на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл., - 5.3.1953, Москва], советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1947). Окончил Петерб. консерваторию по классам композиции (1909, ученик А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Я. Витола), фортепьяно и дирижирования. В 1918-32 жил за рубежом, сначала в США, с 1921 во Франции. В 1932 возвратился в СССР.
Композитор огромного самобытного дарования, оказавший большое влияние на развитие сов. и зарубежной музыки, П. был автором опер, балетов, симфоний, фортепьянных, скрипичных и виолончельных концертов, фортепьянных сонат, кантаты "Александр Невский", оратории "На страже мира", музыки к кинофильмам и драматич. спектаклям, сочинений для голоса и разл. инструментов и др.
Ранние балеты П., написанные до Окт. революции 1917 и во время пребывания за границей, отражают эволюцию его творчества, устремлённого к образам, полным жизнерадостной энергии, юмора, самобытных нац. черт, но испытавшего влияния модернистского примитивизма и футуризма, конструктивизма и урбанизма. "Ала и Лоллий" - "Скифская сюита" для симфонич. оркестра (по славянским мифам, сцен. С. М. Городецкий, 1915, пост. 1927, см. ниже) - воплощает варварские образы первобытной Руси; музыка отличается резкостью гармоний и инструментовки, подчёркнутой грубостью ритмов. В "Сказке про шута, семерых шутов перешутившего" (по рус. сказкам А. Н. Афанасьева, 1920, сцен. П. и С. П. Дягилев; 1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Т. Славинский) средствами лубочного гротеска воссоздаются эксцентричные комедийные сцены; в музыке преобладает изобразительная характерность, через озорство балаганно-скоморошьего действа проступают отдельные нац. и лирич. элементы. "Стальной скок" (1925, сцен. Г. Б. Якулов; 1927, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин) воспроизводит картины совр. действительности (вокзал, фабрика) и написан в духе урбанизма (механистичность ритмов, конструктивизм, карикатурно-сатирич. зарисовки). "Блудный сын" (1929, Париж, там же, балетм. Дж. Баланчин) содержит психологич. сцены и лирич. элементы, мелодич. начало в ряде случаев преобладает. "На Днепре" (сцен. и пост. С. Лифарь, 1932, парижская Опера) - балет, в котором наиболее полно выразился кризис зарубежного периода в творчестве П., его музыка слабо связана с сюжетом, характеризуется отвлечённостью.
Новый этап в балетном творчестве П. начался после его возвращения в СССР, когда им были созданы произв. большого идейного и гуманистич. содержания, отличающиеся глубокой драматургией, ярким индивидуальным стилем, остротой образных характеристик, мелодико-интонационным и ритмич. своеобразием, богатством гармонии и инструментовки. Балет "Ромео и Джульетта" (по одноим. трагедии Шекспира, 1936, сцен. А. И. Пиотровский, С. Э. Радлов и П.; 1938, Брно, Чехословакия, балетм. И. Псота; в СССР - 1940, Театр им. Кирова, балетм. Л. М. Лавровский) раскрывает трагич. гибель светлых и человечных героев в столкновении с мрачными силами средневековой родовой вражды и ненависти. Поэтичные муз. характеристики гл. героев сочетаются с широкой обрисовкой нар. сцен и глубоко драматичными эпизодами в раскрытии осн. действенного конфликта. Лирико-романтич. сказка "Золушка" (по сказке Ш. Перро, 1941, сцен. Н. Д. Волков; 1945, Большой театр, балетм. Р. В. Захаров) с большой эмоциональной силой воплощает тему любви и счастья, проникнута поэтической вальсовостью, содержит иронически-гротесковые характеристики отрицательных персонажей и обаятельные таинственно-фантастич. образы (Добрая фея, Часы), воспевает в праздничном апофеозе красоту жизни. "Сказ о каменном цветке" ("Каменный цветок", по мотивам сказов П. П. Бажова, 1949, сцен. М. А. Мендельсон-Прокофьева и Лавровский; 1954, Большой театр, балетм. Лавровский) - рус. эпико-повествовательный балет с сочетанием реальности и фантастики, с широкими картинами рус. нар. жизни (помолвка, ярмарка), с глубоким раскрытием тем любви и творчества, противостоящих насилию и злу. В этих балетах П. развил традиции муз. драматургии рус. классич. балета (Чайковский, Глазунов). Они преломлены через самобытный индивидуальный стиль автора и обогащены достижениями совр. симфонизма. Номерное строение сочетается в балетах П. со сквозным муз. развитием, системой лейтмотивов, целостной муз. драматургией.
