на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА, труппа, созданная в 1911-13 С. П. Дягилевым на основе Русских сезонов за границей.
Балетм. - М. М. Фокин (1909-12 и 1914), репетитор - Э. Чеккетти. Ведущие танцовщики - Т. П. Карсавина и В. Ф. Нижинский. Из петерб. Мариинского театра в Р. б. Д. перешли Б. Ф. Нижинская, А. Р. Больм. Кордебалет формировался из артистов оперных театров Варшавы и Парижа, а в летнее время - также моск. и петерб. театров. Сезон 1911 начался спектаклями в Монте-Карло (продолжен в Париже, Риме и Лондоне). Были пост. новые балеты Фокина - "Видение розы" на муз. Вебера (худ. Л. С. Бакст), "Нарцисс" Черепнина (худ. тот же) и "Подводное царство" на муз. из оперы "Садко" Римского-Корсакова (худ. Б. И. Анисфельд), а также сокращённая версия "Лебединого озера" (с участием М. Ф. Кшесинской и Нижинского). Центр. событием сезона стал пост. Фокиным балет "Петрушка" (худ. А. Н. Бенуа). В 1912 были показаны - "Синий бог" Ана, "Тамара" на муз. Балакирева, "Дафнис и Хлоя", все - пост. Фокина (худ. Бакст), "Послеполуденный отдых фавна" (балетмейстерский дебют Нижинского); в 1913 - "Игры" Дебюсси (худ. Бакст), "Весна священная" (худ. Н. К. Рерих), оба - пост. Нижинского, "Трагедия Саломеи" Шмитта (балетм. Б. Г. Романов, худ. С. Ю. Судейкин); в 1914 (Прага, Монте-Карло, Париж, Лондон) - "Бабочки" на муз. Шумана (худ. М. В. Добужинский), пост. Фокина. С началом 1-й мировой войны Р. б. Д. на время прервал свои выступления. Сезон 1915-16 труппа провела в гастролях по Испании, Швейцарии и США. Были пост.: "Ночное солнце" на муз. Римского-Корсакова (балетм. Л. Ф. Мясин, худ. М. Ф. Ларионов), "Менины" на муз. Форе (балетм. и худ. те же, костюмы К. Сократе), "Кикимора" на муз. Лядова (балетм. и худ. те же). В 1917 коллектив распался. Вернувшись в Европу, Дягилев сформировал новую труппу. Ведущее положение в ней стали занимать зап.-европ. танцовщики. В 1917-29 здесь работали балетм. Л. Ф. Мясин, Б. Ф. Нижинская и Дж. Баланчин. В 1917 труппа выступала в городах Европы и Юж. Америки. Были созданы новые спектакли: "Фейерверк" на муз. Стравинского (худ. Дж. Балла), "Женщины в хорошем настроении" на муз. Скарлатти (балетм. Мясин, худ. Бакст), "Русские сказки" на муз. Лядова (балетм. Мясин, худ. Ларионов и Н. С. Гончарова) и "Парад" (балетм. тот же, худ. Пикассо). Наиболее значительные премьеры след. сезонов: балеты, пост. Нижинской, - "Байка про Лису..." (1922, худ. Ларионов и Гончарова), "Свадебка" Стравинского (1923, худ. Гончарова), "Лани" Пуленка (1924, худ. М. Лорансен); Мясиным - "Песнь соловья" Стравинского (худ. А. Матисс) и "Пульчинелла" (худ. Пикассо), оба - 1920; "Меркурий" Сати (1924, худ. тот же), "Стальной скок" Прокофьева (1927, худ. Г. Б. Якулов); Баланчина - "Барабау" Риети (1925, худ. М. Утрилло), "Кошка" Соге (1927, худ. Н. Габо и Певзнер), "Аполлон-Мусагет" Стравинского (1928, худ. А. Бошан и Г. Шанель), "Блудный сын" Прокофьева (1929, худ. Ж. Руо).
Деятельность труппы Р. б. Д., составившая эпоху в истории балетного театра, разворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографич. искусства, когда русский балет оставался едва ли не единственным хранителем наследия прошлого и носителем высокой исполнительской культуры и мастерства. Р. б. Д., находившийся в течение двух десятилетий в центре художеств. жизни Запада, послужил стимулом к возрождению этого вида искусства в ряде стран и становлению его в тех странах, где до того не существовало проф. балетного театра. Реформаторская деятельность хореографов и художников дягилевской труппы решающим образом повлияла на дальнейшее развитие балетного театра во всём мире, существенно изменив отношение к балету в целом и к отдельным его проблемам. Так, напр., идея обращения хореографов к симфонич музыке, не предназначенной специально для танца, оказалась плодотворной для балета 20 в., открыв путь дальнейшим исканиям. Р. б. Д. способствовал пробуждению интереса к балету многих композиторов и стимулировал появление выдающихся балетных партитур. Вместе с тем переворот, совершённый деятелями дягилевской антрепризы, носил по существу узкоэстетический характер, и балет по-прежнему оставался искусством, предназначенным лишь для аристократич. и бурж. элиты. Диктат личного вкуса Дягилева, его непрестанное стремление к новизне приводили к резким поворотам в репертуарной политике труппы, а стремление быть законодателем художеств. моды, присущий Дягилеву "фаворитизм" вызывали принципиальные разногласия в среде его постоянных сотрудников, вынуждая их расставаться с труппой. Наметившийся уже в предвоенные годы разрыв с рус. культурной почвой привёл в 20-х гг. к окончательной утрате антрепризой нац. характера, сделал её явлением зап.-европ. культуры.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
РУ..

ВИНДЗОРСКИЕ ПРОКАЗНИЦЫ

ГОЛЬДБЕРГСКИЕ ВАРИАЦИИ

КОЗЫ-КОРПЕШ И БАЯН-СЛУ

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ

ОБРАЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СВАДЬБА

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СЮИТА

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.