на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР ВЕЛЬКИ" (Teatr Wielki), Большой театр в Варшаве, - открыт в 1833. На протяжении 19 в. при театре существовала балетная труппа, возглавлявшаяся итал. балетмейстерами. В 1843-53 (с перерывами) в театре работал Ф. Тальони, который пост. романтич. балет "Индийское утро" Стефани. Вместе с Тальони здесь работал польский балетм. Р. Турчинович, поставивший "Жизель" (1848), "Эсмеральду" (1851), "Пахиту" (1854), нац. балет "Окрестность под Кельцами" Стефани (1846). В театре часто выступали иностр. танцовщики: М. Тальони, К. Гризи, большое влияние на формирование польского балетного театра оказали гастроли рус. артистов: Н. Богдановой, А. Ф. Бекефи, Н. Г. Легата, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной и др. Балетм. Л. И. Иванов пост. здесь "Привал кавалерии" (1897, по М. И. Петипа), М. М. Фокин - "Шопениану" и "Евнику" Щербачёва (1908). В 1917 при П. "Т. В." балетм. П. Зайлих создал балетный коллектив. Были пост. "Пан Твардовский" (1921); "Байка" Роговского (1923), "Свитезянка" Моравского (1931) и др. Возобновлялись старые балеты ("Жизель", "Коппелия" и др.), ставились балеты из репертуара антрепризы С. П. Дягилева ("Шехеразада", "Петрушка", "Дафнис и Хлоя" и др.). Помимо Зайлиха в П. "Т. В." работали балетм. Э. Курыло (1925-26), Ф. Парнель (1927-29), Я. Цеплиньский (1934-1935), М. Тяновский (1935-38); ведущие артисты - Х. Шмольцувна, И. Шиманьская, З. Домбровский, С. Балишевский.
Во время 2-й мировой войны 1939-45 П. "Т. В." сгорел. В 1945 в Варшаве была создана Музыкально-оперная сцена, имевшая небольшую балетную труппу, в 1948 она объединилась с филармонией, а в 1949 преобразована в Гос. оперу, явившуюся базой при открытии вновь отстроенного в 1965 П. "Т. В.". В балетной труппе работали балетм. В. Шаевский (1964-67), В. Груца (1967-68; в 1975-78 - гл. балетмейстер), С. Мищик (1968-70), ведущая танцовщица М. Кшишковская (с 1970 она же рук. балетной труппы). Солисты: танцовщицы - Б. Коцёлковская, Э. Яронь, Б. Влодарчик, Я. Галиковская, Э. Гловацкая, Б. Олькушник, Д. Пясецкая, Б. Райская, И. Рыбарская, Б. Сер, Р. Смукала; танцовщики - С. Шиманьский, Е. Грачик, Р. Кравуцкий, Я. Смолиньский, З. Цвиоро, М. Анджейчак, Е. Баранкевич, И. Вишневский. В первые послевоенные годы ставились, помимо нац. балетов "Пан Твардовский" и "Харнаси", одноактные балеты. С 50-х гг. в репертуар включались также классич. и совр. многоактные произв.: "Лебединое озеро", "Жизель", "Ромео и Джульетта"; "Мазепа" Шелиговского, "Каменный цветок" и др. В 1-й пол. 60-х гг. наметилось стремление обновить репертуар. Среди спектаклей, созданных в эти годы иностр. балетм. А. Родригесом и Ф. Адре: "Весна священная" и "Орфей" Стравинского, "Дафнис и Хлоя", "Треуголка"; "Красный плащ" Ноно. Появились балеты, поставленные молодым польским балетм. В. Груцей, преим. на муз. польских композиторов: "Волшебная корчма" Шаловского (1962), "Ожидание" Блёха (1964), "Ад хоминем" ("Ad hominem") Вишневского (1964), а также "Карнавал" (1975); "Третья симфония" на муз. Бёрда (1976), "Станислав и Анна Осьвенцимы" на муз. Карловича (1976), "Маскарад" на муз. Хачатуряна (1979) и др.
Пополнение труппы новыми молодыми артистами способствовало введению в репертуар более сложных и разнообразных по жанрам произв. Наряду с классикой ("Дон Кихот", "Коппелия") и произв. сов. композиторов ("Золушка", "Ромео и Джульетта", "Спартак") ставятся одноактные балеты: "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (1968), "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза и "Болеро" (балетм. В. Борковский), "Вальс" на муз. Равеля и "Чудесный мандарин" (балетм. Ж. Лаззини), "Петрушка" (балетм. Л. Вуйциковский), "Фрёкен Юлия" и "Лунный олень" Рисагера (балетм. Л. Кульберг) и др.; новые произв. польских композиторов: "Скульптуры мастера Петра" Твардовского (1972), "Вожделение" Бацевич (1973), комич. балет "Очень спящая красавица" Блёха (1974).
В П. "Т. В." имеется Камерный зал им. Э. Млынарского, в котором с 1968 ставятся экспериментальные балеты молодых балетмейстеров; здесь начали свою деятельность М. Бохенек, Е. Макаровский и М. Компе.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР ВЕЛЬКИ" в Лодзи (Teatr Wielki w Lodzi). В 1957 под рук. Ф. Парнеля начала формироваться при оперном театре небольшая балетная труппа. В 1967-75 коллектив, выступавший в новом здании, возглавлял В. Борковский. Он реорганизовал труппу и создал её репертуар. С 1977 худ. рук. труппы К. Вжосек. Ведущие солисты: танцовщицы - М. Залейская, Э. Выциховская, Л. Ковальская-Вжосек, Я. Небольская; танцовщики - К. Вжосек, К. Кноль, Б. Янковский. В репертуаре: балеты, пост. Парнелем, - "Жизель" (1959); "Свитезянка" Моравского (1960), "Бахчисарайский фонтан" (1961), "Коппелия" (1962) и др.; в пост. В. Борковского - "Пан Твардовский" (1967, 1974), "Ромео и Джульетта" (1969), "Харнаси" (1970), "Дафнис и Хлоя" (1971), "Шах и мат" (1973); для детей - "Королевна Снегурочка" Павловского (1974); "Кончерто гроссо" на муз. Шабельского (1976, балетм. Т. Куява), "Жар-птица" (1978, балетм. К. Джевецкий) и др. В театре работали также балетм.: Я. Яжинувна-Собчак ("Свадьба в Ойцуве"), Б. Каспрович ("Шопениана"), Э. Паплиньский ["Худо сбережённая дочь" ("Тщетная и предосторожность")]; иностр. балетм.: К. Йосс ("Зелёный стол"), Э. Вальтер ("Орфей" на муз. Монтеверди) и Б. Эйфман ("Гаянэ").
С 1968 театр организует раз в два года фестиваль Лодзинские балетные встречи.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ПО..

ДУБЕНЕЦКЕНЕ-КАЛПОКЕНЕ

ИТАЛЬЯНСКОЕ КАПРИЧЧИО

КЛАССИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ

КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

ЛЕГЕНДА О БЕЛОЙ ПТИЦЕ

ЛОНДОН ФЕСТИВАЛ БАЛЛЕ

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

ОДИННАДЦАТАЯ СИМФОНИЯ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.