[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГАРДЕЛЬ (Gardel) Максимильен Леопольд Филипп Жозеф (18.12.1741, Мангейм, - 11.3.1787, Париж), французский артист и балетмейстер. С 1755 учился в Академии музыки (Париж). Дебютировал в 1760 сольной чаконной в опере "Дарданус" Рамо и вскоре занял ведущее положение в труппе Королевской академии музыки. Танцовщик эпохи классицизма, Г. отличался в героич. партиях (Александр - "Апеллес и Кампаспа" Аспельмайра, и др.). Переходя от пантомимы к танцу, Г. отказывался от выразительности и эмоциональности, преследуя лишь точность и изящество пластики. Г. отменил маску и устарелую форму балетного костюма на франц. сцене (партия Аполлона в опере "Кастор и Поллукс" Рамо, 1772). В 1773-81 помощник балетмейстера парижской Оперы, в 1781-87 гл. балетмейстер. Балеты-пантомимы, созданные Г., были аналогами репертуарных опер и драм и не отличались оригинальностью: "Нинетта при дворе" Дуни (1778), "Мирза и Линдор" Госсека (1779), "Первый мореплаватель" Гретри (1785) и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГАРДЕЛЬ (Gardel) Пьер Габриель (4.2.1758, Нанси, - 18.10.1840, Париж), французский артист и балетмейстер. Брат и ученик Максимильена Г. В 1771 поступил в Королевскую академию музыки (Париж), с 1772 (ещё учеником) исполнял танц. выходы в операх К. В. Глюка, А. Гретри, Ф. Госсека. С 1780 первый танцовщик "серьёзного" жанра в стиле классицизма. В 1781-82 выступал на сцене лондонского Королевского балета в труппе Ж. Ж. Новера, затем вернулся в Париж. Исполнял партии Линдора ("Мирза и Линдор"), Дезертира ("Дезертир") и в пост. Новера - Ринальдо, Язона ("Ринальдо и Армида", "Медея и Язон" Родольфа), Альфонсо ("Адель де Понтье") и др. В 1788-1827 гл. балетмейстер Королевской академии музыки, в 1799-1815 директор её балетной школы. Начав с традиц. дивертисментов в операх, Г. пост. в 1790 балеты "Телемак на острове Калипсо" и "Психея" Миллера (исполнял партии Телемака и Аполлона). В этих постановках балетмейстер предвосхитил формы стиля ампир и утверждал их позже в балетах на мифологич. сюжеты. В 1792-93 Г. ставил революц. зрелища, сотрудничая с худ. Л. Давидом и комп. Ф. Госсеком и Э. Мегюлем: "Дароприношение Свободе" (в финале исполнялась "Марсельеза"), "Праздник в честь Разума", а также балет "Суд Париса" Мегюля. Среди др. пост. Г. наиболее известны балеты: "Танцемания" Мегюля (1800), "Ахилл на острове Скирос" Керубини, "Поль и Виргиния" Крейцера (оба - 1804), "Оправданная служанка" Крейцера, "Блудный сын" Бертона (оба - 1818).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета