на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ПЕТИПА (Petipa) Жан Антуан [16.2.1787 (или, 1782, или 1796), Париж, - 16(28).7.1855, Петербург], французский артист, балетмейстер, педагог. Работал в Касселе (1810-12), где выступал в балетах "Наказанная ветренность", "Аннетта и Любим" (балетм. Фавар), "Тикоба и Зилоа, или Мексиканцы", "Мельники" (балетм. Блаш), "Забавы Париса"; затем в парижском театре "Порт-Сен-Мартен" (1814-15) выступил в балетах "Шесть простушек", "Пастух Сьерра-Морены, или Любовное лукавство Александра" и "Квакеры". В Марселе (1815-18) дебютировал как балетмейстер анакреонтическим балетом "Рождение Венеры и Амура" (1818). В 1819-32, 1833-35, 1841-43 работал в Брюсселе, где дебютировал в балете "Альмавива и Розина" (1819, балетм. Блаш). Пост. в "Театре де ла Монне" дивертисмент в опере "Караван из Каира" Гретри (1819) и балеты: "Кермесса" (1819), "Месье Дешалюмо" Гаво (1822); "Фризак, или Двойная свадьба", "Пятое июля" (1825), "Маленькие Данаиды" (1828) - все комп. Снеля; "23, 24, 25 и 26 сентября" (1831). Там же возобновил балеты "Г-н де Пурсоньяк" Ж. Коралли и "Жоко, или Бразильская обезьяна" Ф. Тальони (с новой муз. Снеля) - оба в 1826. В постановке П. балета "Танцемания" Мегюля (1831, по П. Гарделю) дебютировал его сын и ученик - Мариус П. Основал в Брюсселе Консерваторию танца. В составе труппы А. Леконт (вместе с Мариусом П.) в 1839 совершил турне по США; в нью-йоркском Нац. театре исполнил комедийную роль врача-шарлатана в балете "Тарантул" К. Жида (балетм. Ж. Коралли) и пост. балет "Марко Бомба, или Хвастливый сержант" (1839) и некоторые др. Затем работал также в Бордо и Мадриде (1845-46). В Россию приехал в 1847. Поставил в 1848 в петерб. Большом театре вместе с Мариусом П. балет "Сатанилла, или Любовь и ад" Ребера и Бенуа (по Ж. Мазилье, новая редакция). До конца жизни был учителем танцев в Петербургском театральном училище (среди учеников - Л. И. Иванов, П. А. Гердт и др.).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПЕТИПА (Petipa) Люсьен (22.12.1815, Марсель, - 7.7.1898, Версаль), французский артист, балетмейстер. В 1839 дебютировал партией Джемса Рюбена в "Сильфиде" на сцене парижской Оперы и до 1862 занимал положение ведущего солиста. Одарённый танцовщик и мим, П. был преим. партнёром Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито и др. Среди созданных им партий - Альберт; Бенедикт ("Гентская красавица" Адана), Ахмет ("Пери"), Граф ("Своенравная жена" Адана), Люсьен д'Эрвильи ("Пахита") и др. В 1860-68 гл. балетмейстер парижской Оперы. Пост. балеты: "Шакунтала" Рейера (1858), "Грациоза" Лабара (1861), "Парижский рынок" Пуньи (совместно с М. И. Петипа, 1861), "Король Ивето" Лабара (1865), а также дивертисменты в 16 операх.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПЕТИПА Мариус Иванович [27.2 (11.3).1818, Марсель, - 1(14).7.1910, Гурзуф], русский артист, балетмейстер. По нац. француз. Учился у отца - Жана Антуана П. и О. Вестриса. В 1838-46 выступал как танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида. В 1847 был приглашён в Петербург на амплуа "танцора-мима": танцевал до 1869 в партиях Люсьена д'Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ребера и Бенуа, инструментовка Лядова). Графа ("Своенравная жена" Адана), Феба; Фауста ("Фауст" Пуньи), Конрада и др. В 1855-87 преподавал в Петерб. театр. училище. В 1847 перенёс на сцену петерб. Большого театра балет "Пахита", в 1858 поставил одноактный балет "Брак во времена регентства" Пуньи. С 1862 штатный балетмейстер, а в 1869-1903 гл. балетмейстер петерб. балетной труппы. Всего поставил св. 60 балетов. В многоактных балетах "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868), "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871, Петербург), "Баядерка" (1877) и др. П. постепенно создал свод правил балетного академизма. Эти постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографич. ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий: архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки, а система выразительных средств складывалась в принципах муз. образности. В спектаклях П. формы дивертисментной сюиты выполняли существенную роль. В балетах с благополучной развязкой такая сюита венчала танц.-драматич. действие, в балетах-трагедиях - предшествовала развязке. Внутри спектаклей П. строил развёрнутые хореографич. сцены.
В этих сценах формировались пути развития симфонич. танца, сначала поставленного на музыку, далёкую от симфонизма (сцена теней в "Баядерке"). Здесь же разрабатывались формы хореографич. миниатюры ("Оживлённый сад" на муз. Делиба в "Корсаре"). Среди одноактных балетов П. выделялись "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона к комедии Шекспира (1876), "Испытание Дамиса" и "Времена года" (1900). Вершиной и итогом творчества П. явилось сотрудничество с великими рус. композиторами-симфонистами Чайковским и Глазуновым. Опыты симфонизации балетного танца получили прочную основу в партитурах "Спящей красавицы" (1890) и "Раймонды" (1898). В "Спящей красавице" муз.-хореографич. кульминации - четыре адажио каждого акта - дали непревзойдённые примеры поэтически обобщённой образности танца. В "Раймонде" на материале трёх характерно-классич. муз. сюит была новаторски разрешена проблема взаимодействия классич. и характерного танца. Шедевром рус. хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида. Лучшие балеты П. ставятся на сценах мира как выдающиеся образцы наследия 19 в. Творческая деятельность П. в России продолжалась более полувека и представлена след. его работами (помимо указанных в статье).
Постановки в петербургском Большом и Мариинском театрах, а также в других театрах: "Лида, или Швейцарская молочница" Гировеца (1849, совм. с Ж. Перро), "Звезда Гренады" Пуньи (1855, Михайловский театр, Петербург), "Роза, фиалка и бабочка" Ольденбургского (1857, Царское Село), "Венецианский карнавал" Пуньи на тему Паганини (Гран па-де-де, 1859); "Парижский рынок" (1859), "Голубая георгина" (1860), "Терпсихора" (1861, Царское Село), "Ливанская красавица, или Горный дух" (1863), "Путешествующая танцовщица" (1865), "Флорида" (1866), "Титания" (1866, Дворец княгини Елены Павловны, Петербург), "Амур-благодетель" (1868, Школьный театр, Петербург) и "Рабыня" (1868, Царское Село) - все Пуньи; "Трильби" Гербера (1870, Большой театр, Москва), "Две звезды" Пуньи (1871); "Камарго" (1872), "Бандиты" (1875), "Приключения Пелея" (1876), "Роксана, краса Черногории" (1878), "Дочь снегов" (1879), "Млада" (1879), "Зорайя, мавританка в Испании" (1881), "Ночь и день" (1883, Большой театр, Москва) - все Минкуса; "Кипрская статуя" ("Пигмалион") Трубецкого (1883), "Волшебные пилюли" (1886) и "Жертвы Амуру, или Радость любви" (1886, Петергоф) - оба Минкуса; "Приказ короля" Визентини (1886), "Гарлемский тюльпан" Фитингоф-Шеля (1887, совм. с Л. И. Ивановым), "Весталка" М. Иванова (1888), "Талисман" Дриго (1889); "Капризы бабочки" (1889) и "Ненюфар" (1890) - оба Кроткова; "Калькабрино" Минкуса (1891), "Волшебная сказка" Рихтера (1891, Школьный театр, Петербург), "Золушка" Фитингоф-Шеля (1893, совм. с Э. Чеккетти и Ивановым), "Пробуждение Флоры" Дриго (1894, Петергоф), "Лебединое озеро" (1895, совм. с Ивановым); "Привал кавалерии" Армсгеймера (1896), "Жемчужина" Дриго (1896, Большой театр, Москва), "Синяя борода" Шенка (1896), "Фетида и Пелей" на муз. Минкуса и Делиба (1897, Петергоф); "Арлекинада" Дриго (1900), "Ученики Дюпре" на муз. Визентини, Делиба и др. композиторов (1900), "Сердце маркизы" на муз. Гиро (1902) -все в Эрмитажном театре, Петербург; "Волшебное зеркало" Корещенко (1903), "Роман бутона розы" Дриго (премьера не состоялась).
