на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis - вещественный, действительный). 1) Термин, обозначающий правдивое отражение действительности в художеств. образах, объективную истину в искусстве. Синонимы Р. - "реалистичность", "правдивость", "истинность". В этом смысле Р. свойствен всякому подлинному искусству, составляет его внутреннюю природу. В хореографии основа Р. - правдивое выражение языком танца чувства и мысли, внутреннего состояния, переживания героя. В балете на этой основе раскрывается правда характеров, поступков, драматич. ситуаций, развитие действия, идейный смысл спектакля в целом. Правда жизни воплощается в балете посредством условного танц. языка, в основе которого специфич. система выразительных движений, художественно претворившая реальные жизненные движения человека, но не тождественная им. Поэтому Р. в балете не сводится к бытовому правдоподобию, к воспроизведению конкретной жизненной пластики. Правдоподобие хотя и возможно, но не обязательно. Там, где оно иногда применяется (преим. в пантомиме или в отдельных танц. движениях), бытовые жесты играют подчинённую и дополнительную роль, являясь элементом, включённым в более широкое художеств. целое. Подмена правды жизни бытовым правдоподобием означает подмену Р. натурализмом.
В истории балетного театра происходило расширение границ Р., проявлявшееся в рамках конкретно-историч. направлений, имевших др. названия. От первых балетных интермедий эпохи Возрождения до постановок выдающихся балетмейстеров 20 в. шло развитие и накопление возможностей хореографич. искусства в отражении жизни, завоёвывались средства всё более тонкого, конкретного и дифференцированного воплощения человеческих чувств, обрисовки характеров, раскрытия действия. Новым этапом в развитии Р. стал сов. балет, где произошло слияние Р. с идеями социализма на основе правдивого отражения новой обществ. действительности (см. Социалистический реализм).
2) Конкретно-историч. направление в искусстве 19 в., провозгласившее правду жизни основой своей творч. программы. Термин был выдвинут франц. лит. критиком Ю. Шанфлёри в 50-х гг. 19 в. и быстро распространился в применении к разл. искусствам в разных странах.
Если Р. в первом значении - общая черта разных конкретно-историч. течений и школ, то во втором значении он отличается от др. художеств. направлений, в частности от предшествующего ему романтизма, преодолевая ограниченность которого, он развился, а также от последующих натурализма и импрессионизма, знаменовавших кризис в развитии Р. Поскольку основой Р. 19 в. было критич. отношение к совр. бурж. действительности, его называли также критич. Р. Последний получил широкое развитие в литературе и изобразит. искусстве, но не коснулся балета. Критика балетного искусства передовыми деятелями того времени (напр., М. Е. Салтыковым-Щедриным) велась именно с позиций критич. Р., до которого балетный театр того времени, ограниченный придворно-аристократич. эстетикой, не мог подняться. Реалистич. тенденции в балете 19 в. не развились в целостное направление с законченной творч. программой, как это произошло в других видах искусства. Но в нач. 20 в. они частично выразились в творчестве М. М. Фокина (в сочетании с неоромантизмом и импрессионизмом) и А. А. Горского (в сочетании с академизмом). Эти тенденции проявились в стремлении приблизить балет к жизни путём насыщения его правдивым драматич. действием, а также достичь бытовой, нац. и историч. конкретности и достоверности ("Дон Кихот", 1910; "Дочь Гудулы", 1902; "Саламбо", 1910, в пост. Горского). В "Петрушке", пост. Фокиным (1911), отразилось, кроме того, и социально-критическое начало. Черты социального критицизма проявились также в отдельных произв. искусства 20 в. (напр., в балетах "Чудесный мандарин" и "Зелёный стол", где они переплетены с экспрессионизмом и символизмом). Критич. изображение бурж. действительности, художеств. разоблачение её пороков нашло выражение уже на новой основе социалистич. Р.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
РЕ..

ПЕТРШИК

ПЕТУХОВ

ПИКАССО

ПИЛЕТТА

ПИСАРЕВ

ПИСТОНИ

ПЛЕТНЁВ

ПЛЕЩЕЕВ

ПОДКИНА

ПОЗИЦИИ

ПОЛОНЕЗ

ПОПЕСКУ

ПОПОВИЧ

ПРАЙМЕС

ПРЕЛЮДЫ

РАЙБАЕВ

РАЙСКАЯ

РАССВЕТ

РАТЕНКО

РЕБЛИНГ

РЕЙСНЕР

РЕСПИГИ

РИГОДОН

РИГОНДА

РИСАГЕР

РОББИНС

РОДОЛЬФ

РОКСАНА

РОМАНОВ

РОСАРИО

РОССИНИ

РУДЕНКО

РУССЕЛЬ

РЫЖЕНКО

РЫНДИНА

РЯЗАНОВ

РЯКАШЮС

УЗАКОВА

УИСТЛЕР

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.