на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург, - 9.8.1975, Москва], советский композитор. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1966). Доктор искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1960. Окончил Ленингр. (Петрогр.) консерваторию по классам фортепьяно (1923, у Л. В. Николаева) и композиции (1925, у М. О. Штейнберга).
Один из крупнейших симфонистов 20 в., Ш. отразил в своём творчестве наиболее острые и сложные проблемы современности. В кон. 20 - 1-й пол. 30-х гг. активно работал в области муз. театра. Написал балеты - "Золотой век" (1930, Ленингр. театр оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен), "Болт" (1931, там же, балетм. Ф. В. Лопухов), "Светлый ручей" (1935, Ленингр. Малый театр, балетм. Ф. В. Лопухов). В отличие от опер, написанных на сюжеты рус. лит. классики, Ш. в своих комедийных балетах обращался к современности. Их осн. тема - борьба нового со старым, утверждение оптимистич. мироощущения людей нового общества. Музыка балетов Ш. отличается богатством образов, задором, юмором, жизнерадостностью. В ней слышны отголоски массовых песен, бытовой танцевальности, ораторский пафос сов. поэзии того времени. В то же время здесь щедро проявилась и лирич. природа дарования композитора во всей её непосредственности и демократич. сущности. Используя в основном традиционные балетные формы, Ш. стремился к целостности муз.-драматич. развития, чему, напр., способствовала продуманная тембровая драматургия. "Золотой век" и "Болт", написанные как спектакли-ревю, содержали много танц. дивертисментов, а также чисто зрелищных постановочных эффектов. В "Золотом веке" (в основе сюжета - столкновение сов. спортсменов, выехавших за рубеж, с враждебно настроенными дельцами от спорта) хореографич. решение было основано на противопоставлении элементов гимнастики, акробатики и физкультурных движений танцам совр. Запада, представлению мюзик-холла. В балете "Болт" (борьба передовых рабочих с лентяями и вредителями) композитор стремился воспроизвести атмосферу самодеятельных агиттеатров 20-х гг., "Синей блузы" и др. "Светлый ручей" был создан как праздничное театр. представление из колхозной жизни; в нём широко были представлены классич. формы и классич. танец. Вследствие слабой лит.-драматургич. основы балеты Ш. не имели длительной сценич. жизни (музыка исполняется на концертной эстраде в виде балетных сюит).
Яркое театрально-драматургич. мышление композитора, конкретная образность произв., особенно проявившаяся в его симфонич. творчестве, вызвали появление как в СССР, так и за рубежом многих хореографич. интерпретаций музыки Ш. Среди них: "Красное и чёрное" ("Странная фарандола", на муз. 1-й симфонии, 1939, Монте-Карло), "Ленинградская симфония" (1945, Нью-Йорк, балетмейстер Л. Ф. Мясин; 1961, Театр им. Кирова, балетм. И. Д. Бельский), "Танцевальная сюита" ("Вступление", "Весенний вальс", "Полька", "Элегия", "Гавот", "Вальс", "Галоп и кода"; 1959, Большой театр, балетм. А. А. Варламов), на муз. 1-го фп. концерта - "Мудрые обезьяны" (1960, Лондон, балетм. Н. Моррис), "Катализатор" (1961, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко), "Концерт" (1974, Манчестер, балетмейстер С. Мотрам); "Барышня и хулиган"; "Встреча" (на муз. 9-й симфонии) и "Директивный бантик" (все - 1962, Ленингр. Малый театр, балетм. К. Ф. Боярский), "Цветы" (1961, там же, балетм. В. А. Варковицкий), "Симфония" (на муз. 1-й симфонии; 1963, Лондон, "Королевский балет", балетм. К. Макмиллан), "9-я симфония" (1964, Гамбург, балетм. П. ван Дийк), "11-я симфония" ("1905-й год", 1966, Ленингр. Малый театр, балетм. Бельский); на муз. 2-го фп. концерта - "Концерт" (1966, Зап. Берлин, балетм. К. Макмиллан), "Чёрный праздник" (197. 1, Нью-Йорк, балетм. А. Митчелл); "10-я симфония" (1967, Вупперталь, балетм. А. Картер), "Гамлет" (муз. для одноим. кинофильма; 1971, Петрозаводский театр, балетм. М. М. Мнацаканян), "Зажгите звёзды!" (1972, муз. Ш. и др. композиторов, Марсель, балетм. Р. Пти), "Священные круги" (на муз. фп. квинтета, 1973, Лондон, балетм. Д. Друо), "Три афоризма" (1974), "Мечтатели" (на муз. балета "Болт" и "Золотой век", 1975, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов).
Шостакович - профессор Ленингр. (с 1939) и Моск. (с 1943) консерваторий. Депутат Верх. Совета СССР 6-9-го созывов и Верх. Совета РСФСР 2-5-го созывов. Ленинская пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1974), Гос. пр. УССР им. Шевченко (1976).
В 1954 удостоен Международной премии Мира.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ШО..

ПОЛУПАЛЬЦЫ

ПРИСЕДАНИЕ

РАНИ КАРНА

РАУХВЕРГЕР

РАХМАНИНОВ

РИТЕНБЕРГС

РОСЛАВЛЕВА

РУБИНШТЕЙН

УПРАЖНЕНИЕ

УРОК ТАНЦА

УСЛОВНОСТЬ

ФРИДЕРИЧИА

ХОРЕАРТИУМ

ХРОМОЙ БЕС

ЧАЙКОВСКИЙ

ЧЕРМЕНСКАЯ

ШЕХЕРАЗАДА

ШИМАНЬСКИЙ

ШМОЛЬЦУВНА

ШПАРЕМБЛЕК

ШПРЛАК-ПУК

ШТЕФАНЕСКУ

ШТРАУСИАНА

ШУБЕРТИАНА

ЭЛИНГЕРОВА

ЭСМЕРАЛЬДА

ЯНКУ ЖИАНУ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.