на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА академический им. И. Я. Франко, открылся в 1940 во Львове. В этом театре впервые на территории Зап. Украины была создана балетная труппа. В 1940-41 под рук. Н. И. Трегубова пост. балеты "Красный мак", "Дон Кихот"; "Пер Гюнт" на муз. Грига. Великая Отечеств. война прервала работу труппы над пост. "Лилеи". Первый послевоен. спектакль - "Бахчисарайский фонтан" (1945). Значит. событием в жизни театра стала пост. "Лилеи" (1946), осуществлённая В. И. Вронским. Большую роль в становлении балетной труппы сыграла работа К. Я. Голейзовского над оригинальным воплощением "Бахчисарайского фонтана" (1949), а также пост. рус. балетной классики: "Лебединое озеро" (1947), "Спящая красавица" (1952), "Раймонда" (1953). Важный период в творч. жизни коллектива связан с деятельностью Трегубова, возглавлявшего труппу в 1948-1958; театр обратился к пост. произв. композиторов союзных республик, оригинальное сценич. решение получили "Лауренсия" (1950); "Берег счастья" Спадавеккиа (1950), "Медный всадник" (1951), "Семь красавиц" (1954); "На берегу моря" Юзелюнаса (1956). Уделяя большое внимание созданию нац. репертуара, Трегубов по-новому пост. "Марусю Богуславку" Свечникова (195 3), создал в содружестве с комп. А. Кос-Анатольским историко-героич. балет "Платок Довбуша" (1951) и лирич. балет "Сойкино крыло" (1957, по новелле И. Я. Франко), в которых объединены элементы классич. и гуцульского нар. танца; позже эту линию успешно продолжил М. С. Заславский в работе над героич. балетом на совр. сюжет "Орыся" Кос-Анатольского (1964; 2-я ред. 1968). В 1958 львовская балетная труппа впервые в СССР пост. балет польского комп. Л. Ружицкого "Пан Твардовский". В спектаклях 40-50-х гг. раскрылись индивидуальности артистов М. Беловой, В. М. Ильинской, М. Н. Мономахова, В. М. Обертена, М. Н. Печенюка, Н. В. Слободян, О. Н. Сталинского, А. В. Ярыгиной.
В балетах "Тропою грома" (1963), "Лилея" (1964), "Золушка" (1965), "Спартак" (1966); "Предрассветные огни" Дычко и "Ведьма" Кирейко (оба - в 1967), пост. А. Ф. Шикеро, по-новому проявилось сценич. дарование мастеров старшего поколения - Слободян, Г. А. Исупова, С. И. Клур, О. С. Поспелова, И. Р. Красногоровой, Сталинского, а также молодых артистов - Е. М. Бочище, Ю. И. Карлина, В. М. Товстанова, В. В. Якимовича и др. В театре успешно работали балетм. С. В. Дречин, К. А. Муллер. Большое значение для работы труппы имела деятельность балетм. Заславского, утверждавшего в своих пост. реалистич. танц. образность, выразительные пластич. характеры. Его "Легенда о любви" (1963); "Три мушкетёра" Баснера (1966), "Ромео и Джульетта" (1968); "Сотворение мира" Петрова (1968) и "Тиль Уленшпигель" Глебова (1974) определили искания и творч. лицо коллектива. Спектакли театра отличаются яркостью, масштабностью и оригинальностью декорац. решений.
В 1966 театру присвоено звание академического и имя И. Я. Франко. В труппе (1979): нар. арт. УССР Г. А. Исупов, засл. артисты УССР И. Р. Красногорова, П. Г. Малхасянц, О. С. Поспелов, О. Н. Сталинский, балетмейстер-репетитор нар. арт. УССР Н. В Слободян и др. В 1962-76 гл. балетмейстер - засл. деят. искусств УССР и Бурят. АССР М. С. Заславский, в 1976-77 худ. руководитель труппы - нар. арт. УССР Н. В. Слободян, с 1978 гл. балетмейстер - нар. арт УССР Г. А. Исупов, гл. дирижёр - засл. арт. УССР И. В. Лацанич, гл. художник -нар. худ. УССР Е. Н. Лысик (с 1971). С 1946 при театре работает балетная школа.