Новые редакции: "Сатанилла, или Любовь и ад" Н. Ребера и Ф. Бенуа (1848, совм. с Жаном Антуаном П.), "Корсар" (1863) - оба по Ж. Мазилье; "Фауст" Паниццы и Пуньи (1867), "Катарина, дочь разбойника" (1870) и "Наяда и рыбак" Пуньи (1874) - все по Ж. Перро, "Бабочка" Минкуса (1874, по М. Тальони), "Фризак цирюльник, или Двойная свадьба" на муз. Ж. Снеля в оркестровке Минкуса (1879, по Ж. А. Петипа), "Дева Дуная" Адана (1880, по Ф. Тальони), "Маркитантка" Пуньи (1881), "Пакеретта" Бенуа, Пуньи и Минкуса (1882) - оба по А. Сен-Леону, "Жизель" (1884, по Ж. Коралли и Перро), "Коппелия" (1884, по Сен-Леону), "Своенравная жена" Адана и Минкуса (1885, по Мазилье), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1885, совм. с Ивановым, по Ж. Добервалю), "Эсмеральда" (1886, по Перро); "Фиаметта" Минкуса (1887, совм. с Ивановым, по Сен-Леону), "Сильфида" (1892, по Ф. Тальони), "Конёк-Горбунок, или Царь-девица" (1895, по Сен-Леону).
Танцы в операх: "Страделла" Флотова (1849, Большой театр, Москва), "Русалка" Даргомыжского (1856, совм. с Н. Гольцем, Театр-цирк, Петербург), "Марта" Флотова (дивертисмент на муз. Пуньи, 1859), "Орфей" Глюка (1868), "Гамлет" Тома (1872), "Тангейзер" Вагнера (1874), "Демон" Рубинштейна (1875), "Аида" Верди (1875), "Гуарани" Гомиса (1879), "Царица Савская" Гольдмарка (1880), "Мефистофель" Бойто (1881), "Король Лахорский" Массне (1881); "Роберт-Дьявол" Мейербера, "Кармен" Бизе, "Фауст" Гуно, "Гугеноты" Мейербера (все - 1882), "Джоконда" Понкьелли, "Кавказский пленник" Кюи, "Северная звезда" Мейербера, "Ричард III" Сальвейра, "Филемон и Бавкида" Гуно (все - 1883); "Лалла Рук" Давида, "Нерон" Рубинштейна, "Альдона" Понкьелли, "Рогнеда" А. Н. Серова, "Лакме" Делиба (все - 1884), "Манон" Массне (1885), "Тамарз" Фитингоф-Шеля (1886), "Руслан и Людмила" Глинки (1886), "Фенелла" Обера (1887), "Пиковая дама" Чайковского (1890), "Иоанн Лейденский" Мейербера (1891), "Дубровский" Направника (1895), "Гензель и Гретель" Хумпердинка (1897), "Фра-Дьяволо" Обера (1897), "Дон-Жуан" Моцарта (1898), "Фераморс" Рубинштейна (1898).
Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ, 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПЕТИПА Мария Мариусовна [17(29).10.1857, Петербург, - 1930, Париж], русская артистка. Дочь Мариуса Ивановича П. Училась у отца. В 1875 дебютировала на сцене Мариинского театра в гл. партии балета "Голубая георгина" Пуньи. Первая исполнительница партии феи Сирени (1890, балетм. М. И. Петипа). В 1896 М. И. Петипа пост. для неё балет "Привал кавалерии" Армсгеймера, где П. исполняла партию Марии. П. обладала ярким темпераментом, выразительной пластикой. Была ведущей характерной танцовщицей петерб. сцены: венгерка ("Лебединое озеро", "Коппелия"), испанка ("Раймонда"), итальянка ("Наяда и рыбак" Пуньи) и др. Среди партий: Катти и Низия ("Маркитантка" и "Царь Кандавл" Пуньи). Окончив сценич. деятельность в 1907, до 1912 эпизодически выступала в Мариинском и частных театрах. В 1897, 1903, 1904 гастролировала в Париже, в 1899, 1901 - в Будапеште.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПЕТИПА Мария Сергеевна, см. Суровщикова-Петипа М. С.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ПЕ..

НОВАРО

ОБУХОВ

ОНДРАШ

ОНЕГИН

ОРЛЯНУ

ОТЕЛЛО

ПАВАНА

ПАВЛОВ

ПАГАВА

ПАЙПЕР

ПАЛЛАИ

ПАРЛИЧ

ПАРНЕЛ

ПАРТАИ

ПАСТОР

ПАУЛЛИ

ПАХИТА

ПЕРИНИ

ПЕРСЮИ

ПЕТРОВ

ПЕШКОВ

ПИОЛЛЕ

ПОЗНЯК

ПОКЛОН

ПОЛЬКА

ПОНТУА

ПРИЕДЕ

ПРИМЮС

ПУАНТЫ

ПУЛЕНК

ПУШКИН

ПЬЕРНЕ

РАВЕЛЬ

РАДИНА

РАДИЧЕ

РАДОЕВ

РАЙКОВ

РАЙЧЕВ

РАМБЕР

Купить билет на балет

загрузка...

© Энциклопедия балета 2009-2011.