[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЭЛЬСЛЕР (Elssler) Фанни (наст. имя - Франциска) (23.6.1810, Гумпендорф, - 27.11.1884, Вена), австрийская артистка. Училась в Вене у Ж. Омера, совершенствовалась в Италии. Сценич. деятельность начала в 1818 в "Кернтнертортеатре" (Вена). Выступала вместе с сёстрами Терезой и Анной Э. в Вене и Берлине (1830), где исполняла гл. партии в балетах: А. Вестриса - "Фея и рыцарь" на муз. Россини, Пачини и Романи (1829); Ф. Тальони - "Швейцарская молочница" Гировеца (1830) и др., а также в операх Обера "Немая из Портичи" (балетм. Омер) и "Бог и баядерка" (балетм. Тальони). В 1834-40 в парижской Опере, дебютировала в балете "Буря" Шнейцхоффера (балетм. Ж. Коралли). Исполняла гл. партии в балетах Коралли - "Хромой бес" Жида (1836), где с огромным успехом танцевала качучу, "Кошка, превращённая в женщину" Монфора (1837), "Тарантул" Жида (1839); Ж. Мазилье - "Джипси" Тома, Бенуа и Марлиани (1839); в "Тщетной предосторожности" (балетм. Омер по Ж. Добервалю, 1837) и др. В 1840-42 первая из европ. танцовщиц совершила турне по Америке, гастролировала в Лондоне (1843 и 1847), Брюсселе (1843-44), Будапеште (1844-45). Милане (1838-48), Риме, Неаполе, Флоренции, Дублине, Гамбурге (1845-47). Выступала в гл. партиях балетов Ж. Перро - "Жизель" (1843), "Мечта художника" (1843), "Эсмеральда" (1844), "Катарина, дочь разбойника" (1847). Её гастроли в Петербурге и Москве (1848-50) имели большое значение для развития рус. балета. Последние выступления Э. состоялись в 1851 в Вене в балете "Фауст" (Перро).
Эльслер - одна из выдающихся балерин эпохи романтизма. Её искусство сближалось с исканиями балетм. Перро. Пантомимич. дар, темперамент, обаяние делали её незаменимой исполнительницей его балетов, основанных на драматич. действии, насыщенных романтикой сильных чувств. Э. - живая, страстная, "языческая" (по словам Т. Готье) танцовщица. Ей особенно удавались характерные танцы: качуча, тарантелла, мазурка, краковяк и др. Блестящая танцовщица тер-а-терного плана, она довела до совершенства исполнение мелких движений на пальцах.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета