на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) [31.1 (12.2).1881, Петербург, - 23.1.1931, Гаага], русская артистка. Дочь солдата из крестьян и прачки. В 1891 принята на балетное отделение Петерб. театр. училища, где занималась у А. А. Облакова, Е. О. Вазем и П. А. Гердта. По окончании, с 1899 танцовщица Мариинского театра. В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролёрши. На сцене Мариинского театра последний раз выступила в партии Никии в 1913, последняя гастроль в России - концерт в Москве в Зеркальном театре сада "Эрмитаж" (1914). Искусство П., выдающейся классич. танцовщицы, утвердившей далеко за пределами родины мировую славу рус. балета, было подготовлено процессами развития рус. балетного театра нач. 20 в. и во многом повлияло на эти процессы. В пост. М. И. Петипа, Л. И. Иванова и их предшественников определилось многообразие возможностей П.: музыкальность и психологич. содержательность её танца, эмоциональная действенность игры, широта жанрового диапазона. Вместе с тем уже в этих спектаклях П. создала много нового, своего. Её выступление в "Баядерке" (1902) дало вторую жизнь образу Никии, истолкованному в плане высокой трагедии духа, внесло перелом в сценич. жизнь спектакля. В образе Жизели (1903) психологизм трактовки вёл к поэтически просветлённому финалу. П. исполняла партии, где классич. основа имела национально-характерную окраску. Зажигательный, бравурный танец её исп. героинь - Пахиты, Китри и др. - был высоким образцом исполнительского мастерства и стиля своего времени. Обращаясь и к собственно-характерным танцам, П. пользовалась огромным успехом в стремительно-пылком панадеросе ("Раймонда"), уральской пляске ("Конёк-Горбунок"), в исп. танце ("Щелкунчик"), в партии вакханки ("Времена года"). С новаторскими поисками балетм. А. А. Горского, стремившегося к драматизации балетного действия, связаны в репертуаре П. партии: Китри ("Дон Кихот") и Бинт-Анты ("Дочь фараона"). Последнюю она сначала исполнила в Большом театре (1906), а затем танцевала партию Аспиччии в традиционной постановке того же балета на петерб. сцене. П. сыграла важную роль в реформах М. М. Фокина как исполнительница центральных партий поставленных им балетов: "Виноградная лоза" А. Г. Рубинштейна, "Эвника" Щербачёва, "Шопениана", "Павильон Армиды", "Египетские ночи". В них проявились одухотворённый психологизм и музыкальность исполнительницы. Гл. ценностями творч. союза П. и Фокина явились произв., где танец подчинён духовно-выразительным задачам: "Шопениана" и "Лебедь" на муз. Сен-Санса (1907, позднее под назв. "Умирающий лебедь"), ставший поэтическим символом рус. хореографии этой эпохи. Отдавая дань новаторству Фокина, П. по-прежнему хранила преданность рус. балетной классике. С 1908 гастролировала за рубежом. С 1909 - виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало её всемирной известности. В 1910 создала собственную труппу, которая с триумфальным успехом выступала во мн. странах. П. сохраняла в гастрольном репертуаре балеты Чайковского и Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту" и др. значит. произв., а также концертные номера. В её труппе работали рус. балетмейстеры и преим. рус. танцовщики. С ними создавались новые хореографич. миниатюры. Наиболее известны: "Ночь" и "Вальс-каприс" на муз. А. Г. Рубинштейна, "Стрекоза" на муз. Крейслера, "Рондино" на муз. Бетховена - Крейслера, "Калифорнийский мак" на муз. Чайковского. Фокин специально для труппы П. пост. "Прелюды" на муз. Листа и "Семь дочерей горного короля" на муз. Спендиарова. Творческий облик П. сложился на рус. сцене. В своих многочисл. концертных номерах она опиралась главным образом на традиции отечеств. искусства. Слава П. стала легендарной. Её подвижническое служение танцу пробудило во всём мире интерес к хореографии и дало толчок к возрождению зарубежного балетного театра.
Соч.: Несколько страничек из моей жизни, "Солнце России", 1912, No 122 (23).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПАВЛОВА Надежда Васильевна (р. 15.5.1956, Чебоксары), советская артистка. Засл. арт. РСФСР (1977), нар. арт. Чуваш. АССР (1980). В 1974 окончила Пермское хореографич. училище (педагог Л. П. Сахарова). Ученицей выступала на сцене Пермского театра, затем в его труппе. Исполнила партии Сванильды, Жизели; Джульетты (1972, балетм. Н. Н. Боярчиков). С 1975 в Большом театре. П. - лирич. балерина больших технич. возможностей. Её танец отличается одухот- ворённостью, "полётностью", естественностью грации, гибкими свободными линиями. Партии: Аврора, Джульетта, Маша, Китри, Фригия; Эола ("Икар" Слонимского), Геро ("Любовью за любовь"), Валентина ("Ангара"), Солистка ("Эти чарующие звуки"), Джульетта (1979, балетм. Ю. Н. Григорович). В концертном репертуаре П.: "Сонет" Мартынова (балетм. Боярчиков); "Девочка и эхо" на муз. Баха, "Маленькая балерина" на муз. Ракова, "Озорница" Иванова - все пост. М. М. Газиевым, "Голубые дали" Балая (балетм. Г. Майоров) и др. Снялась в загл. роли в сов.-амер. фильме "Синяя птица". 1-я пр. Всесоюзного конкурса молодых балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972), Гран при Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1973), пр. им. Ленинского комсомола (1975).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПАВЛОВА Нина Михайловна (р. 9.8.1947, Ростов-на-Дону), советская артистка. Нар. арт. БССР (1980). С 1966, по окончании Белорус. хореографич. училища (педагог И. Н. Савельев). в Минском театре. Партии: Одетта - Одиллия, Аврора, Жизель, Китри, Зарема, Эгина, Кармен; Ева ("Сотворение мира" Петрова).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ПА..

НИКОНОВ

НОВИКОВ

НОРИЕГА

ОБЛАКОВ

ОБУХОВА

ОВНАНЯН

ОГАСТИН

ОЗОЛИНЬ

ОКАТОВА

ОКЕССОН

ОЛИФАНТ

ОЛЬБРЕЙ

ОНЕГГЕР

ОНКИНЕН

ОРБЕЛЯН

ОРЛАНДО

ОСАДЧАЯ

ОТРУБАИ

ПЁРСЕЛЛ

ПАЛУККА

ПАРАДИЗ

ПАРНЕЛЬ

ПЕЛЬЦЕР

ПЕРЕТТИ

ПЕТРОВА

ПЕТРШИК

ПЕТУХОВ

ПИКАССО

ПИЛЕТТА

ПИСАРЕВ

ПИСТОНИ

ПЛЕТНЁВ

ПЛЕЩЕЕВ

ПОДКИНА

ПОЗИЦИИ

ПОЛОНЕЗ

ПОПЕСКУ

ПОПОВИЧ

ПРАЙМЕС

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.