на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


УСЛОВНОСТЬ, 1) понятие, обозначающее отличие художеств. произведений, в т. ч. хореографических, от воспроизводимых ими явлений жизни, т. е. выражающее несходство, нетождественность образов искусства с жизнью. Диалектика отражения действительности в художеств. творчестве состоит, в частности, в том, что отличие искусства от жизни возможно только на основе его сходства, подобия с жизнью, т. е. У. возникает на основе правды. Она - путь к правде, средство её достижения. У. способствует художеств. обобщению, т. е. выходу за пределы изображения отдельных конкретных явлений, постижению их внутреннего смысла.
У. рождается из специфич. условий отражения действительности в данном виде искусства. Язык танц. искусства условен, в жизни для достижения практич. целей и для общения между собой люди им не пользуются. Хореографич. движения не тождественны реальным, практическим. Но между ними существует взаимосвязь. Хореографич. движения опираются на выразит. пластику человека в реальной жизни, развивая и разрабатывая её в систему специфич. условного языка. В его У. выражается, однако, не отход от жизни, а наоборот, приближение к постижению человеческих чувств, переживаний, мыслей, создаётся возможность образного, художеств. отражения жизни. Черты У. свойственны также драматургии балета и его оформлению (см. Костюм в балете, Художник в балете). Но образы художеств. совершенного балетного спектакля в такой же мере условны, как и безусловны (правдивы, верны, истинны).
У. становится отрицательным качеством лишь тогда, когда отрывается от правды, напр. закрепляет рутину и штампы или появляется как следствие разрушения языка классического танца, нарочитого оригинальнича-ния, отхода от традиций классич. искусства. В этом смысле говорят о дурной У. шаблонов и стереотипов, возникающих в искусстве нетворческом, ремесленном.
2) В более узком смысле термин У. обозначает особый вид художеств. обобщения, связанный с иносказанием, символикой, аллегоричностью, метафорой и т. п., в противоположность обобщению, основанному на описательно- повествовательном, реально-бытовом правдо- подобии. Эти два способа создания художеств. образов, несмотря на их отличия, вполне могут уживаться друг с другом. Напр., в романтич. балете ("Сильфида", "Жизель" и др.) фантастич. акты и сцены являются более условными, нежели реальные, хотя они дополняют друг друга в единой идейно-художеств. концепции.
В сов. балете в разные периоды его развития У. приобретала разл. удельный вес. В первое послереволюц. десятилетие балетмейстеры нередко стремились воспроизвести революц. события в условных, символико-аллегорич. формах ("Величие мироздания" на муз. Бетховена, балетм. Ф. В. Лопухов, 1923; "Красный вихрь" Дешевова, балетмейстер тот же, 1924; "Смерч" Бера, балетм. К. Я. Голейзовский, 1927). Этим опытам были свойственны отвлечённость, схематизм; они не дали значительных результатов. В 1930-е гг., в связи с утверждением в балете спектаклей, близких к драматич. театру, преобладал описательно- повествовательный, реально-бытовой способ изображения, У. отвергалась как нечто якобы чуждое реализму. С кон. 1950-х гг. снова возник интерес к У., но на новой основе, с учётом достижений предшествующего периода. Так, в спектаклях Ю. Н. Григоровича ("Легенда о любви", 1961; "Спартак", 1968), И. Д. Бельского ("Берег надежды", 1959, и др.) символико-аллегорич. образы и сцены сочетались с повествовательным развёртыванием сюжета, с реальным правдоподобием деталей и возникали на их основе как наиболее концентрированное выражение действия.
В условных образах содержится возможность и опасность отвлечённости и схематизма, в бытоподобных - эмпиризма и натурализма. Когда эти опасности реализуются, искусство обедняется. Но они преодолеваются, если и те и другие образы наполняются большой жизненной правдой и идейным смыслом. Этому же служит сочетание приёмов условно-иносказательных и бытоподобно-описательных в одном произведении. Разумеется, такое сочетание не должно быть механическим и эклектичным, оно может быть оправдано лишь особенностями идейно-художеств. концепции того или иного спектакля. В художеств. практике 1960-70-х гг. условные и бытоподобные формы в балете, так же как и их сочетание, приобрели равноправное значение. Главное - не в способе создания художеств. образов, а в их жизненной правдивости, эмоциональной силе и яркости.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
УС..

МЮЗИК-ХОЛЛ

НАРОДНОСТЬ

НАТУРАЛИЗМ

НЕСТИНАРКА

ОСТРОВСКИЙ

ПА-ДЕ-КАТР

ПАПОРОТНИК

ПЕРКОВСКИЙ

ПОКРЫШКИНА

ПОЛУПАЛЬЦЫ

ПРИСЕДАНИЕ

РАНИ КАРНА

РАУХВЕРГЕР

РАХМАНИНОВ

РИТЕНБЕРГС

РОСЛАВЛЕВА

РУБИНШТЕЙН

УПРАЖНЕНИЕ

УРОК ТАНЦА

ФРИДЕРИЧИА

ХОРЕАРТИУМ

ХРОМОЙ БЕС

ЧАЙКОВСКИЙ

ЧЕРМЕНСКАЯ

ШЕХЕРАЗАДА

ШИМАНЬСКИЙ

ШМОЛЬЦУВНА

ШОСТАКОВИЧ

ШПАРЕМБЛЕК

ШПРЛАК-ПУК

ШТЕФАНЕСКУ

ШТРАУСИАНА

ШУБЕРТИАНА

ЭЛИНГЕРОВА

ЭСМЕРАЛЬДА

ЯНКУ ЖИАНУ

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.