на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ШВЕДСКИЙ БАЛЕТ. Первое балетное представление в постановке франц. балетм. А. де Больё и в исполнении придворных состоялось при королевском дворе в 1638. За ним последовали другие, приуроченные к дворцовым празднествам, в т. ч. в 1649-51 ряд "масок" в пост. поэта Г. Шернъельма ("Торжествующий Парнас" и др.). В 1667 был открыт первый публичный театр. В 70-90-х гг. при короле-пуританине Карле XI спектакли прекратились. Они возобновились в нач. 18 в. силами франц. артистов. В 1724-27 в Стокгольме выступала труппа Ж. Ланде. В 1773 был основан театр Королевской оперы. Его труппу (Королевский шведский балет) возглавил Л. Галлодье, который ставил танцы в операх и дивертисменты. К сер. 80-х гг. труппа увеличилась с 24 человек до 72. В репертуаре появились балеты ученика и последователя Ж. Ж. Новера Ант. Бурнонвиля: "Рыбаки" Крауса (1789) и др. В 90-х гг. Ж. Маркаде пост. ряд собств. пантомимных балетов и возобновил балеты М. Гарделя ("Мирза и Линдор", 1793, и др.). Ведущими артистами были: танцовщицы Дж. Басси, Х. Йортсберг; танцовщики Ант. Бурнонвиль и Ш. Л. Дидло (1786-89), вскоре покинувший Швецию. В нач. 19 в. Королевская опера имела сильную труппу, но балеты ставили иностранцы: Л. Деланд (1809-16 и 1818-20), Ф. Тальони (1818), в 1820-х гг. А. И. Каре, Дж. Амброзини, П. Леде, воспроизводившие спектакли Новера, Ж. Доберваля, Л. Милона, Л. Дюпора. Первый швед. балетмейстер - А. Селиндер (1830-50-е гг.). Он стремился сформировать нац. репертуар, одновременно знакомя зрителя со знаменитыми романтич. балетами ("Жизель" и др.). При нём состоялись гастроли М. Тальони, выступившей в балетах отца: "Озеро фей" Обера и Келлера (1841) и "Сильфида" (1843). В собств. пост. Селиндер использовал романтич. мотивы - "Альхильд, или Чудесная лира" (1839) и "Рыбак и наяда" (1853) Шварца, обращался к швед. нар. танцам, которые тщательно изучал и собирал. Поставленный им балет "Люди из Вермланда" Ранделя (1846), основанный на песенном и танц. фольклоре, продержался в репертуаре до 1964. В 40-60-е гг. 19 в. исполнялись балеты Авг. Бурнонвиля - "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли (1857), "Праздник цветов в Дженцано" Хельстеда и Паулли (1860) и др. Ведущей балериной была Ш. Норберг, известность получил танцовщик Х. Иогансон, выступивший партнёром М. Тальони и уехавший с ней (работал в России в 1841-1903). В 1856-62 и 1890-94 труппой руководил С. Лунд, в 60-х гг. - Т. Мартин, в 70-80-х - Т. Маркль, в 90-х - М. Глаземан, в нач. 20 в. - О. Зёбиш. С 60-х гг. 19 в. балету в Королев. оперном театре уделялось всё меньше внимания, ставились преим. дивертисменты и танцы в операх. Ведущей балериной была Х. Лунд. Интерес к танцу стал возрождаться после выступлений в Стокгольме А. Дункан (1906), А. П. Павловой (1908) и особенно после того как в 1913-15 М. М. Фокин пост. ряд балетов ("Сильфиды", "Шехеразада", "Карнавал") и показал в них молодых артистов: танцовщицу Е. Хассельквист и танцовщика Ж. Бёрлина. Хассельквист, Бёрлин и К. Ари вошли в состав труппы Шведский балет, организованной Р. де Маре и работавшей в 1920-25 в Париже. Ари впоследствии сыграла также выдающуюся роль в развитии швед. балета, основав фонд поддержки артистов балета и учеников балетной школы. Репертуар труппы состоял из балетов Бёрлина с музыкой франц. композиторов, в оформлении франц. художников (Ф. Леже, Ф. Пикабия и др.): "Новобрачные на Эйфелевой башне" Орика, Мийо, Тайфер, Онеггера, Пуленка (1921), "Человек и его желание" Мийо (1921), "Кувшин" Казеллы (1924) и др. В балете "Ночь на Ивана Купала" Альвена (1920) был использован швед. фольклор. Отдельные пост. Бёрлина были включены в репертуар Королевского швед. балета. В 1927-31 поляк Я. Цеплиньский пост. ряд классич. балетов; работавший в труппе с 1931 балетмейстер Ю. Альго - балеты Фокина и собственные: "Казанова" Пик-Манджагалли (1937), "Орфей в городе" Русенберга (1938); в 1940-х гг. финский балетмейстер Г. Ге пост. ряд балетов Петипа в упрощённой редакции с подчёркиванием зрелищных моментов. Ведущие исполнители 20-40-х гг.: танцовщицы - Л. Стайер, Э. Хольмберг, С. Ольсон, Б. Аппельгрен, Т. Лагерборг; танцовщики - Э. Страндин, С. Тропп, О. Торесен, К. Г. Крусе, Т. Родин. В 40-х гг. Королевский