на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ПТИ, Пети (Petit), Ролан (р. 13.1.1924, Вильмомбль, близ Парижа), французский артист и балетмейстер. В 1933-40 учился в балетной школе при парижской Опере у Г. Рико; в 1940-44 артист этого театра. Одна из первых значит, партий - Кармело в балете "Любовь-волшебница" де Фалья (балетм. С. Лифарь, 1943). Его первые постановки (для концертов с Ж. Шарра) относятся к 1942-44. Принимал участие как исполнитель и хореограф в "Вечерах танца" (1944) в театре Сары Бернар. В 1945-47 был художеств. руководителем труппы Балет Елисейских полей, в 1948-1967 (с перерывами) возглавлял собств. труппу Балет Парижа. Для этих трупп создал балеты: "Бродячие комедианты" Соге, "Герника" Бонно, "Встреча" Косма (все - 1945), "Юноша и смерть" на музыку Баха, "Любовные похождения Юпитера" Ибера, "Бал прачек" Дюка (все - 1946), "Девушки ночи" (1948) и "Яйцо всмятку" (1949) Франсе, "Кармен" на муз. Бизе (1949), "Пожирательница бриллиантов" Дамаза (1950), "Траур на 24 часа" Тирье (1953), "Волк" Дютийё (1953), "Музыкальные стулья" (1950) и "Комната" (1955) Орика, "Страх" (1956), "Сирано де Бержерак" Констана (1959) и мн. др. Первые новаторские постановки П. можно рассматривать как реакцию на консервативно-академич. стиль спектаклей парижской Оперы. В них наметились две осн. линии его творчества: лирико-драматич., достигающая иногда трагедийного звучания, и гротесково-комедийная.
В 1962-64 П. поставил ряд спектаклей для Народного фестиваля балета при Национальном народном театре (ТНП). В 1965-72 работал в парижской Опере, где пост. балеты: "Собор Парижской богоматери" Жара (1965), "Турангалила" на муз. Мессиана (1968). В др. театрах пост.: "Потерянный рай" (1967, Королевский балет, Лондон) и "24 прелюдии" Констана (1967, Гамбург), "Экстазы" на муз. Скрябина (1968, "Ла Скала", Милан), "Пеллеас и Мелизанда" на муз. Шёнберга (1969, Королевский балет, Лондон), "Краанерг" на муз. Ксенакиса (1969, Нац. балет Канады) и др. В этих пост. в полной мере обнаружился его дар пластически-выразительной компоновки массовых сцен и остропсихологич. индивидуализации образов.
С 1972 П. - организатор и руководитель Марсельского балета, где возобновил ряд прежних постановок и осуществил новые: "Зажгите звёзды!" на сб. муз. (1972), "Больная роза" на муз. Г. Малера (для М. М. Плисецкой, 1973; фрагмент этого балета под назв. "Гибель розы" перенесён на сцену Большого театра, 1973), "Пинк Флойд" на муз. одноим. группы музыкантов (1973), "Арлезианка" и "Детские игры" - оба на муз. Бизе (1974), "Перебои сердца" на сб. муз. (1974), "Септантрион" Констана (1975), "Хроматические вариации" на муз. Бизе (1975), "Памяти ангела" на муз. Берга, "Пленительный ритм" на муз. Портера, Гершвина и Керна (оба - 1977), собств. хореографич. версии "Коппелии" (1975) и "Щелкунчика" (1976). В парижской Опере пост. балеты: "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза (1974), "Нана" Констана, "Просветлённая ночь" на муз. Шёнберга, "Подвижность" на муз. Верди (все - 1976). Ставил также танцы в мюзик-холлах, парижских казино, программах ревю и телевидения; ряд его пост. зафиксирован в кинофильмах, в т. ч. "Раз, два, три, четыре, или Чёрные трико" (1960).
Лучшие постановки П. отличает демократич. направленность, он тяготеет к конфликтной балетной драматургии, динамичности сюжета, ярко очерченной образности. "Актёрский" театр П. неизменно учитывает характерные особенности дарования исполнителя, мн. его постановки созданы специально для Ж. Шарра, Р. Жанмер и др. Его искусство, неоромантич. по духу, сохраняет связь с наследием классич. хореографии, однако П. стремится преодолеть отвлечённость танцевальной лексики, обогащая её элементами танца мюзик-холла, пантомимы и собственно драматич. искусства. Неоднократно приезжал в СССР. Пост. "Собор Парижской богоматери" в Театре им. Кирова (1978).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ПТ..

БАХ

БЕК

БОШ

ГАН

ГОР

ДИН

ЖАР

ЖИД

ЖЮД

ИОВ

КЕЙ

КОУ

КУН

МЕЙ

МОТ

МУР

НОО

ОРФ

ПЛА

РАО

РАШ

РЕЙ

РИЧ

РОУ

ХАС

ШОУ

ШУТ

ЭГК

ЭКК

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.