Репертуар театра (а скобках фамилии балетмейстеров)
1940. "Красный мак"; "Пер Гюнт" на муз. Грига (Трегубов).
1941. "Дон Кихот" (Трегубов).
1945. "Бахчисарайский фонтан" (Вронский).
1946. "Лилея" (Вронский).
1947. "Лебединое озеро" (Дельсон), "Красный мак" (Цейтлин).
1948. "Светлана" Клебанова (Цейтлин).
1949. "Бахчисарайский фонтан" (Голейзовский).
1950. "Лауренсия"; "Берег счастья" Спадавеккиа (Трегубов).
1951. "Медный всадник"; "Платок Довбуша" Кос-Анатольского (Трегубов).
1952. "Спящая красавица" (Трегубов).
1953. "Маруся Богуславка" Свечникова, "Раймонда" (Трегубов).
1954. "Семь красавиц", "Жизель" (Трегубов).
1955. "Пер Гюнт" на муз. Грига, "Лебединое озеро" (Трегубов).
1956. "На берегу моря" Юзелюнасы, "Баядерка" (Трегубов).
1957. "Большой вальс" на муз. И. Штрауса. "Сойкино крыло" Кос-Анатольского (Трегубов).
1958. "Пан Твардовский" Ружицкого, "Бахчисарайский фонтан" (Трегубов).
1959. "Красный цветок" (Трегубов).
1960. "Тени забытых предков" Кирейко (Рамонова), "Каменный цветок" Фридлендера (Муллер).
1961. "Слава космонавтам" Бирюкова, "Поэма о негре" на муз. Гершвина, "Болеро" (Дречин); "Последний бал" Бирюкова (Муллер).
1962. "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова, "Я помню чудное мгновенье" Синисало на муз. Глинки (Заславский).
1963. "Легенда о любви", "Жизель" (Заславский), "Тропою грома" (Шикеро).
1964. "Орыся" Кос-Анатольского (Заславский), "Лилея" (Шикеро).
1965. "Спящая красавица" (Заславский), "Золушка" (Шикеро).
1966. "Три мушкетёра" Баснера (Заславский). "Спартак" (Шикеро).
1967. "Ведьма" Кирейко, "Предрассветные огни" Дычко (Шикеро), "Каменяры" Скорика (Заславский).
1968. "Ромео и Джульетта" (Заславский); "Антоний и Клеопатра" Лазарева (Дречин), "Орыся" (2-я ред., Заславский).
1969. "Любовь-волшебница", "Треуголка" (Заславский), "Лебединое озеро" (Преображенский).
1970. "Маскарад" Лапутина (Заславский).
1971. "Доктор Айболит" (Заславский), "Эсмеральда" (Дречин).
1972. "Сотворение мира" Петрова (Заславский), "Дон Кихот" (Муллер).
1973. "Шурале" (Заславский).
1974. "Коппелия" (Муллер); "Тиль Уленшпигель" Глебова (Заславский).
1975. "Спящая красавица" (Заславский).
1977. "Спартак" (Шикеро).
1978. "Бахчисарайский фонтан" (Исупов).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический им. Т. Г. Шевченко, крупнейший муз. театр УССР (в Киеве). Основан как оперная антреприза в 1867. В 1893-1919 на сцене театра выступала балетная труппа под руководством польских балетм. С. Ленчевского и М. Ланге, показавших "Малороссийский балет", "Приморский праздник", "Жатву в Малороссии", "Праздник венгерских цыган", "Космополитану", "Коппелию". В 1901 построено новое здание (арх. В. Шреттер). В 1910-х гг. на гастроли периодически приезжали артисты Большого и Мариинского театров - Е. В. Гельцер, Е. А. Смирнова, М. К. Обухова, А. Н. Балашова, М. М. Мордкин. Балетную труппу возглавляли А. А. Романовский (1914), Б. Ф. Нижинская и А. А. Кочетовский (1915-17), М. М. Мордкин совм. с М. П. Фроман (1918).
В 1919 театр был национализирован и стал называться Гос. театр УССР им. К. Либкнехта, с 1926 - Киевская гос. академич. укр. опера, где М. М. Мордкин пост. "Жизель", "Вальпургиеву ночь" на муз. Гуно, и др. В 1921-1925 здесь работали балетм. Р. И. Балонотти, Романовский, М. Г. Дысковский.
В 1926 балетную труппу (60 чел.) возглавили Л. А. Жуков и М. Р. Рейзен, поставившие "Жизель", "Баядерку", "Лебединое озеро". В 1928 Дысковский осуществил пост. балета-пантомимы "Шут" ("Блазень") Прокофьева и балета "Красный мак" (с Р. В. Захаровым). Основу труппы составляли выпускники Ленингр. хореографич. училища (К. Г. Васина, М. Г. Смирнова, Захаров) и Киевской студии под рук. И. И. Чистякова (А. И. Гаврилова, В. В. Мерхасина, В. Н. Шехтман-Павлова, А. В. Ярыгина, А. Я. Бердовский, О. Н. Сталинский).
В 1930-е гг. балетм. В. К. Литвиненко (в 1931-33 во главе труппы) пост. на сцене театра новые редакции "Лебединого озера" (1932), "Красного мака" (1933), первые оригинальные укр. балеты "Пан Канёвский" ("Любина Бондаривна", 1931) Вериковского и "Ференджи" ("Огонь над Гангом", 1932) Яновского.
В 1934, в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев, балетная труппа возросла, её возглавил Л. А. Жуков, который поставил "Дон Кихот" (1934), "Красный мак" и "Лебединое озеро" (оба - 1935). Ярким спектаклем стал комедийный балет "Мещанин из Тосканы" Нахабина в пост. П. П. Вирского и Н. И. Болотова. В 1937-41 гл. балетм. А. А. Берёзова, при активном содействии А. Я. Вагановой, подняла культуру классического танца и укрепила связи с ленингр. балетом. Она поставила "Лебединое озеро", "Спящую красавицу" (оба - 1937), "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" (оба - 1938); в 1940 в творч. содружестве с комп. К. Ф. Данькевичем, либреттистом В. А. Чаговцем, дирижёром Я. А. Розенштейном Берёзова создала героико-романтич. балет "Лилея" (по мотивам поэзии Т. Г. Шевченко), гл. партии в котором исполняли А. И. Васильева, Л. П. Герасимчук, Н. М. Скорульская, А. М. Соболь, Н. И. Иващенко и др.
В 1941 театр эвакуировался в Уфу, с 1942 работал в Иркутске, где объединился с коллективом Харьковского театра, в 1941-44 были пост. "Бахчисарайский фонтан", "Коппелия", "Шехеразада", "Штраусиана", в содружестве с комп. В. В. Йоришем создан комедийный балет-феерия "Бисова ночь", подготовлено 20 конц. программ. В поставленных С. Н. Сергеевым (в 1942-53 гл. балетмейстер) балетах "Сердце гор" (1940); "Лесная песня" Скорульского (1946), "Гаянэ" (1947), "Золушка" (1948), "Красный мак" (1949); "Юность" Чулаки (1950), "Маруся Богуславка" Свечникова (1951), "Под небом Италии" Юровского (1952, совм. с Р. В. Захаровым) и др. раскрылись индивидуальности артистов Васильевой, З. М. Лурье, Герасимчук, Е. М. Потаповой, В. М. Потаповой, Н. А. Апухтина, А. А. Белова, Ф. Н. Баклана, А. М. Сегаля, Р. А. Клявина, Б. В. Степаненко, Н. Н. Новикова и др. Творчество Сергеева, стремившегося к танц. образности спектакля, имело принципиальное значение для формирования художеств. своеобразия укр. балета. Повышению хореографич. культуры труппы способствовали пост.: Ф. В. Лопухова - "Лебединое озеро" (1946), "Спящая красавица" (1950); К. М. Сергеева - "Жизель" (1959); В. М. Чабукиани - "Лауренсия" (1962); П. А. Гусева - "Семь красавиц" (1963) и "Спящая красавица" (1969). Балетм. В. И. Вронский (в 1954-69 во главе труппы) развивал реалистич. традиции укр. балетного искусства, углублял поиски синтеза нар. и классического танца. Выдвинулись яркие молодые артисты: В. Ф. Калиновская, А. В. Гавриленко, А. В. Лагода, А. Г. Кальченко, Н. Д. Руденко, И. П. Лукашова, В. П. Ковтун, В. И. Круглов, В. В. Парсегов и др. Вронский осуществил пост. новых редакций "Лилеи" (1956), "Лесной песни" (1958), развивая линию создания нац. репертуара и утверждая танц. образность. Он оригинально пост. "Ростиславу" Жуковского (1955), "Княгиню Волконскую" Знатокова (1966), сов. героич. балет "Поэму о Марине" Яровинского (1968). В 1960 Вирский пост. балет "Чёрное золото" Гомоляки, широко использовав выразит. приёмы нар. танца. Интерес представляли балетмейстерские дебюты Скорульской ("Тени забытых предков" Кирейко, 1963), Сегаля ("Буря" на муз. Чайковского, 1964), Клявина ("Каменный цветок", 1965), Г. А. Майорова ("Поэма рассвета" Косенко, 1973). Принципы танц. симфонизма утверждает балетм. А. Ф. Шикеро в масштабных постановках: "Легенда о Аобви" (1967); "Каменный властелин" Губаренко (1969), "Ромео и Джульетта" (1971), "Раймонда" (1974). В 1970-72 худ. рук. труппы - нар. арт. УССР Р. А. Клявин, в 1972-74 - нар. арт. УССР Г. Н. Кириллова.
В творчестве коллектива воплощение балетов композиторов народов СССР и классич. наследия сочетается с последоват. работой над созданием оригинального героико-историч. и совр. репертуара. Театр укрепляет связи с композиторами Украины. Наряду с широкими муз.-сценич. полотнами балетмейстеры создали одноактные балеты-симфонии на муг. А.-Я. Штогаренко, Б. Н. Лятошинского, В. С. Косенко, М. М. Скорика.
Т-ру присвоено звание академического (1926), в 1936 награждён орденом Ленина, с 1939 носит имя Т. Г. Шевченко, в 1968 награждён также орденом Трудового Красного Знамени.
Труппа неоднократно гастролировала за рубежом. В 1964 на 2-м Междунар. фестивале балета в Париже труппа театра была отмечена Золотой звездой.
В труппе театра (1979): нар. арт. СССР В. Ф. Калиновская, В. П. Ковтун, Т. А. Таякина, нар. арт. УССР А. В. Гавриленко, В. И. Круглов, А. В. Лагода, Л. И. Сморгачёв, Р. А. Хилько; засл. арт. УССР. Т. В. Боровик, Е. В Косменко, В. В. Литвинов, В. Н. Некрасов, В. В. Парсегов, Г. М. Баукин, В. М. Рыбий, Э. М. Стебляк, Н. И. Уманова; артисты - Н. В. Березина, Л. В. Данченко, Н. Е. Абрамова, В. В. Клочко, Т. А. Литвинова, Л. Л. Шатилова, И. В. Хребтова; балетмейстер - засл. арт. УССР Н. М. Скорульская, балетмейстеры-репетиторы - нар. арт. СССР Е. М. Потапова, нар. арт. УССР И. П. Лукашова, В. И. Круглов, засл. артисты УССР Н. В. Верекундова, Н. Н. Новиков, З. В. Серкова и др. В 1974-1977 обязанности гл. балетмейстера исполнял засл. деят. искусств УССР А. Ф. Шикеро, в 1977-79 - Г. А. Майоров, гл. художник - нар. худ. СССР Ф. Ф. Нирод, гл. дирижёр - нар. арт. СССР С. В. Турчак.
Репертуар театра (в скобках фамилии балетмейстеров)
1926. "Баядерка", "Жизель", "Лебединое озеро" (Жуков).
1927. "Дон Кихот" (Рябцев), "Корсар" (Рябцев и Мессерер), "Конёк-Горбунок", "Тщетная предосторожность", "Коппелия" (Рябцев).
1928. "Дон Кихот", "Коппелия", "Красный мак" (Дысковский), "Шут" ("Блазень") Прокофьева (Дысковский).
1930. "Золотой век" Шостаковича (Вигилёв).
1931. "Эсмеральда" (Баланотти); "Пан Канёвский" Вериковского (Литвиненко).
1932. "Лебединое озеро": "Ференджи" Яновского (Литвиненко).
1933. "Красный мак" (Литвиненко; восстановление).
1934. "Дон Кихот" (Жуков).
1935. "Красный мак", "Лебединое озеро" (Жуков).
1936. "Конёк-Горбунок" (Моисеев): "Мещанин из Тосканы" Нахабина (Болотов и Вирский).
1937. "Лебединое озеро", "Спящая красавица" (Берёзова).
1938. "Бахчисарайский фонтан". "Кавказский пленник" (Берёзова).
1939. "Лауренсия" (Чабукиани).
1940. "Лилея" (Берёзова), "Сердце гор" (Сергеев).
1941. "Коппелия" (Сергеев).
1942. "Бахчисарайский фонтан" (Йоркин и Сергеев).
1943. "Шехеразада"; "Штраусиана" на муз. И. Штрауса (Сергеев), "Бисова ночь" Йориша (Сергеев).
1945. "Лилея" Данькевича (Берёзова).
1946. "Лесная песня" Скорульского (Сергеев), "Лебединое озеро" (Лопухов), "Раймонда" (Сергеев).
1947. "Тщетная предосторожность" (Лопухов), "Гаянэ" (Сергеев).
1948. "Эсмеральда", "Золушка" (Сергеев).
1949. "Доктор Айболит" и "Красный мак" (Сергеев).
1950. "Спящая красавица" (Лопухов): "Юность" Чулаки (Сергеев).
1951. "Маруся Богуславка" Свечникова (Сергеев).
1952. "Под небом Италии" Юровского (Захаров и Сергеев).
1953. "Дон Кихот", "Конёк-Горбунок" (Сергеев).
1954. "Коппелия" (Сергеев; восстановление, пост. Васильевой и Верекундовой).
1955. "Ромео и Джульетта", "Шурале"; "Ростислава" Жуковского (Вронский).
1956. "Лилея", "Щелкунчик" (Вронский).
1957. "Корсар" (Андреев), "Раймонда" (Сергеев; восстановление в новом оформлении).
1958. "Лесная песня" Скорульского (Вронский и Скорульская), "Лебединое озеро" (Лопухов; восстановление).
1959. "Жизель" (К. М. Сергеев).
1960. "Чёрное золото" Гомоляки (Вирский).
1961. "Бахчисарайский фонтан" (Вронский); "Симфонические танцы" на муз. Рахманинова, "Голубой Дунай" на муз. Штрауса (Тангиева-Бирзниек), "Франческа да Римини" (Вронский).
1962. "Эсмеральда" (Вронский), "Лауренсия" (Чабукиани).
1963. "Кот в сапогах" Гомоляки (Клявин), "Тени забытых предков" Кирейко (Скорульская), "Семь красавиц" (Гусев).
1964. "Подпоручик Киже" на муз. Прокофьева (Лапаури и Тарасова), "Спартак" (Вронский); "Буря" на муз. Чайковского (Сегаль).
1965. "Зов отчизны" Хачатуряна, "Ожившая легенда" на муз. Метнера (Лапаури), "Каменный цветок" (Клявин).
1966. "Княгиня Волконская" Знатокова (Вронский).
1967. "Легенда о любви" (Шикеро).
1968. "Поэма о Марине" Яровинского (Вронский), "Дафнис и Хлоя", "Болеро" (Шикеро).
1969. "Каменный властелин" Губаренко, "Каменяры" Скорика (Шикеро), "Спящая красавица" (Гусев).
1970. "Дон Кихот" (Клявин).
1971. "Лебединое озеро" (Клявин), "Ромео и Джульетта" (Шикеро).
1972. "Симфонические танцы" на муз. Рахманинова (Клявин; возобн.), "Тени", 3-й акт из "Баядерки" (Берёзова), "Лесная песня" Скорульского (Скорульская; возобн.), "Щелкунчик" (Шикеро).
1973. "Гран па" из балета "Пахита" Минкуса (Кириллова), "Кармен-сюита" (Плисецкий); "Класс-концерт" на муз. Лядова, Глазунова, Шостаковича (Мессерер), "Рассветная поэма" Косенко (Майоров).
1974. "Раймонда" (Шикеро), "Доктор Айболит" (Н. Н. Новиков; возобн.), "Чиполлино" К. Хачатуряна (Майоров).
1975. "Баллада о матери" Штогаренко, "Во имя жизни" на муз. Штогаренко, Лятошинского, Шостаковича (Шикеро), "Возвращение" Лятошинского), "Белоснежка и семь гномов" Павловского (оба - Майоров).
1976. "Лилея" Данькевича (Шикеро).
1977. "Спартак" (Шикеро).
1978. "Девушка и смерть" Жуковского (Майоров).
1979. "Анна Каренина" Щедрина (Плисецкая, Рыженко, Смирнов-Голованов), "Вечер балетной классики" (Онацкая).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ордена Трудового Красного Знамени академический им. Н. В. Лысенко, открыт в Харькове в 1925 на базе постоянной оперной антрепризы, существовавшей с 1880. Первый балетный спектакль - "Лебединое озеро" (1925). В 1926-28 труппу возглавлял балетм. М. Ф. Моисеев, впервые на укр. сцене поставивший "Красный мак" (1927), среди артистов - опытная танцовщица К. И. Сальникова, молодые укр. балерины В. С. Дуленко, А. В. Ярыгина, ведущие репертуар танцовщики А. М. Соболь, П. Павлов-Кивко. Поднятию проф. уровня коллектива способствовали В. А. Рябцев и А. М. Мессерер, перенёсшие на харьковскую сцену пост. балетов "Дон Кихот" (1926) и "Корсар" (1927). Экспериментальность решения отличала балеты "Иосиф Прекрасный" и "Гротеск" ("В солнечных лучах") Василенко (оба - 1928), осуществлённые К. Я. Голейзовским. Формальными поисками был отмечен эксцентрич. балет-пантомима "Футболист" Оранского (1930) в пост. Н. М. Фореггера. К использованию "свободной" пластики и эстрадного танца обратился П. Е. Кретов в балете на героич. сюжет "Ференджи" (1930), созданный им в творч. содружестве с укр. композитором Б. К. Яновским. В 1931 в репертуаре театра появился нац. балет "Пан Канёвский" ("Любина Бондаривна") Вериковского, в котором впервые были объединены элементы классич. и укр. нар. танца. В этом спектакле раскрылись яркие актёрские индивидуальности артистов Дуленко, Г. А. Лерхе, А. М. Соболя, В. К. Литвиненко, М. Мономахова, К. Г. Васиной, определились черты нац. балетного исполнительства. Реалистич. принципы балетной драмы развивали П. П. Вирский и Н. А. Болотов в "Эсмеральде" (1933) и "Раймонде" (1934). Значительными событиями стали пост. балетов "Спящая красавица" (балетм. Голейзовский) и "Пламя Парижа" (балетм. Цаплин), оба - 1935. Оригинальные решения были найдены в спектаклях: "Бахчисарайский фонтан"; "Цыганы" Василенко (оба - 1938), "Сердце гор" (1940). В 1941 был показан балет "Светлана" комп. Д. Л. Клебанова. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 харьковская балетная труппа работала в Иркутске, объединившись в 1942-44 с киевской.
Среди значит. работ послевоен. периода - "Лилея" (1946, балетм. А. А. Берёзова) и "Данко" Нахабина (1948, балетм. Литвиненко). Труппу возглавляли балетм. Берёзова, Литвиненко, в неё входили артисты Н. Н. Виноградова, И. Н. Герман, Я. А. Додин, П. П. Плавник и др. В спектаклях "Юность" (1950), "Лауренсия" (1952), "Шурале" (1953), поставленных Н. В. Даниловой, проявилось сценич. дарование О. А. Байковой, Г. Гузовской, Л. П. Камышниковой, В. В. Гудименко, В. П. Тер-новченко. Балетм. И. К. Ковтунов, возглавлявший труппу в 1954-62 гг., продолжил работу над созданием балетных произв. на совр. сюжеты в содружестве с укр. композиторами Нахабиным ("Таврия", 1959), Ю. С. Щуровским ("Песня о дружбе", 1961), утверждал принципы пантомимно-танц. драмы ("Лайма" Лепина, 1955, и "Кавказский пленник", 1957). Одной из лучших балетных пост. стал комедийный спектакль "Мещанин из Тосканы" Нахабина (1966). В кон. 60 - нач. 70-х гг. поставлены: "Спартак" (1967), "Легенда о любви" (1969); "Каменный властелин" Губаренко (1972) и др.
С 1934 театр носит звание академического, в 1944 ему присвоено имя Н. В. Лысенко, в 1960 он награждён орденом Трудового Красного Знамени. В балетной труппе (1979); нар. артистка УССР С. И. Колыванова и Т. К. Попеску, артисты Т. Л. Кузьмина, Л. В. Марков, В. Н. Оношко, В. В. Сова, В. А. Трапезникова, Л. П. Фарбер. С 1978 обязанности художеств. руководителя исполняет засл. арт. УССР В. В. Гудименко. Гл. художник - нар. худ. УССР Л. С. Братченко (с 1966). С 1945 при театре работает балетная школа.
Репертуар театра (в скобках фамилии балетмейстеров)
1925. "Лебединое озеро" (Баланотти).
1926. "Корсар" (Моисеев), "Дон Кихот" (Рябцев и Мессерер).
1927. "Корсар" (Мессерер и Рябцев), "Красный мак" (Моисеев).
1928. "Иосиф Прекрасный" и "Гротеск" ("В солнечных лучах") Василенко (Голейзовский), "Лебединое озеро" (Литвиненко).
1929. "Красный мак" (Литвиненко).
1930. "Футболист" Оранского (Фореггер), "Ференджи" Яновского (Кретов, под рук. Фореггера).
1931. "Пан Канёвский" ("Любина Бондаривна") Вериковского (Литвиненко).
1932. "Дон Кихот" (Кретов).
1933. "Эсмеральда" (Болотов и Вирский).
1934. "Раймонда" (Болотов и Вирский).
1935. "Спящая красавица" (Голейзовский), "Пламя Парижа" (Цаплин).
1936. "Лебединое озеро" (Муллер).
