на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


РАМО (Rameau) Жан Филип (крещён 25.9.1683, Дижон, - 12.9.1764, Париж), французский композитор. Работал в качестве органиста в разл. городах Франции, с 1722 жил в Париже (с 1745 придворный композитор). Продолжая традиции Люлли, Р. писал оперы-балеты и комедии-балеты, в которых стремился к синтезу музыки и драмы (на его опыт в этой области отчасти опирался Глюк в своих реформаторских поисках). Хореографич. сцены в произв. Р. стали занимать большее место, чем у Люлли. Мн. произведения Р. созданы в сотрудничестве с балетм. Каюзаком. Среди них: оперы-балеты - "Галантная Индия" (1735), "Празднества Гебы, или Лирические таланты" (1739), "Празднества Полимнии" (1745), "Храм Славы" (1745), "Празднества Гименея и Амура, или Египетские боги" (1747), "Сюрпризы Амура" (1748) и др.; комедия-балет - "Принцесса Наваррская" ("Празднества Рамира"; 1745); лирические комедии - "Платея" (1745), "Палладины" (1760); героические пасторали - "Заис" (1748), "Наис" (1749); балетные акты для опер Р. и др. композиторов - "Пигмалион" (1748), "Гирлянда, или Волшебные цветы" (1751), "Сибариты" (1753), "Рождение Озириса, или Празднество Памилии" (аллегорич. балет, 1754), "Анакреон" (1754), "Зефир" (ок. 1754), а также "Нелея и Мир-тис" и "Ио" (не поставлены).
Инструментальная (в частности, балетная) муз. Р. соединяла в себе героич. начало (идущее от Люлли) с изяществом выражения; в некоторых произв. ей часто присущ изобразительный, картинно-живописный характер. Танцы Р., сохраняя "галантный" стиль, более темпераментны, динамичны, ритмически остры, чем у его предшественников, гармонич. язык свеж и нов, инструментовка отличается блеском и богатством тембровых находок. Поэтому Р. чаще, чем др. франц. композиторы 17 - 1-й пол. 18 вв., привлекает внимание совр. хореографов, напр.: "Кастор и Поллукс" (опера-балет, 1919, парижская Опера, балетм. Н. Гуэрра), "Придворный балет" (на муз. разл. дивертисментов Р., в обработке Р. Дезормьера, 1948, балетм. С. Лифарь, "Малый Трианон", Версаль), "Павильон Любви" (1948, Штутгарт, балетм. Б. Возин), "Галантная Индия" (опера-балет, 1952, парижская Опера, балетм. А. Авелин, Х. Ландер, Лифарь),. "Ипполит и Арисия" (опера-балет, 1964, П. Лакот). Муз. из цикла "Пять концертов" использована в балете "Эти чарующие звуки..." (1978, Большой театр, балетм. В. В. Васильев).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
РА..

МАРК

МИЙО

НИНА

ОБЕН

ОБЕР

ОЛАХ

ОМЕР

ОРИК

ОРОС

ПАРК

ПЕРИ

ПОЗА

ПОПА

ПОТС

ПРАГ

ПУУР

ПЯРИ

РАЙЕ

РАЙТ

РЕНО

РОЗЕ

РОЙЕ

РОНА

РОТА

УЛЛА

УОЛЛ

УРОК

УХОВ

УЭЛШ

УЭСТ

ФЕРЕ

ФИЛД

ФИНИ

ФОРЕ

ХЯРМ

ЦЕРС

ЧЕЙЗ

ШАРА

ШМОК

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.