-М., 1937. с. 17-77; Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], вступ. ст. Ю. И. Слонимского, Л.-М., 1965.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
НО..

МАНЕН

МАРКО

МАРКУ

МАСКА

МАТЕЙ

МАХОВ

МЕДЕЯ

МЕЧТА

МИЛОН

МИЩИК

МЛАДА

МОНТЁ

МУГАМ

МУДРА

МЦЫРИ

МЯСИН

НИРОД

НИРШИ

НИЯЗИ

НОСОК

ОГОУН

ОГЮСТ

ОРЛОВ

ОРФЕЙ

ОРЫСЯ

ОСЕНЬ

ПАПКО

ПАРАД

ПАРЕС

ПАХТА

ПАЧКА

ПЕЙДЖ

ПЕЙКО

ПЕКУР

ПЕРРО

ПЛАМЯ

ПОПКО

ПРАЙС

ПРЕВО

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.