[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГАЛЕОТТИ (Galeotti) Винченцо Томазелли (5.3.1733, Флоренция, - 16.12.1816, Копенгаген), итальянский артист и балетмейстер. Ученик Г. Анджолини. С 1759 выступал как танцовщик на сценах оперных театров Венеции, с 1765 - как балетмейстер в Венеции, Турине, Лондоне, Генуе, подражал учителю, иногда воспроизводил его балеты. С 1775 до конца жизни балетмейстер Королевского датского театра (Копенгаген) (с 1781 дат. подданный). Основой балетов Г. являлась действенная пантомима в традициях Ж. Ж. Новера и Анджолини. Самобытность хореографа сказалась в отображении дат. бытовых тем и лит. сюжетов ("Прачка и мельник", 1787; "Вербовщик", 1788); это сделало его родоначальником дат. балета. Творч. зрелость Г. совпала с общим подъёмом дат. искусства в кон. 18 в., вызванным отменой крепостного права, ограничением дворянских привилегий и ростом буржуазно-либеральных тенденций. Г. завязал тесный союз с дат. композиторами. На муз. Й. Лолле он пост. одноактный балет-пародию "Причуды Купидона и Балетмейстера" (1786), поныне остающийся в репертуаре дат. театра. Комп. К. Шалль написал для Г. 17 партитур, в т. ч. балеты - "Лагерта" (1801) на сюжет старинной саги, "Рауль - Синяя Борода" (1808) и "Ромео и Джульетта" (1811). Последняя пост. Г. - "Макбет" на муз. Шалля (1816). За 40 лет работы в Копенгагене он создал обширный репертуар - от дивертисментов и жанровых комедий до танц. драмы по мотивам нар. эпоса. Сохраняя приметы классицизма (разделение танца и ритмизованной пантомимы, пояснительные титры на транспарантах), Г. направлял действие балетов в русло сентиментальной мелодрамы, пролагал путь к романтич. балетному театру.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета