на главную А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..

загрузка...


ЙОСС (Jooss) Курт (р. 12.1.1901, Вассеральфинген - 29.5.1979, Хейльбронн), немецкий артист, балетмейстер и педагог (ФРГ). В 1919-21 учился в Высшей муз. школе в Штутгарте, затем работал с балетм. Р. Лабаном в театрах Мангейма и Гамбурга. В 1924- 25 балетм. гос. театра в Мюнстере. Здесь совм. с балериной А. Симола, композитором Ф. Коэном, артистом и балетм. З. Ледером и художником Х. Хекрогом организовал труппу "Нойе танцбюне", ставил балетные номера в экспрессионистской манере: "Персидская сказка" Веллеса (1924), "Демон" Хиндемита (1925) и др. Изучал классический танец в Вене и Париже. В 1927 руководил отделением танца "Фолькванг-шуле" в Эссене, преобразованной в 1928 в "Фолькванг танцтеатер". В 1930-33 работал как балетмейстер в Эссенском муниципальном театре. Пост.: "Демон" Хиндемита, "Король Дроздобород" на муз. Моцарта (1929), "Комната No 13" Коэна, "Павана" на муз. Равеля (оба - 1929), "Петрушка"; "Бал" Риети, "Половецкие пляски" (все - 1930), "Коппелия", "Блудный сын" (оба - 1931), "Пульчинелла". (1932).
Творчество Й. было направлено на создание танц. драмы нового типа. Одним из первых он осознал необходимость синтеза танца модерн с техникой классического танца и небалетной пантомимы. Его теоретич. воззрения получили детальную разработку в системе "эукинетика". Новаторство Й. проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного театра темам. Его "Зелёный стол" на муз. Ф. Коэна - первый балет с ярко выраженной политич. и антимилитаристской направленностью получил 1-ю пр. на Междунар. конкурсе хореографов в Париже (1932) и до сих пор сохраняется в репертуаре нем. и др. театров. В 1933 Й. эмигрировал вместе со своей труппой, получившей назв. "Балле Йосс", в Англию и обосновался в Дарлингтоне, где открыл собств. школу. С труппой гастролировал в Америке и Зап. Европе. Успехом пользовались балеты: "Семь героев" на муз. Перселла - Коэна, "Блудный сын" Коэна (оба - 1933), "Сегодня вечером Иоганн Штраус" (1935); "Компания на постоялом дворе" на муз. Бетховена - Кука (1943), "Пандора" Герхарда (1974) и др. В 1947 труппа Й. распалась, он работал в Чили, в 1949-68 вновь руководил отделением танца в школе "Фолькванг-шуле" и труппой "Фолькванг-балет". Ставил балеты в Дюссельдорфе, Стокгольме, для фестивалей в Шветцингене и Зальцбурге. Творчество Й., крупнейшего представителя экспрессионизма в танце, оказало большое влияние на развитие хореографического искусства многих стран.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЙО..

ГЛЮК

ГРАН

ГРЕЙ

ГРИГ

ДАЛИ

ДЕГЕ

ДЖОЯ

ДИЙК

ДОЖА

ДОНН

ДЮКА

ДЮФИ

ЖЕНЕ

ЖИГА

ЗАКС

ИБЕР

ИГРЫ

ИКАР

ИЛГА

КАЙН

КАПП

КАРП

КЕНТ

КИДД

КИНО

КЛОП

КОВЧ

КОЙТ

КОХА

КОЭН

КРОЛ

КУРА

ЛАЛО

ЛАНИ

ЛЕЖЕ

ЛЕЙС

ЛИМА

ЛИСТ

ЛОЛА

Купить билет на балет

© Энциклопедия балета 2009-2015.