швед. балет был в упадке, постоянного репертуара не было, танцовщики выступали преим. в операх. Интерес зрителей переключился на выступления представителей нем. "свободного танца" М. Вигман, К. Йосса, Х. Кройцберга. Опыт гастролёров был использован молодыми швед. хореографами, в частности Б. Кульберг и И. Крамером, которые организовали в 1946 Шведский танцевальный театр с репертуаром из собств. балетов. В нач. 50-х гг. Королевский швед. балет вступил в период реформ. В школе при Королевском оперном театре стали работать А. и Н. Козловские. А. Тюдор, возглавлявший труппу в 1949-50, пост. ряд своих балетов и "Жизель". Англичанка М. Скипинг, руководившая труппой в 1953-62, реорганизовала её, возобновила балеты классич. наследия ("Лебединое озеро", "Спящую красавицу") и М. М. Фокина. С участием швед. балетмейстеров началось формирование нац. репертуара. Кульберг пост. балеты: "Фрёкен Юлия" (1950); "Медея" на муз. Б. Бартока (1950), "Ромео и Джульетта" (1955); "Женщина с моря" Рисагера, "Одиссея" Энглунда, "Адам и Ева" (все - 1961), "Саломея" (1964) Русенберга и др. Крамер пост. балеты: "Блудный сын" Альвена (1957), "Липа" Ларсона (1958), "Водяной" Лундстена (1973), "Петя и волк" Прокофьева (1975). Балетмейстер Б. Окессон, работающая в стиле танца модерн, пост. балеты: "Сизиф" (1957) и "Минотавр" (1958) Блумдаля, "Икар" Бека (1963), "Навсикая" Лидхольма (1966) и др. Ряд балетов, в которых используется танец модерн, пост. М. Осберг. Труппу Королевского швед. балета возглавляли: в 1963-64 А. Тюдор и художеств. совет в составе Кульберг, Окессон и А. М. Лагерборг, в 1964-66 - Б. Макдональд, в 1967-71 - Э. Брун, в 1972-75 - Дж. Мур, с 1976-Крамер. Репертуар обогатился балетами Л. Ф. Мясина ("Парижское веселье" на муз. Ж. Оффенбаха, 1956), Дж. Баланчина ("Симфония до-мажор" на муз. Ж. Бизе, 1960), К. Макмиллана ("Ромео и Джульетта", 1969), Ю. Н. Григоровича ("Каменный цветок", 1962), А. Тюдора ("Эхо труб" на муз. Б. Мартину, 1963), Х. Лимона ("Павана мавра", 1972), Ф. Аштона ("Сон" на муз. Мендельсона, 1975), Г. Тетли ("Обними тигра и уйди в горы" на муз. Суботника, 1971), Э. Фелда ("В полночь" на муз. Малера, 1973), Дж. Кранко ("Онегин" на муз. Чайковского, 1976; "Укрощение строптивой" на муз. Скарлатти в аранж. Штольце, 1979); У. Бёрка (ряд номеров в 1978); Ф. Флиндта ("Дуэль" Бентсона, 1977), а также И. Килиана, Р. Пти, О. Арайса и др. Ведущие артисты 40-60-х гг.: танцовщицы - Г. Линдгрен, Э. Раш, А. М. Лагерборг, Э. М. фон Розен, М. Орландо, Г. Андерсон, И. Броссе, В. Юнг, Б. Шёльд, К. Сюльван; танцовщики - Т. Родин, Б. Хольмгрен, бр. М. и Ю. Менгарелли, К. Селлинг, В. Клавсен, Н. Винквист; 70-х гг.: танцовщицы - Л. Арвидсон, А. Видерсхайм Пауль, Ч. Лидстрём, М. Ланг, А. Альханко, А. Стрювер, К. Коге; танцовщики - Н. О. Хегбум, Й. Коге, П. А. Сегерстрём, М. Ског, Н. Эк, И. Киш, Й. Графф. В течение ряда лет в труппе работает в качестве педагога О. В. Лепешинская. Балетной школой при Королевской опере руководит Ё. Свальберг. Помимо Королевского швед. балета имеются труппы: "Кульберг-балеттен" (с 1967) и "Крамер-балеттен" (с 1968). В "Стура-театер" в Гётеборге в 1920-50 ставились отдельные спектакли, в 1969-70 активно работали К. Борг и У. Гадд, в 1970-76 ряд балетов пост. Э. М. фон Розен ("Лебединое озеро"; "Картинки с выставки" на муз. М. П. Мусоргского, возобновление спектакля Бурнонвиля "Неаполь"), в 1977-78 У. Гадд ("Кристина" на муз. эпохи барокко и др.). В Городском театре Мальмё имеется труппа под руководством К. Борга. С 1973 издаётся ежеквартальный сборник "Данс" (ред. Б. Хегер, который с 1952 является также директором Стокгольмского музея танца). Ведущие критики - А. Г. Стале, Л. Сведин.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ШВ..

НЕМЕЦКИЙ БАЛЕТ

ОГНЕННЫЙ СТОЛП

ПОЛЕВОЙ ЦВЕТОК

ПОЛЬСКИЙ БАЛЕТ

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

ПРИМА-БАЛЕРИНА

ПРОДЕЛКИ КУРАШ

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ

РАДОСТЬ АЛДАНА

РАУЛЬ ДЕ КРЕКИ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

РУССКИЕ СЕЗОНЫ

РУССКИЙ СОЛДАТ

УНТЕРМЮЛЛЕРОВА

УЧЕНИК ЧАРОДЕЯ

ХАРКНЕСС БАЛЛЕ

ЧЁРТ В ДЕРЕВНЕ

ЧУДЕСНАЯ ЛАВКА

ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ

ЮНОША И СМЕРТЬ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.