Новаторство музыки П. определило остроту и современность хореографич. решений его балетов, способствовало развитию хореографич. лексики, широкому применению форм развитого симфонич. танца. Новаторство П. осталось, напр., нераскрытым в первой постановке "Каменного цветка", решённой в бытовом плане, приближавшей балет к драматич. театру. Лишь во второй пост. (1957, Театр им. Кирова, балетм. Ю. Н. Григорович) был создан спектакль, адекватный характеру и образам музыки. Участие в постановках балетов П. стало стимулом развития исполнительского искусства и приобрело этапное значение в творчестве выдающихся мастеров: Г. С. Улановой, М. Т. Семёновой, О. В. Лепешинской, Н. М. Дудинской, М. М. Плисецкой, Р. С. Стручковой, И. А. Колпаковой, А. Е. Осипенко, Е. С. Максимовой, Н. И. Бессмертновой, К. М. Сергеева, М. М. Габовича, Ю. Т. Жданова, А. Н. Ермолаева, В. А. Преображенского, С. Г. Кореня, Н. Б. Фадеечева, В. В. Васильева, М. Л. Лавровского, В. А. Левашова и др.
Ритмич. импульсивность, танцевальность свойственны многим сочинениям П. Театрально-драматургич. черты и конкретная образность обусловили многочисл. опыты их хореографич. воплощения. На муз. П. к фильму "Пиковая дама" и неск. номеров фп. цикла пост. балет "Пиковая дама" (1968, ленингр. Камерный балет, балетм. Н. Н. Боярчиков; новая ред. под назв. "Три карты", 1973, Пермский театр, балетм. тот же). На основе музыки П. к кинофильму "Иван Грозный" и др. его соч. композитор М. И. Чулаки написал балет "Иван Грозный" (1975, Большой театр, балетм. Григорович). Музыка П. к драме "Борис Годунов" Пушкина и кинофильму "Иван Грозный" явилась основой балета "Царь Борис" (муз. ред. Н. А. Мартынов, 1975, Пермский театр, балетм. Боярчиков; 1978, Ленингр. Малый театр, балетм. тот же). На музыку П. пост. также балеты: "Сарказмы" (Москва, балетм. Л. И. Лукин; 1931, Берлин, балетм. Л. Гальперн), "Скифская сюита" (1927, "Освобождённые", Берлин; 1927, "Ала и Лоллий", Буэнос-Айрес, театр "Колон", балетм. Б. Ф. Нижинская; 1964, Братислава, балетм. К. Тот; 1969, Театр им. Кирова, балетм. Г. Д. Алексидзе), "Памяти Шуберта" (фп. обработка П. вальсов Шуберта, 1928, Париж, балетм. Б. Г. Романов), "Фантасм" (1962, Сан-Франциско, балетм. Л. Кристенсен), "Классическая симфония" (1931, Париж, балетм. Т. Славинский), "Парадное представление" на муз. 1-й симфонии и 1-й части 3-го фп. концерта (1938, Лондон, балетм. А. Тюдор), "Хореографические картины" на муз. 5-й симфонии (1963, Берлин, балетм. Д. Лишин), "Седьмая симфония" (1961, Пермь, балетм. М. М. Газиев), "Концерт No 3" на муз. 3-го фп. концерта (1947, Париж, "Опера комик", балетм. Ж. Шарра), "Блистательный порыв" (1962, Вена, балетм. А. Миллош), "7-я соната" (1946, Мехи ко, балетм. Г. Браво), "Петя и волк" (1940, Нью-Йорк, балетм. А. Больм; 1948, Португалия, балетм. И. Крамер; 1959, Москва, Большой театр, балетм. А. А. Варламов), "Русский солдат" ("Поручик Киже", 1942, Бостон, балетм. М. М. Фокин), "Подпоручик Киже" (1963, Москва, Большой театр, балетм. О. Г. Тарасова и А. А. Лапаури), "Лейтенант Киже" (1963, Лондон, балетм. К. Девилье), "Каменный портал" ("Мимолётности", 1951, Лондон, балетм. Б. Кульберг), "Мимолётности" (1922, Камерный балет, балетм. К. Я. Голейзовский), "Александр Невский" (1969, Театр им. Кирова, балетм. О. М. Виноградов). На муз. П. к драматич. спектаклям ставились балеты: "Пигмалион" (1946, Париж, балетм. С. Лифарь), "Лисистрата" (1932, Лондон, труппа "Балле Рамбер", балетм. А. Тюдор), "Летний день" (1947, "Балле тиэтр", балетм. Дж. Роббинс), "Квартет" (1954, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Роббинс), "Возвращение" (1955, "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин), "У моря" (1961, ленингр. Дом культуры им. Горького, балетм. К. Ф. Боярский) и др.
Ленинская пр. (1957, посмертно), Гос. пр. СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ПР..

ПАВЕЛЦОВА

ПАКАЛЬНИС

ПАКЕРЕТТА

ПАЛЛЕРИНИ

ПАНТОМИМА

ПАСТОРАЛЬ

ПАХМУТОВА

ПЕРСЕФОНА

ПЕТРИЦКИЙ

ПИГМАЛИОН

ПЛИСЕЦКАЯ

ПЛИСЕЦКИЙ

ПОДДЕРЖКИ

ПОКЛИТАРЬ

ПОНОМАРЁВ

ПОСТНИКОВ

ПРЕСНЯКОВ

ПРИХУНОВА

ПРОЗРЕНИЕ

ПРОТАСОВА

ПУРСИЯНОВ

РАБИНОВИЧ

РАДУНСКИЙ

РАМИШВИЛИ

РЕЖИССУРА

РЕЙЗИНГЕР

РЕПЕТИТОР

РИЧАРДСОН

РОЗЕНБЕРГ

РОМАНТИЗМ

РУМЯНЦЕВА

РЫХЛЯКОВА

РЯБИНКИНА

УРАЛЬСКАЯ

ФАРМАНЯНЦ

ФЕДОРОВИЧ

ФЕДОРУШКО

ФЕЯ КУКОЛ

ФИЛИППОВА

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.