на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ОБРАЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ, целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке, о народе, о стране, о времени. Создать О. х. - значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определённую идею. Танец, лишённый образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений (см. Формализм). В образном же танце техника одухотворяется, становится выразит. средством, помогает раскрытию содержания.
Образное начало присуще простейшим бытовым и нар. танцам, проявляясь в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда и в изобразит. элементах. В балете О. х. нередко тождествен действующему лицу, персонажу спектакля. Его танцевально- пластич. характеристика складывается на протяжении действия из разнообразных эпизодов, позволяющих раскрывать мн. грани характера (напр., образ Спартака в пост. балетм. Ю. Н. Григоровича показан в страданиях и в борьбе, в боях и в любви, в отношениях с поработителями и с гладиаторами, с Фригией и с Крассом, каждый эпизод спектакля прибавляет что-то новое к его характеристике). Балетный спектакль - это система О. х., взаимосвязанных в едином драматич. конфликте. Гл. средство создания О. х. - действенный танец (сольный, ансамблевый, массовый), но важную роль могут играть также пантомима и дивертисментный танец (см. Дивертисмент). О. х., созданный солистом, изображающим тот или иной персонаж, нередко дополняется также участием кордебалета (напр., в "Легенде о любви" балетм. Григорович использует кордебалет в качестве некоего эмоционального "резонатора", усиливающего образное "звучание" танца солистов). О. х. рождается как органич. сплав разл. выразит. элементов, приёмов и средств, возникающий на основе единства человеческого характера и воплощающий действие и идею спектакля.
Основа О. х. - текст, сочинённый балетмейстером. Но в воспроизведении исполнителей этот текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и углублять или, наоборот, обеднять и искажать О. х., созданный балетмейстером. Исполнит. творчество активно, танцовщик воссоздаёт не только балетмейстерский текст, но вкладывает в танец своё понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографич. текст и проявляя в этом свою индивидуальность. Вместе с тем О. х., создаваемый артистом балета, не произволен. Он существует как раскрытие балетмейстерского замысла, воплощённого в рисунке танца.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ОБ..

ВИНДЗОРСКИЕ ПРОКАЗНИЦЫ

ГОЛЬДБЕРГСКИЕ ВАРИАЦИИ

КОЗЫ-КОРПЕШ И БАЯН-СЛУ

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ

РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СВАДЬБА

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СЮИТА

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.