1938. "Бахчисарайский фонтан" (Арбатов), "Цыганы" Василенко (Моисеев).
1939. "Пер Гюнт" на муз. Грига (Вигилёв).
1940. "Сердце гор" (Йоркин).
1941. "Светлана" Клебанова (Йоркин).
1942. "Бахчисарайский фонтан" (Йоркин и Сергеев, совм. с балетной труппой Театра им. Шевченко, Иркутск).
1943. "Бисова ночь" Йориша (Сергеев, совм. с трушюй Театра им. Шевченко, Иркутск).
1944. "Коппелия", "Штраусиана", "Шехеразада" (Сергеев, совм. с труппой Театра им. Шевченко, Иркутск).
1945. "Бахчисарайский фонтан", "Коппелия" (Гирман).
1946. "Дон Кихот" (Никитин), "Лилея" (Берёзова).
1947. "Лебединое озеро", "Эсмеральда" (Литвиненко).
1948. "Данко" Нахабина, "Красный мак" (Литвиненко).
1949. "Раймонда", "Коппелия" (Литвиненко).
1950. "Дон Кихот" (Литвиненко и Галкин), "Спящая красавица" (Сатуновский), "Доктор Айболит", "Юность" Чулаки (Данилова).
1952. "Лауренсия" (Данилова).
1953. "Шурале", "Эсмеральда", "Раймонда" (Данилова).
1954. "Весенняя сказка" Нахабина (Никитин).
1955. "Лайма" Лепина (Ковтунов).
1956. "Корсар" (Ковтунов).
1957. "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса, "Кавказский пленник"; "Маска" Боярского (Ковтунов), "Жизель" (Бойченко).
1958. "Баядерка" (Ковтунов), "Лилея" (Бойченко).
1959. "Таврия" Нахабина, "Джунгли большого города" Лепина (Ковтунов).
1960. "Таврия" (2-я ред., Ковтунов).
1961. "Песня о дружбе" Щуровского (Ковтунов).
1962. "Шехеразада", "Франческа да Римини", "Болеро" (Корягин).
1963. "Каменный цветок" (Дадишкилиани); "Я помню чудное мгновенье" Синисало на муз. Глинки (Смирнов и Н. Д. Юлтыева), "Лебединое озеро" (Хомяков).
1964. "Жизель" (Сатуновский).
1965. "Человек, который смеётся" Зейдмана (Сатуновский).
1966. "Мещанин из Тосканы" Нахабина (Сатуновский).
1967. "Спартак" (Шикеро), "Дон Кихот" (Хомяков).
1968. "Ромео и Джульетта" (Пантыкин).
1969. "Золушка" (Арнаудова), "Барышня и хулиган" (Боярский). "Легенда о любви" (Арнаудова).
1970. "Лесная песня" Скорульского (Пантыкин).
1971. "Щелкунчик" (Пантыкин).
1972. "Прометей" Аристакесяна (Пантыкин и Арнаудова), "Каменный властелин" Губаренко (Арнаудова).
1973. "Коппелия" (Носков). "Корсар" (Щеина) и "Кармен-сюита" (Плисецкий. хореография А. Алонсо).
1974. Гамлет" на муз. Шостаковича (Мнацаканян), "Каменный властелин" Губаренко (возобн. Арнаудовой).
1975. "Сотворение мира" (Газиев).
1976. "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (Газиев).
1977. "Берег надежды" Петрова (Газиев).
1978. "Северная сказка" Ковача (Гудименко).
1979. "Спящая красавица" (К. М. Сергеев и Н. М. Дудинская).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
УК..

КАМПУЧИЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

КИРГИЗСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

МЕКСИКАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ

МОЛДАВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

МОСКОВСКИЙ ХУДУЖЕСТВЕННЫЙ БАЛЕТ

ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ ОТДЫХ ФАВНА L'A

ФИЛИППИНСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ТАНЕЦ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.