на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ВЕНГЕРСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР (Magyar Allami Operahaz). Ведёт начало с 1837, когда был создан Пештский венгерский театр (с 1840 - Национальный), выделился как оперный и получил новое здание в 1884. Первый период существования балетной труппы театра связан с деятельностью итал. балетм. Ф. Кампилли, который перенёс на будапештскую сцену балеты, пользовавшиеся популярностью в др. странах Европы, и поставил несколько собств. балетов ("Ренессанс", "Рококо", "Коппелия", все - 1884; "Сатанелла" Пуньи и Гертеля, "Наила" Минкуса и Делиба, "Сильвия", все - 1885; "Робер и Бертран" Шмидля, 1890, и др.). Балеты также ставили балетм. Ц. Смеральди, Й. Хасрайтер, Л. Маццантини, Ц. Северини. В 80-90-х гг. предпринимались попытки создания балетов на основе венг. тематики, с музыкой венг. композиторов, не получившие, однако, дальнейшего развития. В 1902-15 с труппой работал приглашённый из Вены итал. балетм. Н. Гуэрра, который много сделал для подъёма хореографич. искусства в Венгрии. Гуэрра пост. ок. двадцати балетов (в т. ч. "Венецианский карнавал" Берте, "Карлик-гренадёр" Сиклы, оба - 1903; "Сильвия", 1904; "Маладетта" Видаля, 1905; "Покрывало Пьеретты" Дохнаньи, 1910; "Коппелия", 1912; "Прометей", 1913, и др.), однако в силу объективных причин, ему не удалось создать подлинно оригинального и жизнеспособного репертуара. Значит. событием стала постановка балета Б. Бартока "Деревянный принц" (1917). Её осуществили балетм. Э. Брада и О. Зёбиш, руководившие труппой в 20-х гг. В кон. 20 - нач. 30-х гг. происходило становление венг. балета, складывались основы нац. репертуара, формировались творч. особенности труппы и появились талантливые исполнители. В этот период постановки осуществляли балетм. А. Гобье и Р. Кёллинг, ранее работавшие в труппе С. П. Дягилева и восстановившие здесь балеты "Треуголка" (балетм. Л. Ф. Мясин) и "Шехеразада" (балетм. М. М. Фокин). Успешной была деятельность балетм. Я. Цеплиньского и А. Миллоша, известного венг. танцовщика и педагога Ф. Надаши, начавшего работу в будапештском театре в 1936, а также худ. и гл. реж. Г. Олаха, организатора и постановщика мн. балетных спектаклей.
Новый этап в развитии балетного искусства В. о. т. начался после освобождения Венгрии от фашизма и установления народно-демократич. строя. Он связан с расцветом творческой деятельности Д. Харангозо, начавшего балетмейстерскую работу в театре ещё в кон. 30-х гг. Харангозо первым на венг. сцене поставил балет Бартока "Чудесный мандарин" (1945) и в дальнейшем не раз обращался к этому спектаклю, создавая новые его версии. Этому плодотворному периоду в жизни театра в значит. степени способствовало сотрудничество с группой сов. педагогов и хореографов, творческие контакты и обмены театра с моск. Большим театром и ленингр. Театром им. Кирова. Поставленные сов. балетмейстерами балеты классич. наследия и балеты сов. композиторов пополнили репертуар труппы: "Щелкунчик" (1950), "Лебединое озеро" (1951), "Бахчисарайский фонтан" (1952), "Жизель" (1958), "Гаянэ" (1959), "Ромео и Джульетта" (1962). Основу его составляли пост. Харангозо: "Маёвка" (1948), "Платочек" (1951), "Коппелия" (1953), "Чудесный мандарин" (ред. 1956), "Деревянный принц" (1958), "Треуголка" (1959); "Лудаш Мати" Сабо (1960) и др. Ряд постановок осуществил молодой балетм. И. Экк: "Чонгор и Тюнде" Вайнера (1959), "Весна священная" (1963); "Музыка для струнных, ударных и челесты" на муз. Бартока и "Шахтёрская баллада" (оба-1965). Среди новых пост.: "Кедр" Хи-даша (1975, балетм. Л. Шереги), "Смерть Орфея" на муз. Монтеверди (1975, балетм. А. Фодор), "Девятая симфония" на муз. Лайты (балетм. Экк), "Концертино" на муз. Лендваи (балетм. Ш. Баркочи), "Восьмая эклога" на муз. Секея (балетм. Фодор), "Вариации на тему детской песни" на муз. Дохнаньи (балетм. Шереги) - все в 1978. В 1961-76 балет возглавлял Д. Лёринц.
Многочисл. гастроли балетной труппы сделали известными за пределами Венгрии имена талантливых танцовщиков В. Фюлёпа, Ж. Кун, М. Кекеши, А. Орос, Ф. Хаваша, В. Роны, К. Уграи, Й. Форгача, В. Сумрак, Л. Портеи и др. Для отдельных постановок приглашаются известные европ. хореографы (Ф. Аштон, М. Бежар, А. Долин, Х. Ландер), продолжается сотрудничество с сов. мастерами балета. Школа В. о. т. ежегодно выпускает молодых артистов, пополняющих труппу и с успехом выступающих на междунар. конкурсах артистов балета (в т. ч. и в Москве).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ВЕ..

БАЛЛЕ РЮС ДЕ МОНТЕ-КАРЛО

ВЕНГЕРСКИЙ ПЕЧСКИЙ БАЛЕТ

КЛУЖСКАЯ РУМЫНСКАЯ ОПЕРА

КУБИНСКИЙ БАЛЕТ КАМАГУЭЯ

УЧИЛИЩА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.